Шестеренчатый насос для воды и масла

Общее описание и назначение шестеренчатых насосов

Перемещение жидкостей по магистралям различного типа происходит использованием гидравлических насосов. Существует три основные категории устройства:

  • роторный;
  • шестеренчатый;
  • мембранный тип.

Области применения шестеренчатого насоса являются среды, имеющие необходимое стабильное давление. Устанавливается система основным способом на автомобили, для перекачки масла и гидравлических составов. Шестеренчатый насос способен длительно обеспечивать всю систему необходимым давлением, практически не перегревается. Бесперебойная подача масла необходима для сохранения ресурса трущихся деталей, долговечной работы двигателя.

Шестеренчатый насос омывателя заднего стекла

В автомобилях, комплектующихся картером сухого типа, оборудованным дополнительным масляным баком, механизм отвечает за перегон жидкости из одной емкости к другой. Шестеренные насосы для масла используется для прогона масла за счет системы, состоящей из двух элементов. Первая шестеренка стабильно закреплена на валу, вторая именуются ведомой, находится при постоянном контакте с первым элементом. Нагнетание жидкости происходит за счет конструкции зубьев, они выполняют роль лопастей, захватывают масло.

Шестеренчатые механизмы подразделяются на два основных вида. Конструкция, имеющая внутреннее зацепление применяется при системах, где необходима компактность, надежность и высокая производительность. Разновидность насосов зацеплением наружного типа обладают более простой конструкцией, повышенной мощностью, однако имеют большие габариты.

Промышленный насос

Кроме автомобильной промышленности, шестеренчатые установки имеют крупную область применения. Существуют различные категории, различающиеся по уровню давления, от низкой до высокой системы оценки. Системы низкого давления рассчитаны на мощность до 5 бар, используются для перекачки изделий густого состава, средние – рассчитаны до 30 бар, применяются в гидравлических системах станков. Насосы высокого давления обладают производительностью до 70 бар, применяются некоторыми типами промышленного оборудования.

Насос масляный: что нужно знать

Итак, насосы масляные обычно представляют собой небольшое по размерам и простое в плане конструкции решение. При этом в случае возникновения сбоев и поломок двигатель автомобиля выйдет из строя очень быстро.

Сам насос прокачивает масло, поступающее из картера, через маслоприемник, оснащенный сетчатым фильтром. Далее масло от насоса подается к масляному фильтру двигателя, после чего прокачивается дальше по каналам системы смазки.

Масляный насос приводится в движение от коленчатого вала через зубчатое зацепление, еще может быть использован ременной привод. В любом случае, работа маслонасоса синхронизирована с оборотами двигателя. Единственное исключение — на некоторых мощных ДВС с наддувом может стоять электрический масляный насос, который подает масло в турбину даже после остановки мотора для охлаждения турбокомпрессора.

Так вот, если насос создает слишком высокое давление, через редукционный клапан, который представляет собой простой механизм с пружиной, избыточное давление сбрасывается и масло перекачивается назад в картер двигателя.

Обычно в устройстве системы смазки имеется только один насос. Опять же, исключением является система смазки с сухим картером, где может стоять 2 или даже 3 насоса. Еще добавим, что на высокофорсированных моторах также может стоять радиатор для дополнительного охлаждения масла. В таком случае ставится двухсекционный маслонасос, когда одна часть покачивает масло, а вторая нагнетает масло в радиатор охлаждения.

В целом, основной показатель нормальной работы маслонасоса — постоянное, стабильное и «ровное» давление масла в системе смазки, то есть не допускается снижение или повышение давления выше или ниже заданных пределов.

Испытания шестерных насосов

Стенд служит для проверки тестирования и испытания насосов. Анализ настройки и проверки соответствия ГОСТУ.

Принцип работы стенда для испытаний

Берём устанавливаем на стенд насос, жёстко закрепляя его. Затем включаем электропривод и ведём контроль за происходящим, регулируем подачу жидкости, смотрим на манометр регулируем давление. Также выявляем подсос воздуха, нет ли утечек жидкости, если есть – устраняем. Наблюдаем температуру жидкости (масла) испытуемого гидромотора.

