Основные способы снятия стопорных колец
Механики выделяют три основных метода установки стопорных креплений:
- Ручной. Самый распространенный в обиходе.
- Механический. Для того, чтобы поставить внешнее кольцо, используется установочный конус, равный по диаметру валу и отцентрованный по нему. Специальным толкателем деталь двигается по конусу к месту установки, соскальзывая с конуса в паз.
- Автоматический. При массовом производстве на автоматизированных линиях детали ставятся гидравлическими или пневматическими приводами.
Среди умельцев распространено множество способов, как снять стопорные кольца без инструмента, специально для этого предназначенного. В ход идут шила, гвозди, тонкие крестовые отвертки и другие подручные средства.
Их концы обтачивают под цилиндр, с диаметром, чуть меньше отверстия в ушках.
Модифицируют и пассатижи, в боковых поверхностях губок, у самого конца сверят отверстия, в которые вставляют отрезки закаленного прутка подходящего диаметра. Таким способом разрезную стопорную шайбу можно как снять, так и поставить обратно.
Часто возникает вопрос: как снять стопорные кольца без ушек? Для этого понадобится две отвертки. Одной следует разжимать стопор в его разрезе так, чтобы его диаметр немного увеличился, и оно частично вышло из паза. Второй отверткой нужно подхватить один из концов кольца и вытащить его на поверхность вала. Первой отверткой нужно подхватить этот конец, не давая ему соскользнуть обратно в паз. Второй отверткой нужно провести по пазу, чтобы вытащить из него оставшуюся часть стопорной шайбы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Добрый день! Собственно, сабж. Шайба такая Положение усугубляется тем, что к шайбе сверху прямой отверткой не подлезешь. Возможно, кому-то этот вопрос кажется элементарным, но буду благодарна, если посоветуете, как и чем это обычно делается.
Обычно её ставят так что-бы можно было снять.Попробуйте более тонким предметом- длинным шилом, тонкой отверткой и т . д. В прорезь( напротив разреза) просто сдвигается, снимается с оси.
Klod , спасибо! Суть в том, что сверху к ней не подлезешь – там стенка корпуса, только сбоку, каким-то изогнутым инструментом. И прорезь находится с края, противоположного тому, с которого можно подлезть(((
Надевать еще труднее чем снимать- поэтому если её надели – снять её намного проще- просто подковырнули и всё.
Да она крутиться на оси- проверните её, толкнув отверточкой в край, так как вам нужно и снимайте легко. Её , судя по всему, так и надевали- надели – потом повернули. Интересно а что у вас за механизм?
Что это такое?
Лучше всего пояснить, что такое стопорная гайка, поможет ее сравнение с обычными образцами. «Классика» при взаимодействии с болтом гарантирует вполне надежное соединение. Но это сохраняется только до появления стабильных интенсивных вибраций. Через какое-то время они нарушают механическое сцепление, и начинается ослабление, откручивание. Теоретически стопор можно обеспечить при помощи контргаек и гроверных шайб.
Вот почему стопорные (самоконтрящиеся) гайки востребованы очень широко, и значимость их с годами только вырастает. Существует довольно много видов такого крепежа. Выпуск стопорных гаек в России регулируется нормами ГОСТ.
Так, шестигранные стальные гайки с автоматическим стопорением должны отвечать ГОСТ Р 50271-92. Изделия без гальванического покрытия рассчитываются на температуру от – 50 до 300 градусов. При наличии гальванопокрытия предельно допустимый нагрев составляет 230 градусов. Если в гайке есть вставки из неметаллических материалов, критический уровень температуры — 120 градусов. Стандарт нормирует:
напряжение при пробной нагрузке;
уровень твердости по шкале Виккерса;
уровень твердости по шкале Роквелла;
величину крутящего момента.
Самостопорящиеся гайки могут сберечь преобладающий крутящий момент даже при многочисленных закручиваниях и откручиваниях. Нормируются также химические составы применяемых сталей. Вставки гаек, отвечающие за преобладающий крутящий момент, нельзя делать из стальных сплавов — для этой цели нужны совсем другие материалы. Стандарту соответствуют и крепежи из автоматной стали (если ее использование не нарушает соглашение о поставке). Наибольшее содержание серы в гаечной стали должно составлять 0,24%.
