Конструктивные особенности ведущих звёздочек
Любой производитель в инструкции по эксплуатации указывает шаг зубьев. Учитывая то, что на пильной шине установлена ещё и ведомая звёздочка (предназначенная для создания необходимого натяжения), шаг там и там должен быть одинаковым.
Ведущие звёздочки бензопил могут быть цельными и сборными. В первом случае звёздочка включает в себя ступицу, на которую напрессован зубчатый венец. Именно таким образом устроены детали в бензопилах Чемпион. Снимать при замене следует изделие полностью, поскольку в домашних условиях соблюсти значение натяга, заданного на предприятии-производителе практически невозможно. Да и приобрести венец отдельно – тоже проблема.
В бензопилах от Штиль или Хускварна сменный венец находится непосредственно на валу барабана, а потому его замена никаких сложностей не представляет.
Износ зубьев устанавливается по следующим признакам:
- В местах перехода от зуба к впадине имеются хорошо заметные радиусы.
- Ширина зуба неравномерная по высоте.
- На вершине зуба наблюдаются сколы металла.
- На внутренней поверхности отверстия в ступице имеются многочисленные задиры и риски (следствие плохой смазки).
- На звёздочке заметна канавка от пильной шины (менять необходимо и цепь).
- Цепь в начальный момент пуска заклинивает.
При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных факторов ведущая звёздочка подлежит замене.
Перед началом работ (особенно, если бензопила проработала сравнительно немного) стоит проверить крепление пильной шины. Отошёл винт-натяжитель или отвинтились гайки крепления – направитель уже несоосен продольной линии пильного полотна. Он начинает контактировать не с центром, а с периферией зубьев ведущей звёздочки, провоцируя их интенсивный износ. После затяжки указанных элементов проверяют работу бензопилы: если люфт не устраняется, то звёздочку придётся менять.
Как снять ведущую звёздочку с бензопилы?
Как уже было отмечено, звёздочка может иметь раздельный и напрессованный венец. Поэтому последовательность действий будет разной.
Для стационарного расположенного венца последовательно производят:
- Демонтаж кожуха;
- Снятие пильной шины вместе с цепью;
- Разъединение муфты сцепления с двигателем (предварительно следует застопорить поршень);
- Извлечение муфты сцепления вместе с барабаном;
- Съём венца с барабана при помощи обычного рожкового ключа (некоторые производители к комплект ЗиП прилагают ещё и съёмник).
Сборку узла производят в обратной последовательности. Для некоторых моделей перед демонтажом венца придётся снять ещё и воздушный фильтр.
При разборке ведущей звёздочки для бензопилы, которая имеет сменный венец, порядок работ будет практически таким же, но на конечном этапе необходимо заменить только венец.
После окончания работ необходимо проверить эффективность замены. Для этого проверяют натяжение цепи: если при отпущенном тормозе и попытке оттянуть цепь по направлению её перемещения она неподвижна, то крепление «перетянуто», и натяжитель следует слегка отпустить.
Успех работ определяется наличием специального ремонтного комплекта, приобретённого под конкретную марку бензопилы. В противном случае следует точно знать типоразмер пилы и шаг зубьев.
Как поменять звездочку на бензопиле?
Для того чтобы владельцу хозяйственной цепной пилы было легче снять звездочку с бензопилы и установить вместо нее новую деталь, ему потребуется:
- поршневой стопор – можно заменить мотком плотного тканевого шнура;
- универсальный ключ, который поставляется в комплекте с бензиновой пилой;
- съемник для демонтажа центробежного сцепления – его нужно подобрать с учетом особенностей штатной муфты бензоинструмента.