Испытания ведутся несколько часов, по требованию регламента.  После испытания насос снимают со стенда, вытирают, заворачивают в промасленную бумагу и упаковывают в коробку, прикладывая инструкцию. Хранят изделия в сухих хорошо вентилируемых помещениях.

Классификация

Шестеренчатые насосы различных категорий распространены в химической, пищевой, строительной промышленностях.

Зубчатый насос может подразделяться на виды конструкций, имеются шестерни внешним и внутренним зацеплением. Каждая из систем имеет отличительные стороны, достоинства и недостатки.

Шестеренные насосы с внешним зацеплением

Конструкция агрегата внешнего типа сцепления шестерен подразумевает постоянное соприкосновение деталей. Шестерни на корпусе вала могут быть расположены разным соотношением, имеются три основных типа:

  • шевронная шестерня;
  • цилиндрическая форма с косыми зубьями;
  • прямая цилиндрическая форма зубьев.

Шевронные типы шестерен выдает более гладкий, плавный поток состава на выходе, как и косозубые разновидности. Поэтому большинство выбирает именно такой тип зубьев при покупке, прямая цилиндрическая форма считается устаревшей. Скорость вращения вала у шестеренчатых механизмов малой производительности варьируется от 1700 до 3500 об/мин. Для более производительных, крупногабаритных модификаций допускается скорость около 700 об/мин.

Шестеренный насос с внешним зацеплением

Конструкция, не имеющая внутри зазоров между корпусом и шестернями, позволяет производить модели повышенной мощности. Этот параметр дает возможность широко использовать насосы при различных гидравлических конструкциях. Материалы при изготовлении подбираются в соответствии с коррозийными параметрами деталей. Наиболее часто встречаются конструкции из чугуна с нержавеющими внутренними элементами.

Достоинства и недостатки насосов с внешним зацеплением

Любая система имеет положительные, отрицательные стороны. Для шестеренчатых внешнего зацепления можно выделить следующие преимущества:

  • высокое выходное давление;
  • работа с жидкостями высокой вязкости;
  • перегрузки исключены, за это отвечают подшипники, установленные с двух сторон на каждом валу;
  • различные материалы исполнения позволяют использовать установку со всеми составами;
  • относительно бесшумная работа, возможное сопряжение с дозирующими контроллерами.

Недостатками можно выделить, что не допускается работа без определенной нагрузки, необходимо исключить попадание твердых субстанций во избежание заклинивания и излома привода. Также данные конструкции не применяются к составам низкой вязкости.

Насосы с внутренним зацеплением шестерен

Отличительной чертой шестеренчатых конструкций внутреннего зацепления является работа с материалами различной вязкости. Применяется при нагнетании как легко текущих материалов, так и тягучих жидкостей. Диапазон вязкости варьируется от 1 до 100000 сПз, что делает устройство универсальным. Температурные показатели могут достигать до 400 градусов, что позволяет использовать насосы при горячем или химическом производстве.

Составляющая часть изделия отличается наличием уплотнителя вала, встроенным предохранительным клапаном. Принцип действия состоит в передаче движения по шестерне, передаваемого на вал привода. Между шестернями возможно регулировать зазор, что помогает подбору необходимого режима работы, избегания перегрузок.

Насос с внутренним зацеплением

Основной принцип работы:

  • Через подающую трубку происходит поступление жидкости к полости между шестерней и ротором.
  • Прогон происходит между зубьями шестерней, вставка в виде полукруга обеспечивает защиту от перелива.
  • Проточная часть гидравлического механизма всегда заполнена жидкостью в процессе работы. Вытесняется жидкость путем полностью стыкованных зубьев ротора, которые уплотнены вставками.

Положительные стороны внутренней сцепки

Конструкция внутреннего зацепа зубьев имеет ряд преимуществ, по сравнению с внешним типом устройства с высокой производительностью. Основные из них:

  • одно уплотнение вала, два подвижных элемента имеют преимущество при сервисном обслуживании;
  • перекачка туго вязких материалов;
  • отсутствие пульсаций при работе;
  • предоставление выбора зазора между зубьями, что позволяет работать материалами разной плотности.