Нормативный акт строго запрещает использование материала с водородной хрупкостью
Это особенно важно при нанесении специальных покрытий
В стандарте жестко расписаны температурные требования при эксплуатации — стабильное использование при температуре воздуха от + 10 до + 35 градусов. При необходимости может производиться дополнительное исследование этих свойств посредством натурного испытания. Стандарт охватывает самостопорящиеся гайки из цельного металла или с неметаллическими элементами, которые имеют:
треугольную нарезку ИСО 68-1;
сочетания диаметров и шагов, прописанные в ИСО 261 и ИСО 262;
большой промежуток нарезов (М3 — М39);
малый промежуток нарезов (М8х1 — М39х3).
Классификация стопорных колец и подходящий инструмент
Зачем покупать набор круглогубцев, если для работы со стопорными кольцами достаточно одного инструмента? Так думают многие новички, не понимая, что фиксаторы бывают двух типов. Они классифицируются на такие виды:
Внешние — обеспечивают фиксацию деталей на валах, осях и штоках. Для этого детали на вал надеваются с наружной стороны, а ушки детали при этом выступают на внешнюю или наружную сторону. Такой вид детали легко отличить по внешнему виду, так как выступы ушек у них направлены на наружную сторону. Чтобы установить деталь для фиксации, понадобится взять в руки щипцы для разжима. Такой инструмент имеет специальную разжимную конструкцию, за счет чего при воздействии на ушки, происходит увеличение внутреннего диаметра детали. Это делается для того, чтобы посадить деталь в паз вала внутренней частью. После того, как воздействие щипцов прекращается, под действием сил упругости, деталь сжимается и облегая паз, садится в него. Если необходимо снять деталь такой конструкции, то опять в руки понадобится взять круглогубцы для разжима, и воздействуя на ушки, произвести разжимание с последующим демонтажем. Диаметры внешних стопорных колец составляют от 3 до 100 мм
Внутренние — вид фиксирующих колец, которые предназначены для фиксации деталей внутри отверстий. Такие виды устройств имеют ушки, которые завернуты во внутреннюю часть, а рабочая часть на них — это наружная стенка. Для установки колец внутренних понадобится взять щипцы на сжатие, чтобы уменьшить диаметр внешней окружности. При этом можно расположить деталь в наружном пазу, и после отпускания круглогубцев, произойдет увеличение ее внешнего диаметра, и надежное закрепление. В выступающую часть кольца будут упираться детали, предотвращая их перемещение в осевом направлении. Диаметры для внутренних устройств находятся в пределах от 8 до 100 мм
Кроме двух основных видов, рассматриваемые устройства также различаются по размерам, толщине, усилию деформации, а также материалам, из которых они изготовлены. В зависимости от размера снимаемых или устанавливаемых фиксаторов, необходимо правильно подобрать круглогубцы подходящей толщины.
Универсальный съемник (щипцы) стопорных колец со сменными насадками
Всем привет! В сегодняшнем обзоре я хочу поделиться с вами своими впечатлениями об универсальном съемнике стопорных колец со сменными насадками, который был приобретен мною на eBay. Инструмент это хоть и не очень востребованный, но без него процесс снятия и обратной установки стопорных колец превращается в некое подобие пытки, особенно если все это происходят в недрах какого-либо узла с ограниченным к нему доступом. Лично у меня последней каплей, после которой я понял, что съемник нужен, стал шкив кондиционера в котором необходимо было заменить подшипник. Поставляется инструмент в оригинальной заводской упаковке, которая представляет собой блистер с выдвижной картонной задней стенкой. С лицевой стороны упаковка выглядит следующим образом:
На тыльной стороне картонной задней стенки схематично изображено устройство съемника, принцип установки съемных насадок, а так же сведения о том, что он годится для работы как с наружными, так и со внутренними стопорными кольцами.
Если верить тому, что написано на страничке с товаром, то данный съемник обладает следующими характеристиками:
Одна насадка с углом загиба 90 градусов, одна с углом 45 градусов и две прямые. Фиксируются на съемнике они при помощи 2 зафиксированных штифтов и одного центрального гвоздика, оснащенного пружиной и механизмом быстрого съема (замком). Проблем с качеством изготовления, как насадок, так и самих щипцов я не нашел: пластик ручек без облоя, металл без заусенцев, никакой ржавчины, пробелов в покрытии и прочих малоприятных мелочей нет. Боковые штифты имеются на обеих сторонах съемника. Благодаря этому съемник можно комфортно использовать как для разжатия колец (если оно расположено на каком-нибудь валу), так и для их сжатия (если кольцо спрятано внутри). То есть при установке насадок на верхние штифты, съемник работает на разжатие:
А при установке на нижние — на сжатие:
Максимальное расхождение губок около 17 миллиметров, так что для работы с громоздкими кольцами большого диаметра этот съемник не сгодится. Однако для эксплуатации его в гараже, этого параметра вполне достаточно.
Для того, чтобы заменить насадки необходимо извлечь центральный штифт. Осуществляется это посредством нажатия на его шляпку и последующим раскрытия Т-образного замка. На всю процедуру требуется, буквально, несколько секунд, сложностей с процессом не возникает.
еперь немного о реальной эксплуатации. Скажу вам, что съемник работает. Не идеально, но и существенных проблем не возникает. Перепрессовывал подшипник того же шкива кондиционера, на удаление стопорного кольца ушла минута. А в прошлый раз мне для этого понадобилось шило и несколько плоских отверток. Да и времени «убил» я тогда на эту процедуру минут 40, если не час. Но так как в гараже достаточно прохладно, фоток сего действия не делал. Для фотосессии использовал стороннее стопорное кольцо куда большего диаметра. Если вдруг кто не знаком с процессом, то кратко изложу суть. Вставляем губки в отверстия:
Сжимает щипцы, тем самым сводя концы пружины друг с другом. 
Видно, что расстояние между ними уменьшилось раза в 2, этого было бы достаточно, чтобы вытащить стопор из трубки, в которую он мог бы быть установлен.
Но больше всего интересно то, какие следы остались на губках после сжатия, ведь давил я чуть ли не со всей силой. Смотрим:
Из последствий — стерто покрытие на одном кончике. Если посмотреть на губки сверху, то видно, что они остались ровными. Какой бы то ни было деформации не наблюдается.
Подводя итог, могу сказать, что съемник оказался вполне себе работоспособным инструментом. Причем инструментом универсальным, за счет сменных губок и особенностей конструкции самих щипцов. Но в этой же особенности кроется и основной минус съемника — люфт насадок относительно ручек. Когда пытаешься вставить губки в кольцо, и если они через отверстия упираются во что-нибудь, то сразу же «отъезжают» от ручек. Это наглядно видно на фото ниже:
Думаю, подобрать втулки подходящего диаметра и закрепить их на нижних частях фиксирующих штифтов, тогда эта проблема решится. Как вариант, еще можно попробовать подобрать более жесткую пружину. Но пока использовал их в таком виде как они есть и могу сказать, что данный люфт не только доставляет некое неудобство, но и оказывает не дюжее влияние на работоспособности инструмента. Нет, им съемником можно пользоваться, но комфортным его использование точно не назовешь. Знал бы — приобрел бы пару обычных щипцов без съемных элементов.
На этом, пожалуй, все
Спасибо за внимание и потраченное время
Функции стопорных колец
Многие технологические карты и чертежи указывают на необходимость применения подобного изделия. Основными функциями можно назвать:
- Существенно повышение надежности крепления.
- Исключение вероятности смещения других элементов, к примеру подшипников на валу.
- Фиксация ответственных деталей.
Часто надевается кольцо стопорное на вал, который обладает требующимися канавками. За счет этого фиксация отдельных элементов вдоль оси, к примеру, подшипников и шестерен существенно повышается. Именно поэтому подобное изделие получило весьма широкое распространение в сфере машиностроения.
Характеристики съемников стопорных колец
Для того, чтобы ориентироваться во всем многообразии моделей кольцесъемников, предлагаемых отечественными и зарубежными производителями, полезно знать основные параметры, характеризующие эти устройства. К ним относится:
- Длина губок. Этот параметр определяет способность съемника работать с креплениями, находящимися в углублениях и других труднодоступных местах. Следует помнить, что с удлинением губок, согласно закону рычага, снижается усилие сжатия (при равном усилии на рукоятках)
- Длина рукояток. Влияет на удобство применения и на максимальное усилие сжатия или разведения ушек.
- Форма наконечников. Используются как прямые, так и загнутые под некоторым углом (от 0 до 90°). Прямые позволяют развивать большее усилие, загнутые удобнее при работе в углублениях.
- Диаметр наконечников. Должен быть по возможности ближе к диаметру отверстий в ушках. Слишком толстый наконечник просто не пройдет в отверстие, а слишком тонкий может не выдержать нагрузки и сломаться. К тому же с тонких наконечников кольцо может соскользнуть.
- Обратный отгиб наконечников. Используется на внешних съемниках, для разжимания ушек. Отгиб повышает надежность удержания кольца.
Стопорные кольца и их назначение
Чтобы ограничить перемещение подшипника, оси, вала или прочих деталей, во многих механизмах используются стопорные кольца (их еще называют разрезными шайбами). Эти детали имеют сходство со стопорными шайбами, но их главное отличие в присутствии сквозного разреза. Для изготовления разрезной шайбы используется высокопрочная пружинная сталь. Конструктивно эта деталь имеет вид шайбы с прорезью. Возле прорези имеются две площадки с отверстиями, которые называются ушками. Именно посредством этих ушек осуществляется снятие и установка деталей.
Принцип работы таких устройство достаточно простой — при сжатии или разжимании кольца, что осуществляется посредством воздействия специальным инструментом на ушки детали, происходит изменение длины окружности. Разрезная шайба в сжатом или разжатом состоянии заводится в паз, после чего отпускается. При этом осуществляется его сжатие или разжимание, посредством чего охватывается вал, фиксируя подшипник, и исключая его осевое перемещение.
Это интересно!Свое применение стопорные кольца нашли во многих сферах производства. В быту такие детали также встречаются, например, на велосипедах, мотоциклах, дверных ручках, в конструкции различных бытовых приборов и инструментов.
Приспособление для снятия стопорных колец своими руками
У многих, наверное, бывали случаи, когда нужно открутить винтик с нестандартной головкой, снять/одеть детальку в труднодоступном месте и т.д. и т.п. В общем обзор посвящен как раз такому специфическому инструменту, необходимость в котором возникает не чаще раза в год, но когда он нужен, то лучше если он будет. Кому интересно — заглядываем под «кат»
Как-то мне понадобилось заменить косильную катушку для триммера — старая «умерла». Ну, ясное дело, отвертка и руки у меня есть. Открутил что откручивается, снял что снимается… И вот засада.
В глубине сибирских На валу сидит стопорное кольцо, снятие которого без спец-инструмента занимает довольно длительное время.
С помощью 2-х гвоздей, плоской отвертки, раза с 20-го я это колечко таки снял (одевать гораздо проще), но наткнувшись на «али» на этот товар, я решился таки на покупку, благо цена была не высокая, да и купон Welcomeback_User_Coupon_Oct_R1_2_1 на $2 пришелся как нельзя кстати.
Через 3 дня продавец предоставил мне номер отслеживания, а спустя 16 дней я получил бандерольку.
Клещи упакованы в блистер, на обратной стороне которого имеется инструкция по эксплуатации.
В комплекте идут дополнительные насадки под 45° и 90° для различных «ситуаций». Клещи универсальные — работают как на разжимание (для снятия стопорного кольца с вала), так и на сжимание (если сидит внутри трубки).
Достаточно нажать на центральный подпружиненый штырек, вытянуть «замок», вытащить его, а затем надеть насадку с другой стороны клещей на штыри и снова зафиксировать. Вуаля! Таким образом соблюден принцип «лишнего инструмента в доме не бывает» и при следующей замене катушки, когда она снова развалится, будет сэкономлено 20 минут времени и много нервов.
Ну конечно же не ради одного ремонта триммера я купил эти клещи, кольца есть во многих инструментах, которые рано или поздно придется разбирать/смазывать/чинить.
Стопорные кольца широко применяются в конструкциях самых различных механизмов, чтобы зафиксировать вал, шток, ось вращения или подшипник. Они применяются в водопроводных вентилях ив коробках передач, в судовых редукторах и в космических станциях. Если требуется заменить или отремонтировать узел механизма, кольцо требуется снять. Для этого служат специальные инструменты — кольцесъемники.
Что такое стопорное кольцо
Из-за похожего названия и формы кольца многие путают стопорное кольцо со стопорной шайбой. Несмотря на схожесть названия и внешнего вида, у них принципиально разные функции.
Стопорная шайба фиксирует резьбовое соединение, предотвращая вращательное движение гайки или головки болта.
Стопорное кольцевое крепление препятствует осевому перемещению подшипника, вала, оси вращения или другого конструктивного элемента.
На деталях механизма, которые необходимо зафиксировать от осевого перемещения, протачивают или фрезеруют узкий пал, чуть шире высоты кольца. Кольцо в сжатом или растянутом состоянии заводят в паз и отпускают. Деталь сжимается, охватывая вал, или разжимается, фиксируя подшипник в отверстии.
Чтобы снять крепление, требуется также разжать или свести ушки.
Кольцевые стопорные крепления широко используются во всех отраслях машиностроения, от часового производства до горно-обогатительной техники, от бумагоделательных машин до велосипедов, от бытовой техники до космических кораблей.
Виды стопорных колец
Существует два основных вида стопорных кольцевых соединений:
- Внутренние. Служат для фиксации деталей внутри отверстий. Используются при креплении подшипников. Ушки выступают внутрь. Для установки их нужно сжать, чтобы длина внешней окружности уменьшилась, завести деталь во внутренний паз и отпустить ушки. Деталь распрямится и частично попадет в паз, а частично будет выступать из него. Эта выступающая часть и не даст подшипнику, упирающемуся в нее, двигаться в осевом направлении. Чтобы снять крепление, ушки нужно развести.
- Внешние. Применяются для крепления деталей на валах, осях, штоках. Надеваются на вал снаружи, ушки выступают на внешнюю сторону изделия, разрез между ними минимальный. Для монтажа ушки раздвигают, длина внутренней окружности изделия увеличивается, и его можно надеть на вал или ось, подвести в проточенному пазу. После этого ушки отпускают, деталь под действием сил упругости сжимается, плотно садится в паз, оставляя снаружи кольцевой бортик. Он и не даст детали перемещаться в осевом направлении. Чтобы снять такую деталь, ушки сводят вместе.
Из чего изготавливаются круглогубцы
Проводя подробный анализ съемников, надо также знать о том, из чего изготавливаются устройства. Круглогубцы — это узкоспециализированный инструмент, и кроме работы со стопорными элементами, он больше нигде не применяется. Чтобы обеспечивать высокую производительность и надежность при работе с деталями, производители изготавливают их из специальных высокопрочных видов стали. Для изготовления используется инструментальная легированная сталь, твердость состава которой достигает 58 HRC по Роквеллу. Однако с такими параметрами далеко не все производители выпускают инструменты. Чтобы приобрести качественный съемник, перед его приобретением необходимо выяснить все технические особенности.
Из инструментальной стали изготавливаются непосредственно губки конусной формы, а вся остальная часть (соединительная и рукоятки) выливается из обычной стали. Для удобства работы инструментом, рукоятки покрываются пластиком, резиной или силиконом, что исключает скольжение в руках. Еще один важный элемент рассматриваемого инструмента — это пружинный механизм. В зависимости от моделей и производителей, пружинные механизмы могут быть представлены в виде следующих элементов:
- Обычная пружина цилиндрической формы
- Стальная проволока с витками
- Стальные пластины
Есть также модели, на которых отсутствуют пружинные механизмы, что делает этот инструмент не удобным при использовании. Однако для единичных случаев и с целью экономии средств, такие модели подходят лучше всего. Для изготовления съемников применяются соответствующие стандарты. Для зарубежных устройств действует стандарт DIN 471, а отечественные производители придерживаются стандарта ГОСТ 13942-86
При покупке надо учитывать соответствующие критерии, поэтому детально разберемся, на что надо обратить внимание, чтобы купить качественный ручной съемник для колец
Съемник ШРУСа: разновидности и способ самостоятельно изготовления
Шарнир равных угловых скоростей выполняет функцию карданного соединения, только его конструкция намного сложнее. Фактически, это мощный шарикоподшипник с плавающим сепаратором, к обоймам которого прикреплены ступица и полуось передней подвески автомобиля. Корпус шарнира называют гранатой, по причине внешнего сходства. Конструкция создана, как неразборная.
Съемник ШРУСа: разновидности и принцип действия
Общая техника, как снять гранату с полуоси, достаточно проста – необходимо тянуть узлы в противоположные стороны с большим усилием. Руками этого не сделать, нужен механический съемник для ШРУСа.
Подобные приспособления дают возможность сэкономить на посещение автомастерской. Приобрести инструмент можно в любом авто магазине: как универсальный, так и для конкретных моделей ШРУС.
Устройство наружного ШРУСа
В корпусе шарнира расположена обойма с шариками, в которую с помощью шлицевого соединения вставлена полуось. Внутри т.н. стакана расположены механические стопоры, размер которых не позволяет извлечь обойму в сборе. Полуось зафиксирована стопорным кольцом, доступа к которому нет. Это не силовой элемент, стопор предназначен для того, чтобы граната не развалилась при транспортировке. Тем не менее, пользуясь обычными инструментами, без специальных съёмников разъединить шлицы невозможно.
Как произвести ремонт ШРУСа своими руками?
Для замены пыльников или всего наружного шарнира, применяется съемник гранаты. Приспособление преодолевает сопротивление стопорного кольца и выводит шлицевое соединение из обоймы.
Инструкция как снять стопорную шайбу с передней подвески авто щипцами
При замене ступичного подшипника на автомобиле не обойтись без круглогубцев, которые понадобятся для демонтажа стопорной шайбы с прорезью. Процесс имеет следующий вид:
- Приступать к извлечению ступичного подшипника надо только после того, как будет извлечен ШРУС из поворотного кулака
- Когда поворотный кулак готов к замене подшипника, надо взять в руки подходящий по размеру инструмент — круглогубцы
- Для демонтажа стопорного кольца понадобятся круглогубцы, работающие на сжим, так как подшипник зафиксирован при помощи наружного устройства
- Губки инструмента нужно завести в зацепление с отверстиями ушек детали
- Надавливать на рукоятку инструмента, и когда шайба будет достаточно разжата, необходимо извлечь ее из посадочного места ступицы
- Далее необходимо извлечь подшипник, и после его замены, произвести обратную установку фиксирующей детали
- Фиксирующее устройство подлежит замене при износе или явных признаках деформаций, например, сколы, перекосы, трещины, отсутствие ушек и т.п.
Некоторые мастера при отсутствии специальных щипцов, пытаются извлечь фиксирующую деталь подручными средствами, используя для этого плоскогубцы, утики, отвертку и т.п. Все заканчивается безуспешно, а порой и с получением травм. Кольцо обладает пружинными свойствами, поэтому при его извлечении необходимо удерживать в жестко зафиксированном положении. Если пытаться извлечь его подручными средствами, то можно получить травму, испортить деталь, потратить много времени, и не добиться результата.
Это интересно! Чтобы исключить получение серьезных травм, которая может возникнуть при выскакивании стопорного кольца, надо работы проводить в защитных очках, перчатках и даже маске. Сила отскакивания детали настолько велика, что может нанести серьезную травму головы.