Алгоритм работ при демонтаже встроенной направляющей звездочки выглядит следующим образом:
Сперва оператор должен снять используемую режущую гарнитуру бензопилы. Для этого нужно открутить крепежные гайки защитной крышки инструмента, снять саму крышку, а также отвернуть 2 металлических винта, которые фиксируют стальную направляющую;
Далее нужно аккуратно демонтировать верхнюю рабочую часть встроенного воздушного поролонового фильтра;
Затем необходимо вывернуть заводскую свечу зажигания бензоинструмента. На ее место потребуется установить ранее подготовленный стопорный механизм или просунуть в цилиндр моток плотного шнура, способного зафиксировать штатный поршень силового агрегата;
После этого нужно правильно расположить съемник штатной муфты сцепления. Для этого инструмент необходимо установить в разъем используемого универсального ключа и открутить штатную муфту. При этом приспособление потребуется аккуратно поворачивать против хода часовой стрелки;
После снятия заводской муфты оператор получит свободный доступ к деталям, расположенным за ней. Это позволит свободно открутить звездочку и проверить ее состояние. В зависимости от комплектации бензопилы, ее заводская муфта может быть оборудована цельной или сборной звездой. В случае со сборной деталью оператору потребуется тщательно осмотреть ее штатный венец и при необходимости заменить его. Цельные детали заводского сцепления меняются полностью;
Затем нужно осмотреть другие детали муфты
Особое внимание необходимо уделить возвратным стальным пружинам. Если они растянулись или деформировались, значит элементы с дефектами потребуется заменить;
На следующем этапе должна быть выполнена замена звездочки на шине бензопилы
Это обеспечит стабильную передачу усилия ДВС от ведущей на ведомую звезду, а также поможет снизить вибрацию направляющей и цепи при распиловке крупных сухих бревен;
Далее нужно тщательно очистить все исправные детали – с их поверхности потребуется удалить смолистые отложения, золу и засохшую смазку;
После замены звездочки и очистки всех внутренних деталей сцепления, механизм можно собирать и устанавливать на бензоинструмент в обратной последовательности.
Чтобы проверить исправность отремонтированный муфты, потребуется распилить несколько сухих бревен. Если цепь разрезает древесину точно по установленному центру, а со стороны самого механизма не доносится никаких посторонних звуков, значит ремонт штатного сцепления был выполнен правильно.
Немного о правилах эксплуатации узла
Независимо от бренда производителя (Штиль, Хускварна, Партнер, Патриот, Макита ) бензопилы подразделяют на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные. Разница, однако, заключается не в качестве сборки или изготовлении компонентов, а в классе выполняемых задач, производительности и длительной мощности привода. Это предопределяет выбор материала ведущей звёздочки для бензопилы, её исполнение и конструкцию пильной цепи.
Работоспособность инструмента будет определяться способом эксплуатации пары «цепь-звёздочка». В большинстве случаев пользователи пользуются одним из двух вариантов:
- Цепь эксплуатируется вплоть до полного износа зубьев, а тогда уже одновременно заменяется как пильное полотно, так и звёздочка;
- Периодическая замена цепей, имеющий разный шаг, и для каждой потребуется своя ведущая звёздочка.
Выбор варианта часто определяется отношением хозяина к своему инструменту. Если всё равно, что пилить (дерево или застрявшие в нём стальные скобы, шурупы и пр.), тогда можно остановиться на первом варианте. Цепь, правда, придётся периодически править, снижая тем самым производительность работы на бензопиле.
Категорически не рекомендуется оставлять старую цепь при новой звёздочке и наоборот. При изношенности пильного полотна вероятность того, что шаг зубьев не совпадёт – практически стопроцентный. Поэтому в начальный момент пуска оба компонента цепной передачи будут подвергаться значительным динамическим нагрузкам. В результате либо цепь преждевременно растянется, «подстраиваясь» под звёздочку, либо при ударе лопнет один из зубьев на ведущей звёздочке.
Кроме этого, стоит акцентировать внимание и на работе подшипникового узла вала ведущей звёздочки. При работе пилы в режиме рабочих оборотов вращается только коленчатый вал
Но все бензопилы периодически функционируют и на холостых оборотах, когда подшипник вращается. При недостатке смазке происходит износ посадочного места, и – как следствие – дополнительное биение зубьев ещё вполне работоспособной цепной передачи.
Из этого следует, что при замене цепи и ведущей звёздочки для бензопилы неплохо одновременно заменить и подшипник.
Виды неисправности сцепления и способы их устранения
Здесь перечень возможных поломок не так велик, наиболее часто встречающиеся случаи это:Поврежденная пружина, она может быть растянутой или лопнувшей, в обеих случаях сцепление работать не будет и необходим ремонт. В зависимости от марки бензопилы Вам придется заменить пружину или целиком сцепление. Так, например, на пилах Stihl возможно заменить пружину, а вот на Husqvarna и Echo придется менять полностью сцепление.
Барабан сцепления, на котором находится ведущая звездочка бензопилы. Износ барабана и звездочки также ухудшает работу механизма сцепления, определяется он достаточно просто, выработка внутри барабана и на звездочке видна невооруженным глазом. Ликвидировать неисправность можно путем установки нового барабана сцепления.
Еще один вид поломки — неисправный подшипник внутри барабана сцепления, его износ также является естественным, хотя и не таким частым по сравнению со случаями, описанными выше. На многих моделях бензопил этот подшипник меняется, и нет необходимости при этом менять все сцепление.
Когда менять звездочку бензопилы?
Основная проблема ведущих деталей бензопил заключается в постепенном износе их зубцов. При использовании инструмента в нормальном режиме с соблюдением правил эксплуатации и применением качественной смазки, деталь поддается минимальному износу. Однако, если во время работы произойдет удар пильной гарнитуры о гвоздь или камень, то на зубец , который в момент удара отвечал за движение цепи, подействует сильная нагрузка. При несильном ударе зубец может деформироваться, но если удар будет значительным, то это приведет к расколу всего ведущего элемента. Из-за этого цепь при работе может проскальзывать по шине, или вовсе сорваться с нее, нанеся травму оператору.
При правильной эксплуатации пилы поломка подшипника маловероятна. Если для его смазки использовать качественное масло, то этот элемент прослужит гораздо дольше звездочки. Однако, если при осмотре оказалось, что подшипник сломан, то его потребуется быстро заменить, не дожидаясь полного износа ведущей детали.
Ведущая звездочка для бензопилы – устройство и функции детали
По своей форме и внешнему виду звездочка сцепления бензиновой пилы действительно напоминает звезду. Главная функция этой компактной детали заключается в приеме, сохранении и мгновенной передаче усилия от работающего ДВС на встроенные режущие органы используемого бензоинструмента. Таким образом, ведущая звезда бензопилы поддерживает непрерывную работу пильной гарнитуры и обеспечивает эффективность бензопилы при решении различных задач на участке. Вторая важная функция звезды – это защита двигателя в случае заклинивания или аварийной остановки цепи.
В зависимости от производителя и назначения бензопилы, звезда в устройстве ее муфты сцепления может быть изготовлена из металла или пластика. Второй вариант распространен среди китайских брендов, выпускающих преимущественно дешевые бытовые цепные пилы. Металлические звездочки гораздо надежнее и устанавливаются на брендовую технику для профессиональной эксплуатации.
Виды ведущих звездочек современных бензопил
В зависимости от технологического устройства звездочек, они могут быть:
- цельными – элементы этого типа конструктивно состоят из штатной ступицы, оборудованной стационарным венцом с конкретным количеством зубьев. На заводе-изготовителе обе части звезды запрессовываются друг на друга, поэтому разобрать их нельзя. Цельными звездами комплектуется большинство бензопил марки Champion и садовая техника других брендов из Китая;
- сборными – детали этого типа оборудованы съемным венцом, что позволяет быстро отделить его от ступицы. Это делает ремонт муфты сцепления удобнее и дешевле. Сборными звездочками чаще всего оборудованы бензопилы брендов Stihl и Husqvarna.
Тип конструкции звезды сцепления бензопилы играет важную роль при выборе бензоинструмента. Если пилу будет использовать начинающий садовод, то ему лучше выбирать модель с цельной звездочкой. Если у пользователя уже есть опыт в обслуживании и ремонте бензопилы, то ему больше подойдет инструмент, оборудованный сборной звездочкой.