Принцип работы насоса с внутренним зацеплением для вязких жидкостей

Недостатками можно отметить низкую производительность шестеренного насоса, повышенную чувствительность к твердым составам. Нахождение подшипника в погружаемой среде может отрицательно сказываться на антикоррозийных свойствах материала.

Типы шестеренных насосных установок

Шестеренные насосные установки являются одним из видов роторных гидравлических машин. Вытеснителями в данных агрегатах выступают два зубчатых колеса, совершающих вращательные движения. Такие насосы могут быть двух видов:

  1. внешнего зацепления;
  2. внутреннего зацепления (в том числе героторные насосные установки).
  1. Насосы с внешним типом зацепления

Главными элементами конструкции данного типа насосов выступают две шестерни. В процессе вращательных движений, которые они совершают, вещество, находящееся между зубьями поступает в линию нагнетания. В точках зацепления колес создается «запертый объем», в результате чего возникает эффект пульсации на линии нагнетания.

Насосы с внешним зацеплением могут быть оснащены:

  • прямыми зубьями;
  • косыми зубьями;
  • шевронными зубьями.

Использование косых зубьев предотвращает образование «запертых объемов», что сокращается уровень пульсаций, но способствует возникновению осевой силы. Для работы с осевой нагрузкой конструкция оснащается прочными упорными подшипниками. При использовании шевронных зубьев, дополнительная осевая нагрузка нейтрализуется формой зуба, а уровень пульсация является невысоким.

Насосы с внутренним типом зацепления

В насосах данного типа, внутри ведущего зубчатого колеса большего размера, располагается ведомое колесо меньшего размера. Ведомое колесо опирается на серповидный элемент, выполненный из стали. Такой агрегат в заполненном состоянии способен всасывать вещество, так как он имеет больший объем вытеснения в процессе вращения шестерен. Насосные установки с внутренним зацеплением отличает невысокий уровень пульсаций и, как следствие, низкие показатели шума (по этой причине данные агрегаты активно используются при работах в закрытых помещениях, как на стационарной, так и на мобильной технике).

Принцип функционирования данного агрегата заключается в перемещении вещества в межзубном пространстве колес в линию нагнетания. По мере того как вращаются колеса, в области всасывания увеличивается объем, который образуют зубья и серповидный элемент. Рабочая камера заполняется веществом, которое поступает из линии всасывания. Тем временем рабочее вещество выталкивается в область нагнетания в результате того, что объем камеры в этой части сократился. Преимущество насосов с внутренним зацеплением перед агрегатами с внешним зацеплением заключается в компактности.

Героторные насосные установки

Героторные насосы имеют внутренний тип зацепления. Особенность конструкции заключается в том, что отсутствует серпообразный стальной элемент выполняющий функцию разделителя. В данном случае, области нагнетания и всасывания разделены при помощи профиля, форма которого обеспечивает непрерывный контакт шестерен в точке расположения серпообразного разделителя. Принцип функционирования не отличается от работы классического насоса с внутренним зацеплением. Такие агрегаты, как правило, применяют при следующих показателях:

  • давление до 15 МПа;
  • уровень подачи не выше 120 л/мин;
  • скорость вращательных движений до 1500 оборотов в минуту.

Работа шестеренчатого насоса.

Принцип работы шестеренного насоса заключается в следующем: при подаче питания на насос в работу вступает ведущая шестерня, которая приводит в движение ведомые элементы. Шестерни входят в зацепление посредствам зубьев.

В результате такого вращательного движения шестерен насоса происходит всасывание жидкости из патрубка и её дальнейшее перемещение в напорную магистраль.

По линии зацепления двух шестерен происходит герметизация области нагнетания от области всасывания. В области всасывания зубья выходят из зацепления и освободившийся объем вновь занимает жидкость.

Принцип действия шестеренного насоса является циклическим и повторяется до тех пора пока вращается зубчатое колесо.

Основная характеристика шестеренных насосов — это подача. Она определяется выражением:

Q=2 * 3,14 * m2 *z * b * n, где m – модуль зацепления; z – число зубьев; b – ширина шестерни; n – число оборотов шестерни

Одним их параметров является КПД – коэффициент полезного действия, который показывает значение эффективность работы оборудования, наличие потерь на трение, гидравлических потерь и т.д.

Увеличить производительность шестеренного насоса и эффективность перекачки вязких жидкостей можно за счет увеличения числа ступеней или большего числа шестерен, расположенных вокруг ведущей шестерни.

Производители современного насосного оборудования данного типа, помимо этого, стараются увеличить функциональность насоса за счет дополнительных опций. Таких как

оборудование насосов нагревательными элементами установки специальных клапанов.

Устройство шестеренчатого насоса

Основными элементами устройства шестеренчатого насоса являются корпус и закрепленные внутри него шестерни. Одна из шестерен является ведущей. Она приводится в движение внешним приводом. За счет зацепления первая шестерня приводит в движение вторую. Вращаясь вместе, они перемещают жидкость из области всасывания в область нагнетания.

Особый интерес представляют варианты зацепления ведущей и ведомой шестерен

Внутренне зацепление

Рабочие шестерни насоса имеют разные размеры и располагаются одна в другой. Внешняя шестерня находится в зацеплении с ведомой внутренней.

Шестерни смещены относительно центра. Благодаря такому эксцентричному расположения сцепление происходит не по всему ободу, а только с одной стороны, противоположная сторона остается свободной с необходимым и достаточным зазором между зубьями.

При вращении шестерен происходит всасывание жидкости внутрь корпуса и выдавливание её в напорную магистраль.

Внешнее зацепление

При этом варианте конструкции необходимо наличии двух зубчатых колес одинакового диаметра. Зубчатые колеса должны быть расположены в одном корпусе, но на разных валах.

При работе шестерни вращаются в разных направлениях, в то же время жидкость, попадающая в полости между зубьями, перемещается из всасывающего патрубка в напорную магистраль.

Отличия способов зацепления

Каждый вариант зацепления рабочих элементов шестеренных насосов имеет как преимущества, так и недостатки.

Шестеренчатые насос для перекачки сред с внешним зацеплением более просты в конструкции и надежнее в эксплуатации, кроме того их стоимость существенно ниже.

Насосы с внутренним зацеплением обладают несколько более сложной конструкцией, но благодаря такому расположение рабочих элементов более компактны и зачастую только они могут быть установлены ввиду небольших размеров рабочей полости.

Принцип работы насоса с внешним зацеплением

Принцип работы рассматриваемой конструкции достаточно прост. Основных два элемента, представленные ведомой и ведущей шестерней, передают и принимают вращение. Ведущая шестерня при этом получает вращение от привода, а ведомая от ведущей. Расположены они на противоположных сторонах, находятся постоянно в зацеплении.

К особенностям принципа работы данного насоса можно отнести нижеприведенные моменты:

  1. При зацеплении шестерни создают разряжение со всасывающей стороны конструкции. Жидкость подается через специальное отверстие в полость, которая образуется вокруг шестерен, после чего захватывается при помощи зубьев шестерен.
  2. Перемещение масла проводится за счет полости, которая образуется между зубьями. А вот между самими шестернями перекачивание среды не приводится.
  3. За счет зацепления зубьев вязкая жидкость выталкивается в напорный патрубок. При этом отметим, что на протяжении всего периода эксплуатации металл не подвергается воздействию коррозии.

Кроме этого не стоит забывать о том, что при зацеплении зубья контактируют и под воздействием нагрузки может происходить износ, но масло, которое перекачивается, существенно снижает показатель возникающего трения.

Используемые материалы

Не сложно догадаться, что от типа материала, из которого производится конструкция, зависят ее основные эксплуатационные качества. При изготовлении могут использоваться самые различные материалы, в основном сталь и чугун.

Выделяют следующие разновидности материалов:

  1. Проточная часть может изготавливается при использовании серого или ковкого чугуна. Кроме этого достаточно большую популярность получила углеродистая или нержавеющую сталь. Есть модели насосов, которые изготавливаются при использовании композиционных материалов, которые обладают весьма высокими эксплуатационными качествами.
  2. Шестерни являются основным элементом конструкции, которые изготавливают из дуплекса, композитов, углеродистой или нержавеющей стали. А вот чугун в данном случае не применим, так как не имеет высокую прочность и устойчивость к воздействию ударной нагрузки.
  3. Упорные втулки выделим в отдельную группу. При их изготовлении может использоваться бронза, графит и карбид кремния. Эти материалы более устойчивы как к воздействию повышенной влажности, так и трению.

Что касается области применения, то список весьма большой:

  1. Гидравлика.
  2. Энергетика.
  3. Нефтяная и газовая промышленность.
  4. Пищевая промышленность и машиностроение.

Область применения определяется особенностью конструкции и видом используемых материалов при изготовлении основных элементов.

Конструкция с внутренним зацеплением

Особенности данной конструкции заключаются в том, что перекачивание масла или другой жидкости происходит за счет ротора и ведомого колеса. Работает насос по принципу «шестерня в шестерне». В данной конструкции выделяют следующие основные элементы:

  1. Ротор.
  2. Ведомую шестерню.
  3. Элементы, отвечающие за утопление вала в корпусе.
  4. Всасывающий и нагнетающий патрубки.
  5. Различные предохранительные патрубки.

Принцип действия насоса заключается в нижеприведенных моментах:

  1. Вязкая жидкость поступает через всасывающий патрубок в полость, которая образуется между ротором и ведомой шестерней.
  2. Жидкость проходить через конструкцию насоса за счет того, что она попадает в пространство, образующееся зубьями.
  3. На момент вытеснения жидкости из конструкции проточная часть полностью ей заполняется. Полностью запертые уплотнительные карманы позволяют обеспечить весьма большое давление и снижают показатель потерь.

Как и предыдущая конструкция, рассматриваемая может производится при использовании тех же материалов. Разница заключается в нижеприведенных моментах:

  1. Ротор и ведомые шестерни могут изготавливаться из серого и ковкого чугуна. Это связано с более эффективным распределение нагрузки между различными элементами конструкции.
  2. Упорные втулки могут изготавливаться из карбида кремния, бронзы или керамики, карбида вольфрама и многих других износостойких материалов.

Область применения данного типа насоса весьма велика. Примером можно назвать пищевую, нефтяную, газовую и химическую промышленности. Также встречается подобный насос в судостроении и судоходстве. Столь обширная область применения обуславливается тем, что более эффективное распределение нагрузки позволяет использовать материалы, обладающие меньшей прочностью, но большей коррозионной и химической стойкостью.

Радиально поршневой насос

Радиально поршневой насос – это объемный насос, в конструкции которого, ось ведущего вала перпендикулярна осям движения рабочих поршней или угол между ними составляет величину не меньше 45°. Механизмы, угол которых меньше 45° относят к аксиальному типу.

Радиально поршневой насос часто называют радиально-плунжерным.

Такие насосы применяю в гидравлических системах с большим давлением. Наиболее часто они применяются в установках с давлением до 32 МПа, бывают и агрегат работающие на большем давлении и достигают значений в 100 МПа. Агрегаты радиально поршневого типа ограничены в частоте вращения вала до 1500 об/мин. Это обусловлено большой инерционностью вращающихся частей.

Привод — шестеренчатый насос

Привод шестеренчатого насоса состоит из электродвигателя, вариатора и редуктора.

Для привода шестеренчатого насоса применяют реверсивный электродвигатель, для гидромуфт небольшой мощности-ручной привод.

Марку электродвигателя для привода шестеренчатого насоса и лубрикатора устанавливает завод-изготовитель компрессора.

Марки электродвигателей для привода шестеренчатого насоса п лубрикатора устанавливаются заводом1 — изготовителем компрессора.

Электродвигатель служит для привода шестеренчатого насоса гидравлической системы. Применяют реверсивный электродвигатель МЭ-4 ( фиг. Концы обмоток возбуждения присоединены к двум клеммам на корпусе с метками Вниз — для создания левого вращения и Вверх — для создания правого вращения. Электродвигатель объединен с шестеренчатым насосом, имеющим перепускной клапан.

Питание якоря электродвигателя Д1 осуществляется от выпрямителя тока ВС1, который одновременно может питать двигатель Д5 привода шестеренчатого насоса гидравлического-пресса. На входе выпрямителя ВС1 установлен лабораторный автотрансформатор АТр.

Передвижной гудронатор Д-125 А: / — котел; 2 -кожух котла; 3 — шестеренчатый насос; 4 — вертикальный вал шестеренчатого насоса; 5-горизонтальный вал привода шестеренчатого насоса; 6 — рукоятка привода шестеренчатого насоса; 7 — запасной бачок; — трехходовой кран; 9 -шланг; 10 — распределительная труба; 11-сопло; 12 — топливный бак; 13 — поршневой насос; 14 — керосинопровод; 15 — горелка; 16 — сливной кран.

Передвижной гудронатор Д-125 А: / — котел; 2 -кожух котла; 3 — шестеренчатый насос; 4 — вертикальный вал шестеренчатого насоса; 5-горизонтальный вал привода шестеренчатого насоса; 6 — рукоятка привода шестеренчатого насоса; 7 — запасной бачок; — трехходовой кран; 9 -шланг; 10 — распределительная труба; 11-сопло; 12 — топливный бак; 13 — поршневой насос; 14 — керосинопровод; 15 — горелка; 16 — сливной кран.

Подшипники смазывают принудительно по специально проведенным трубопроводам. Применяющиеся масляные станции обеспечивают надежную смазку цепных передач и подшипников. Привод шестеренчатых насосов осуществляется от электродвигателей, управление которыми сосредоточено на пульте бурильщика.

Агрегат для крашения прядильного раствора в массе.

В случае изменения расхода раствора на прядильных машинах клапан 4 получает соответствующий импульс-сигнал о падении давления при увеличении расхода раствора и наоборот. Обычно эти клапаны работают в системе обводной линии; они всегда перепускают часть раствора обратно в трубопроводы, питающие насосы, но в данном случае такая система нарушила бы требование постоянства содержния красителя в прядильном растворе и в итоге привела бы к раз-нооттеночности и браку готового волокна. Поэтому импульс об изменении давления раствора передается от клапана 4 на привод шестеренчатых насосов 1 и 2, соответственно изменяя число оборотов насосов ( их подачу), но обязательно оставляя постоянным соотношение подач, тем самым сохраняя процент содержания красителя в растворе.

Штифты и муфты трения следует широко использовать для предохранения от перегрузки сверл, метчиков, разверток. Простейшие виды штифтов, шпилек и муфт трения используются на специализированных станках, встроенных в автоматическую линию, на сверлильных станках, в приводах гидравлических шестеренчатых насосов и подъемных механизмов. Если по каким-либо причинам возрастет усилие резания, то штифт будет срезан, а режущий инструмент не сломается.

Электротележка ЭТ-550 с неподъемной платформой грузоподъемностью 5 т.

Электродвигатель с помощью карданного вала через редуктор и дифференциал приводит в движение задние колеса. Управляются только передние колеса. Для снижения требуемого усилия установлен гидроусилитель руля. Электродвигатель для привода шестеренчатого насоса типа РТ-10, мощностью 2 кет при 1650 об / мин. Щелочная аккумуляторная батарея 36ТЖН — 400 расположена в двух батарейных ящиках, установленных под платформой электротележки, между которыми проходит карданный вал.

Коленчатый вал имеет одно колено, на котором размещены две нижние головки шатунов вертикальной и горизонтальной линий. Опорами вала служат два двухрядных сферических роликоподшипника. На консольной части вала насажен ротор электродвигателя, который является также маховиком машины. С противоположного конца вала крепится привод шестеренчатого насоса и лубрикатора.

Виды шестеренчатых насосов

Существует несколько видов насосов. Их можно квалифицировать по таким признакам:

  • характер сцепления может быть внутренними или наружным;
  • механизм может быть оснащен винтовыми, шевронными или же прямыми зубьями;
  • могут иметь правое, реверсное или левое вращение;
  • по количеству сцепляющихся роторов, насос шестеренчатый масляный может быть двухроторным и многороторным;
  • они делятся на одноступенчатые и многоступенчатые по количеству ступеней;
  • также о наличия регулировки могут быть регулированными или неурегулированными;
  • в зависимости от их работоспособности из подачи давления насосы могут быть неразгруженные, разгруженные или же иметь автоматическую регулировку торцевых зазоров.

Модель шестеренчатого насоса Из-за того, что работа данного устройства может квалифицироваться исходя из нескольких признаков, то данная характеристика является условной.

Принцип работы

Хотя весь механизм имеет некоторые отличия, но все же работа шестеренчатого насоса имеет общую схему.

Ведущая и ведомая шестерни размещены в корпусе. Когда происходит вращение, то весь воздух, которым ранее был заполнен объем между зубьями, сразу переходит в линию нагнетания. Она размещена в полости всасывания. Здесь из-за этого процесса возникает перепад давления, из-за которого масло из бака получает возможность подняться. Оно на своём пути заполняет пространство между зубьями. Когда же шестерни обращаются, то жидкость попадает в полость нагнетания, и когда в зацепления входят зубья, то оно силой вытесняется в нагнетательный трубопровод.

https://youtube.com/watch?v=UgrioKqBeqU

Шестеренчатый насос с внешним зацеплением

  • 1. ведомая шестеренка;
  • 2. всасывающий канал;
  • 3. ведущая шестеренка;
  • 4. приводной вал;
  • 5. нагнетательный канал;
  • 6. ось ведомой шестерни.

Конструкция маслонасоса с внешним зацеплением состоит из двух шестеренок. Одна шестерня передает вращательное движение второй шестерне через зубья зацепления, которые вынесены за корпус и взаимодействуют друг с другом на внешней стороне.

Одна шестерня ведущая. Ведущая шестерня получает вращательную скорость от коленчатого вала или распредвала. Вторая шестерня вращается за счет первой.

В корпусе имеются 2 канала:

  • подающий;
  • отводящий.

Подающий канал соединяется с маслозаборник. Один конец маслозаборника находится в поддоне двигателя с маслом.

Отводящий канал соединяется с магистралями, по которым осуществляется нагнетание масла под определенным давлением.

За счет чего осуществляется нагнетание масла, спросите вы? Принцип работы маслонасоса прост. Моторное масло из картера двигателя через маслозаборник попадает на шестеренки насоса и подается в отводящий канал. Скорость вращения шестерен большая, поэтому давление масла хорошее.

Шестеренчатый насос внутреннего зацепления

Одна шестерня в другой — это отличие в конструкции и принципе действия. В конструкции такого вида масляного автонасоса ведущей шестерней является внутренняя.

Шестеренки расположены в разных осях. На чертеже видно, что ось внутренней шестерни выше, чем у нижней, поэтому в нижней части есть зазор, в котором расположен серповидный разделительный сектор. Полость начинается от начала подающего канала, а конец — у отводящего.

Принцип работы маслонасоса с внутренним зацеплением

В момент вращения из подающего канала масло попадает между зубьями ведущей шестерни. Затем масло перетекает в сторону отводящего канала. Разделительный сектор служит для отделения лишней смазки и предотвращает его перетекание между зубьями.

Где начинается зацепление зубьев двух зубчатых колес, масло сжимается зубьями и в выпускной канал масло уже выкидывается под давлением.

Причины поломки шестеренной насосной техники

Основное условие нормальной работы любой гидравлической техники – это достаточный уровень давления жидкости внутри системы. Для того, чтобы более подробно рассмотреть возможные варианты неисправностей аппаратов, нужно четко понимать схематическую конструкцию напорной шестеренчатой техники. Состоит шестеренчатый насос из:

  • корпуса;
  • крышки;
  • ведущей шестерни;
  • ведомой шестерни;
  • втулки;
  • сальника;
  • уплотнителя;
  • пластины;
  • пружины;
  • патрубка
  • распределителя.

Вариант при котором отсутствует подача жидкости или ее поступает недостаточно возможен, если неисправен привод или перепутано направление движение жидкости. Например, по техпаспорту оно должно быть правым, а у вас стоит левое или реверсивное. Этот вариант так же возможен, если есть утечка жидкости или степень загрязнения жидкости превышает допустимые по техническому паспорту нормы.

Полная схема шестеренчатого насоса

Если внутри насосной техники стала образовываться пена, то это значит, что произошла разгерметизация корпуса, и в систему проникает воздух. Если в распределителе засорился золотник, или неправильно отрегулирован предохранительный клапан, то аппарат не будет давать нужного давления. Кроме того, обе эти причины могут привести к перегреву самого агрегата.

Если корпус вибрирует или издает не характерные для нормального режима работы звуки, стоит проверить привод на степень износа или трубопроводы на предмет возможной закупорки из-за повышенной вязкости жидкости внутри насоса. Если привод очень изношен, то напорная техника будет самопроизвольно отключаться.

1 Принцип работы оборудования

Гидравлические масляные шестеренные насосы моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других функционируют по следующему принципу работы. Если устройство объемного типа, то оно функционирует по принудительному типу смещения перекачиваемой воды.

При вращении шестеренок со стороны всасывания появляется разряжение, в результате чего вода под давлением начинает заполнять свободное место между зубчиками, проходя в сторону нагнетания. Попадая сюда, жидкость выталкивается через нагнетательную трубку.

Устройство шестеренного насоса с внутренним зацеплением

Зубчатые шестеренные насосы моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других оборудуются двумя шестеренками, находящимися в корпусе устройства. Одно колесо работает под воздействием электромотора, установленного на одной оси с самой шестеренкой. Следует отметить, что это колесо является ведущим, а второе, которое зацепляется от него, считается ведомым.

Когда агрегаты моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других, вода захватывается зубчиками шестеренки, после чего перемещается в сторону нагнетания. Поскольку в гидравлических устройствах масляного типа плотность сцепления зубчиков максимальная, обратный ход жидкости минимален, такой принцип работы.

1.2 Типы устройств

Если с принципом все ясно, перейдем к разновидностям. Шестеренные насосы моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других с муфтами и без, можно разделить на несколько основных видов:

  1. Устройство с внешним зацеплением. Такая разновидность агрегатов на сегодня является одной из самых распространенных и простых по своей конструкции. Вращение и смещение достигается путем изменения объемов в полостях соединенных между собой компонентов с независимыми приводами. Оборудование такого типа считается наиболее мощными и одним из самых дешевых вариантов. Такие масляные гидравлические НШ применяются для перекачки воды или другой жидкости с большой вязкостью. Агрегаты с внешним зацеплением могут функционировать на большом давлении, но по своим размерам они значительно больше.
  2. Устройства с внутренним зацеплением представляет собой агрегат такого типа, где ведомая шестеренка установлена внутри ведущей. Когда элементы начинают вращаться под давлением, НШ получает более высокий уровень объема вытеснения, соответственно, он обладает лучшими всасывающими характеристиками.
  3. Трехшестеренные устройства оснащаются одной ведущей шестеренкой и двумя ведомыми. Кроме того, в них находится четыре всасывающих лопасти, и пять – напорных. На практике данные масляные гидравлические агрегаты этого типа оптимально использовать в приводах, где следует иметь две напорные линии, независящие друг от друга. Также следует отметить, что количество зубчиков на шестеренках определяет равномерность подачи воды, в частности, чем зубчиков будет больше, тем подача будет равномернее, но производительность при этом немного теряется.

1.3 Основные узлы конструкции

В зависимости от модели 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а или другой от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других, корпус установки может быть выполнен из разных материалов. Обычно для этих целей используется алюминий. Внутри корпуса устройства, будь то насос НШ 32, насос НШ 50 или любой другой, с муфтой или без, находится подшипниковый блок с шестеренками, а также уплотнительная конструкция.

Основные элементы шестеренного насоса НШ-К

Внутри последней расположены две сегментные поверхности, их обхватывают зубчики с определенным зазором, предназначенные для уплотнения валов. Уплотнения по торцам конструкции достигается за счет поджимных пластин, установленных в пазах блока. С левой стороны уплотнительной конструкции есть специальные углубления для резиновых прокладок.

В результате нагнетания воды происходит воздействие на пластины, прижимающиеся к торцам шестеренок. Это, в свою очередь, позволяет обеспечить одинаковые утечки вне зависимости от рабочего давления устройства. Сама конструкция, вне зависимости от модели, будь то 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ или других, закрывается крышкой с уплотнительной резинкой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий