Чеканка

Инструменты для художественной чеканки

 Под художественной чеканкой подразумевают обработку металла путем давления на его поверхность специальными пуансонами-чеканами, за счет чего материал принимает рельефную форму, при этом толщина металла не меняется. Чеканы имеют вид кованых стальных стержней длиной около 150 мм с круглым или восьмигранным сечением.Можно выделить следующие виды чеканов:

  • Обводные чеканы или расходники – предназначаются для чеканки рисунков в виде сплошной линии по точкам канфарника. 
  • Канфарники – представляют собой чеканы с заостренным концом, который имеет форму тупой иглы. Канфарники служат для перевода изображения с бумаги на металлическую поверхность и для канфарения (отделки точками фона рисунка). 
  • Пурошники – чеканы, имеющие круглую, сферическую головку, служащие для подъема (выколотки) сферических форм с изнаночной стороны изделия. 
  • Лощатники – чеканы, имеющие плоский бой разнообразной конфигурации, предназначающиеся для лощения (выравнивания) фона. Фактура следа может быть шероховатой, матовой или кованой. 
  • Трубочки – это вид чекан обладает шаровидной вогнутой поверхностью боя. Используются для создания выпуклых отпечатков. 
  • Фигурные чеканы – с их помощью можно создать отпечаток или фрагмент рисунка. 

 В качестве подсобных приспособлений и инструментов для изготовления чеканки можно применять специальные устройства для насмолки, чеканные молотки, подложки разной пластичности, кожаные и брезентовые мешки с песком, рихтовочные плиты и другой слесарный инструмент. 

Чеканка по металлу своими руками для детей – Справочник металлиста

Чеканка по металлу — это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.

Ремесло или искусство

Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение.

В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.

Технические условия

Чеканка по металлуделается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж.

Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра.

Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.

Виды

Чеканка (фотопредставлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества.

Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором.

Но зато плоская чеканка по металлуможет быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Просечка

Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.

После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала

Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться

Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.

Рельефная чеканка

Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной.

При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки.

И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.

Чеканка по металлу своими руками

Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.

Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником — это основной инструмент чеканщика.

Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях — это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения.

Оборудование и инструменты

Рабочее место чеканщика кроме верстака оборудуют слесарными тисами, электрическим точилом, шкафом или стеллажом для складывания инструментов, материалов, реактивов и пр. Набор оборудования дополняют:

  • емкостью и электроплиткой для нагрева битума;
  • двумя мешками 0,5х0,5 м из брезента с сухим мелкозернистым песком;
  • ванночками для химических растворов;
  • ящиком с древесными опилками для сушки заготовок;
  • паяльной лампой для проведения отжига;
  • резиновыми перчатками для проведения химической обработки;
  • брезентовыми рукавицами для работы с горячими заготовками;
  • металлической плитой для правки.

Основные инструменты для чеканки по металлу

Основные инструменты для чеканки называют чеканами. Их делают из высокоуглеродистой стали в виде квадратных или круглых стержней длиной 12 — 18 см разного сечения. Нижнюю часть называют боем. Средний участок утолщают, чтобы было удобней удерживать в руке. В зависимости от формы боя чеканам даны названия:

  • трубочками создают округлые углубления;
  • обводными проводят линии в виде ряда точек;
  • канфарниками наносят контуры изображения;
  • лощатниками с шероховатым или гладким боем выравнивают фон;
  • пурошниками выполняют выколотку с задней стороны;
  • сечками с полукруглым или прямым боем набивают фон;
  • фигурными наносят отпечатки нестандартной формы.

Чеканы из твердой древесины выполняют те же функции что и металлические, но по размерам больше. Для работы с ними потребуется деревянный молоток (киянка). Такие чеканы используют для создания крупных рисунков с глубоким рельефом. Металлическими молотками выбивают крупные изображения и наносят удары по чекану. Поэтому одну сторону делают сферической, а другую плоской.

Разметку и механическую обработку выполняют:

  • чертилкой, металлической линейкой, циркулем, угольником;
  • ножницами и ножовкой по металлу;
  • лобзиком при нанесении ажурной чеканки;
  • пробойниками из инструментальной стали;
  • напильниками с мелкой и крупной насечкой.

Инструменты и материалы для чеканки

Для чеканки применяют и самые разнообразные сорта металлов. Ключевое свойство, определяющее возможность применения материала для изготовления чеканки — эластичность, другими словами, металл должен изменяться под влиянием внешних сил и при этом абсолютно не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Очень часто мастера применяют материал листового типа с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа применяют материалы с большей толщиной, например, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Красная медь известна с древности. Она обладает пластичностью, нужной вязкостью, но основное то, что данный материал способен воссоздавать собственные пластические свойства по обработке термическим путем. Медь легко чеканиться, ей можно давать практически любую форму. На ее поверхности можно, без больших трудностей исполнять высокую выколотку. Она отлично зашлифовывается и полируется, но изделия, которые сделаны из меди, быстро теряют нанесённый блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основании выделяет высокая стойкость к влиянию коррозии. Они могут без больших трудностей долгое время хранится на воздухе. Эти и некоторые прочие характеристики дали возможность применять медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Алюминий очень легко подвергается чеканке, но работа с ним просит достаточной доли осторожности. У металла невысокая температура плавления и собственно за этим приходится следить в процессе термообработки

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает нужной степенью пластичности, отлично подвергается полировке, а под влиянием отдельных реактивов он может менять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, отдельно стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических трудностей, так при его отделке тяжело сберечь целость листа, между тем его используют для имитирования серебра.

Помимо, цветных металлов для чеканки используют и стали,в особенности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и обрабатывают поверхность. Ее тяжело обрабатывать инструментом для чеканки, но в облицовке ее тяжело заменить. Стали данного класса, так же как и кровельный данный металл используют для получения больших рельефных изображений, которые не нуждаются в старательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, которые имеют в собственном составе — это привлекательный металл, но с огромным трудом поддается чеканке. Ее используют для памятников, монументов и др.

При подборе металла для чеканки очень важно понимать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких недостатков, к примеру, пятен, трещин и др. В начале работы, металл, не зависимо от марки подвергают обработке термическим путем — отжигу

Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду

В начале работы, металл, не зависимо от марки подвергают обработке термическим путем — отжигу. Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду.

Ключевой рабочий орган, благодаря которому выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с использованием ковки. Их делают в виде стержней различного сечения и имеют длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть быть на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают поэтому, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть поднят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который специалист держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Золотые монеты

В качестве монетного металла золото имеет столь же древний возраст, как и серебро. Златники князя Владимира известны наряду с его сребрениками. Долгое время золото не играло никакой роли в денежном обращении, хотя чеканку монет периодически производили. Нумизматам известны золотые монеты периода правления Ивана III под названием «угорский» (подражание венгерскому дукату) и «корабельник» (подражание английскому ноблю). Однако всё это были «жалованные монеты», которыми правитель награждал отличившихся.

Реформы Петра I разделили этот вид наград на медали и деньги для обращения. В 1701 году появились червонцы и двойные червонцы. Впрочем, этими деньгами оплачивались заграничные расходы государства. По-настоящему оборотными деньгами стали золотые монеты достоинством 2 рубля, чеканка которых началась в 1718 году. Проба золота на протяжении XVIII-XIX веков также менялась, но всегда оставалась высокой, о чём рассказывает другая наша статья. Посмотрим на основные монетные стандарты последних десятилетий.

Червонное золото – сплав, где доля золота равна 90 %. Остальную часть занимает медь, которая придаёт основному металлу характерный красноватый оттенок, называемый «червонным». Стандарт, принятый при Николае II, использовался и для выпуска советских червонцев, а также коллекционных монет позднего СССР. Банк России в настоящее время использует червонное золото крайне редко.

Ювелирное золото – металл 585-й пробы, используемый для ювелирных украшений. Необычная проба отмечена у золотых монет 1991 года обычного качества чеканки из серии «Русский балет». Сейчас трудно назвать причины этого выпуска. Возможно, Государственный банк СССР планировал такую пробу металла и для других серий, но распад Советского Союза этому помешал. Банк России в данном направлении решил не экспериментировать.

Чистое золото — металл 999-й пробы и выше. Впервые применено для чеканки коллекционных монет позднего СССР. Банк России также постепенно перевёл чеканку золота с 900-й на 999-ю пробу. Столь высокая степень чистоты сейчас является стандартной для инвестиционных монет, поэтому её имеет и золотой «Георгий Победоносец», а также иные монеты для инвестиций, тематикой которых стали спортивные события мирового уровня, проведённые в Российской Федерации.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию — она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа — гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие — полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Разнообразные виды изделий

Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.

Изделия ковки

При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.

В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.

Чеканка на объемных изделиях

В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.

За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.

Технические условия

Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж. Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.

Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Создание изделий из металла с помощью холодной ковки

Если у вас есть необходимые инструменты и материалы, а также определенные навыки работы с ковкой, вы можете приступить к изготовлению выбранной композиции из металла. Большим преимуществом технологии холодной ковки является отсутствие необходимости оборудовать помещение под мастерскую, ведь благодаря несложным в эксплуатации ручным инструментам кузню можно организовать в подвале или гараже. Процесс создания металлического изделия проходит в несколько этапов:

1. Ковка металла выполненная своими руками всегда начинается с прорисовки эскиза

При создании рисунка очень важно указать точные размеры изделия, что поможет вам определиться с количеством необходимого материала и произвести правильную настройку оборудования

2. Теперь необходимо посчитать, сколько металла понадобится для ковки. Например, для изготовления цветочной подставки можно взять одну трубу диаметром 15 на 15 миллиметров, около 10 полос диаметром 4 на 20 миллиметра, а также вазон для основы.

3. Можно начинать подготовку деталей. Окончательный вид цветочницы ограничивает только ваша фантазия, металлические полосы в зависимости от желаемого результата можно обработать на любом ручном инструменте, например, «Волне» или «Гнутике»

Работать с оборудованием для холодной ковки достаточно просто, в данном случае важно лишь правильно выставить все настройки

4. Теперь необходимо приварить обработанные детали, а полученную в результате конструкцию закрепить на металлической трубе, которая будет выполнять роль стойки. Будьте аккуратны при сварке тонких элементов — при отсутствии соответствующих навыков в них можно прожечь ненужные отверстия.

5. Теперь необходимо обработать швы, а само изделие отшлифовать и покрасить.

Если вы владеете сваркой на высоком уровне, то сделать беседку из металла своими руками не будет для вас проблемой.

Полезные строения для дачи или дома можно сделать самостоятельно. Полезные советы по этому вопросу вы найдете в нашей статье.

Даже из старого автомобиля можно сделать «конфетку». Как — об этом вы узнаете по https://elsvarkin.ru/prakticheskoe-primenenie/remont-avtomobilya-svoimi-rukami-pri-pomoshhi-svarki/ ссылке.

Чеканка первых русских монет

Появлением собственных денег Русь обязана светлейшему князю Владимиру, который ввел их в регулярное обращение в X веке. Методика чекана имела некоторые характерные отличия и состояла из нескольких поэтапных действий.

  • Заготавливался металлический кругляк (серебро или золото).
  • С обеих сторон пресса размещались штемпели, после чего на нижний из них клалась заготовка.
  • Пресс приводился в движение и сдавливал заготовку, одновременно отпечатывая изображение на обеих ее сторонах.

Технология, как понятно из ее описания, была несовершенной, монеты получались неодинаковые не только по внешнему виду, но и по весу. В то же время, весовая погрешность золотника составляла всего 0,4 г и в масштабе общей массы была совершенно не критичной. Именно от этой монеты и взяло свое начало понятие золотника как меры веса, которая составляет 4,266 г.

С изменением политической ситуации в стране, которая привела к раздробленности государства, начали массово чеканиться монеты из серебра, имеющие местное хождение. Металлические диски вырубали из серебряной проволоки «на глазок», что неминуемо приводило к достаточно существенной разбежке экземпляров. Они отличались не только по весу, но по форме и по нанесенному изображению. Монеты того периода (рубли от слова рубить) не были гладкими, а были неровными, шершавыми. За это качество и за легкий вес в народных массах они прозвались чешуйками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий