Цифровой манометр

Подбор манометров в зависимости от давления и высоты их установки

Каждый сосуд и самостоятельные полости с разными давлениями должны быть снабжены манометрами прямого действия. Манометр устанавливается на штуцере сосуда или трубопроводе между сосудом и запорной арматурой. Манометрами должны иметь класс точности не ниже: 2.5-при рабочем давлении сосуда до 2.5 Мпа (25кгс/см²)

1.5-при рабочем давлении сосуда свыше 2.5 Мпа (25кгс/см²)

Манометр должен выбираться с такой шкалой, чтобы предел измерения рабочего давления находился во второй трети шкалы. На шкале манометра владельцем сосуда должна быть нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде. Взамен красной черты разрешается прикреплять к корпусу манометра металлическую пластину, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра.

Манометр должен быть установлен так, чтобы его показания были отчетливо видны обслуживающему персоналу. Номинальный диаметр корпуса манометров, устанавливаемых на высоте до 2-х метров от уровня площадки наблюдениями за ними, должен быть не менее 100мм, на высоте от 2 до 3м – не менее 160 мм. Установка манометра на высоте более 3м от уровня площадки не разрешается.

Между манометром и сосудом должен быть установлен трехходовой кран или заменяющее его устройство, позволяющее проводить периодическую проверку манометра с помощью контрольного. В необходимых случаях манометр в зависимости от условий работы и свойств среды, находящейся в сосуде должен снабжаться или сифонной трубкой, или масляным буфером, или другими устройствами, предохраняющими его от непосредственного воздействия среды и температуры и обеспечивающими его надежную работу.

Манометр не допускается к применению в случаях, когда:

· Отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении поверки;

· Просрочен срок поверки;

· Стрелка при его отключении не возвращается к нулевому показанию шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного прибора;

· Разбито стекло или имеются повреждения, которые могут отразиться на правильности его показаний.

Поверка манометров с их опломбированием или клеймением должна производиться не реже одного раза в 12 месяцев, кроме того, не реже одного раза в 6 месяцев владельцем сосуда должна производиться дополнительная проверка рабочих манометров контрольным манометром с записью результатов в журнал контрольных проверок. При отсутствии контрольного манометра допускается дополнительную проверку производить проверенным рабочим манометром, имеющим с проверенным манометром одинаковую шкалу и класс точности.

Дата добавления: 2015-08-31 ; ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Конструкция и принцип работы

Для того чтобы подобрать наиболее подходящий вариант исполнения цифрового манометра и правильно его обслуживать при необходимости нужно уделить внимание конструктивным особенностям. Принцип действия выглядит следующим образом:

  1. Основой конструкции становится принцип уравновешивания давления под действующей силой.
  2. Один из концов подвижного элемента запаян в основной держатель, другой связан с механизмом. За счет этого происходит преобразование прямого перемещения элемента и его закольцовывание по стрелке.
  3. На момент воздействия меняются определенные характеристики материала. При этом у конструкции есть третья мембрана, которая определяет силу воздействия.
  4. При воздействии определенной силы происходит совмещение двух пластин под определенным усилием, которое будет сопоставимо с силой тока. Полученный разряд между двумя кварцевыми элемента превращается в обычный сигнал, после чего он передается к устройству измерения.

На момент падения давления или его возрастания происходит замыкание контактов и сигнал подается на катушку.

По конструктивным признакам выделяют довольно большое количество различных цифровых манометров, но классический вариант представлен сочетанием следующих элементов:

  1. Корпус. В большинстве случаев при его изготовлении применяются материалы, которые характеризуются высокой устойчивостью к агрессивному воздействию со стороны окружающей среды. Отсутствие большого количества механических элементов определяет его небольшие размеры.
  2. Термобаллон и соединительный капилляр.
  3. Циферблат и стрелка для отображения основных параметров. В последнее время большое распространение получили варианты исполнения с электронным циферблатом.

В целом можно сказать, что лишь слишком большая нагрузка становится причиной, по которой устройство может выйти из строя.

Цены

На стоимости существенно сказывается бренд и место изготовления. Китайские изделия обойдется дешевле. Швейцарские, Германские и другие – на порядок дороже. Во втором случае вероятность выхода устройства из строя минимальна. Некоторые устройства снабжаются рядом дополнительных функций:

  • подсветка;
  • память.

Наличие подсветки позволяет в любое время без труда ознакомиться с показаниями. Например, подобное может потребоваться на шиномонтаже либо профессиональным водителям, для которых контроль давления – важный момент. Память позволяет «запоминать» устройству показания. Например, для сравнения с показателями с остальных колес. Также в продаже имеются отечественные манометры – отзывы о них, в большинстве своем, положительные.

Общая информация

Прибор для измерения давления газов или жидкостей в замкнутом пространстве называется манометром. Его принцип действия основан на равенстве измеряемого давления и силы упругости (деформации) трубчатой пружины (пружинный механизм). В некоторых моделях применяется чувствительная двухпластинчатая мембрана (мембранный тип). Один ее конец запаян в держатель, а другой через тягу взаимодействует с трибко-секторным механизмом, который преобразует перемещение элемента в круговое движение стрелки.

Физический смысл давления

Давление (Р) является физической величиной, которая равна силе (Fn), действующей перпендикулярно на единицу площади поверхности. Иными словами, величина давления в произвольном элементе поверхности определяется таким образом: отношение нормальной составляющей силы (dFn), которая действует на участок поверхности площадью dS. Соотношение имеет следующий вид: P = dFn / dS. Если необходимо вычислить среднее значение величины P, то следует воспользоваться формулой: Pср = F / S.

Единицей измерения является паскаль (Па). Международное обозначение — Pa. Для упрощения расчетов используются единицы измерений с приставками: 1 кПа = 1000 Па, 1 МПа = 1000 кПа = 1000000 Па и т. д. Физический смысл 1 Па: сила, равная 1 Н, равномерно распределена по нормальной поверхности, площадь которой равна 1 метру квадратному. Существуют и другие единицы измерения: бар, килограмм-сила на кв. см., техническая атмосфера, миллиметр ртутного столба, миллиметр и метр водяного столба.

Типы приборов

Приборы, которые измеряют величину избыточного давления и разрежение (ниже атмосферного), имеют определенные разновидности. Они классифицируются следующим образом:

  1. Манометры.
  2. Вакуумметры.
  3. Мановакуумметры.
  4. Напоромеры.
  5. Тягомеры.
  6. Тягонапоромеры.
  7. Барометры.
  8. Тонометры.

Отличие первой группы от всех заключается в диапазоне измерений. Он колеблется от 0,06 до 1000 МПа. Измеряется положительная разность между абсолютным и барометрическим значениями. Вакуумметры измеряют разрежение, т. е. величину ниже атмосферного давления. Третья группа приборов является комбинированной, поскольку измеряет избыточное и вакуумметрическое давление. В первом случае диапазон измерений находится в пределах от 60 до 240000 кПа.

Напоромеры — приборы для измерения величин, значения которых не превышают 40 кПа. Пятая группа измеряет низкие значения (до -40 кПа). Тягонапоромеры являются комбинированными устройствами, измеряющими давление в пределах от -40 кПа до 40 кПа. Барометры показывают величину атмосферного давления. Тонометры применяются в медицине для измерения значений кровяного давления человека.

Классификация манометров по конструкции осуществляется следующим образом: жидкостные, грузопоршневые и деформационные. Последний тип включает в свою конструкцию чувствительный элемент. Он представляет собой трубчатую пружину. В моделях с высоким классом точности применяется мембрана. Класс точности также влияет на классификацию приборов (чем меньше величина, тем он точнее): 0,15; 0,25; 0,4; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5 и 4.

Лучшие производители автомобильных манометров

На сегодняшний день, рынок предлагает нам три типа устройств.

  1. Механический (стрелочный). Прибор имеет шкалу-циферблат. После подключения прибора к шинам, стрелка укажет на шкале результат. Достоинствами прибора являются: простота конструкции, доступная цена, достоверные результаты, быстрая скорость измерения. Некоторые модели имеют спусковой клапан. Благодаря ему, если шины перекачаны, вы легко можете стравить воздух до нужной отметки. К недостаткам относят: чувствительность к влаге, субъективность относительно полученных данных, необходимость проведения измерений в каждом колесе отдельно.
  2. Реечный. В основе его работы лежит пружинный механизм, а сам прибор напоминает ручку для письма. Он компактный, надежный, а также имеет доступную стоимость, но при этом очень хрупкий и некомфортный в процессе использования. Поэтому уступает по популярности стрелочному варианту. Оба типа относятся к аналоговым манометрам.
  3. Электронные, или цифровые приборы, активно вытесняют своих аналоговых конкурентов. Они удобны и понятны в использовании, могут иметь ряд дополнительных функций. К тому же, они показывают самые точные данные. Их недостаток — погрешность измерений, в холодное время года.

Цифровой и аналоговый манометр на примере ТМ CarLife

Не стоит покупать, первый попавшийся на глаза вариант. Не гонитесь, за низкой стоимостью. Отталкиваться нужно от рабочих характеристик прибора: диапазон измерений, единиц измерения, класса точности, наличия дополнительных функций, материала изготовления. Тут ничего нового и сверхъестественного, можно сэкономить и гадать (что не так), а можно один раз взять и забыть.

Существует три класса точности: первыми будут — самые неточные, они имеют погрешность до 1. Второй класс является промежуточным, здесь погрешность составляет 0,1-0,5. Модели третьего класса, являются самыми точными, соответственно — самыми дорогостоящими. Они используются для профессиональной работы.

Если вы планируете использовать прибор нечасто, то подойдут недорогие механические манометры. Для профессионалов и любителей дальних поездок, необходимы качественные модели с серьезной начинкой и надежным (металлическим) корпусом.

Читать далее: Как выбрать сушилку для овощей и фруктов

Как уже упоминалось — нормальная разница, между зимними и летними показателями (15-20%). Причем зимой давление ниже, чем летом. При повышении температуры воздуха на 10 градусов, оно возрастает приблизительно на 0,1 бар.

Что касается грузовых автомобилей и фур, то здесь рекомендуемые значения могут колебаться:

  • Для одинарных колес 4,0-9,0 атм;
  • для сдвоенных колес 7,0-14,0 атм.

Автомобильный манометр предназначен, для измерения давления в шинах. На рынке представлены 2 вида: цифровые и аналоговые. Цифровые, более точны, но плохо работают зимой. Аналоговые — дешевле. Давление в колесах грузового авто, отличается от легкового. При выборе, ориентируйтесь на: материал изготовления; в каких единицах измерения работает прибор; какими функциями обладает.

https://www.youtube.com/watch?v=gWZ4pN2ZZRQ

Предпочтение следует отдавать качественным устройствам от известных производителей:

  1. Alca;
  2. Daewoo;
  3. Berkut;
  4. Pit-Stop;
  5. Rubber;
  6. КачОК;

Отзывы о функциональности продукции вышеописанных брендов можно найти на специализированных автомобильных форумах, а также в тех группах социальных сетей, которые посвящены автомобильной тематике.

Какой автомобильный манометр лучше купить

Чтобы узнать, какой автомобильный манометр лучше купить, требуется надлежащим образом подойти к процессу выбора. Нужно оценить комфорт использования и выяснить, насколько часто прибор будет использоваться. Когда автоманометр нужен для редких диагностических работ, требуется сделать акцент на недорогих моделях. Тем, кто собираются постоянно проводить измерения давления в шинах, следует покупать высокоточные аппараты. Среди рассмотренных автомобильных манометров специалисты выделяют таких номинантов:

  • Wester MTG-100 – лучший цифровой манометр относительно функционала.
  • Airline APR-D-04 – надежный манометр для автомобильного сервиса.
  • Starwind CM-130 – наиболее эффективный аппарат в сочетании цены и качества.
  • Metabo RF 60 (602233000) – манометр, который отличает надежность и длительность эксплуатации.
  • Jonnesway AG010042 – модель с надежной сборкой.
  • AVS YF-205 80494 –компактный манометр для автомобиля.
  • Berkut ADG-031 – наиболее эффективное устройство среди аналоговых моделей.

В рейтинг вошли лучшие автомобильные манометры. Ответить на вопрос, какой прибор из них лучше, невозможно. Каждый измеритель имеет свои достоинства. До того, как выбрать то либо иное устройство, нужно сделать акцент на характеристиках модели. Отталкиваясь от проведенного анализа, делается выбор.

Как выбрать манометр для шин

Чтобы автомобиль имел прогнозируемую управляемость и надежное сцепление с дорогой, важно поддерживать необходимый уровень давлениях в покрышках. В случае отклонения данного показателя от нормы машину может заносить во время движения, повысится расход топлива, нагрузка на колеса и элементы ходовой

Поэтому важно контролировать накачку колес в рекомендуемых производителем пределах.

Для измерения плотности воздуха внутри шин используют специальный прибор — автоманометр. Он бывает 2 типов:

  • механическим (аналоговым) со стрелочной или реечной шкалой;
  • электронным (цифровым) с жк-дисплеем.

Первый вариант компрессометра отличается надежностью конструкции, простотой использования и доступной ценой. Он измеряет оказываемое давление на шестеренки, пружины с мембраной и штоки механизма. Существенный недостаток аналогового прибора — относительно невысокая точность показаний, особенно при повышенной влажности воздуха.

Электронный манометр оборудован пьезоэлектрическим или тензорезистивными сенсором, который фиксирует воздействие плотности воздуха. Цифровой компрессор имеет компактные размеры. Некоторые модели обладают встроенной подсветкой, специальными датчиками для измерения температуры и глубины протектора.

Электронный прибор предоставляет более точные показания, чем аналоговый вариант, но надо следить за зарядом батареи.

Механический стрелочный и цифровой компрессометр могут дополнительно оснащаться:

  • Дефлятором для снижения давления в шине. Это функция выручает, если надо немного притравить воздух в покрышках, чтобы проехать по бездорожью.
  • Памятью результатов измерения.

Если необходимо выбрать манометр для шин, важно обращать внимание на ряд параметров изделия:

  • Градуировка экрана. Она должна быть в bar, at и atm. Разница между ними не большая: 1 атм = 1,013 бар = 1,033 ат. Не рекомендуется брать манометр, если там только разметка с psi — придется конвертировать показания (1 psi = 0,068 bar).
  • Единицы деления. Удобно мерить со шкалой 0,1 бар. Если она будет выше, то будет неудобно накачивать шины до нечетных значений (например, 1,9 бар).
  • Погрешность замеров. Хороший класс точности прибора не должен превышать отметку 1.5. Это значит, что погрешность прибора со шкалой до 10 атм составляет 0,15 атмосфер.
  • Диапазон измерения. Чем больше максимальный предел границы, тем выше погрешность в средних значениях. Поэтому для легковых машин лучше брать прибор со шкалой до 5, а для грузовиков — 7-10 атм.

Преобразователи давления

ДМЭ-, ДМЭУ-, ДМЭР-МИ преобразователь давления (дифманометр) измерительный малогабаритныйМалогабаритный измерительный преобразователь с компенсацией магнитных потоков ДМЭ-МИ, ДМЭУ-МИ, ДМЭР-МИ применяется для измерения разности давления и расхода жидкости, газа и пара, а также уровня жидкости и непрерывного преобразования измеряемого параметра в унифицированный токовый выходной сигналпозапросу
МПЭ-МИ преобразователь давления измерительный малогабаритныйМалогабаритный измерительный преобразователь с компенсацией магнитных потоков МПЭ-МИ предназначен для измерения давления и непрерывного преобразования его в унифицированный токовый выходной сигналпозапросу
САДКО-107 сигнализатор давления взрывозащищённыйВзрывозащищённый сигнализатор давления САДКО-107 используется для коммутации электрических цепей при достижении давлением заданного значения уставки срабатыванияпозапросу
САДКО-44 сигнализатор перепада давления взрывозащищённыйВзрывозащищённый сигнализатор перепада давления САДКО-44 используется для коммутации электрических цепей при достижении перепадом давления заданного значения уставки срабатыванияпозапросу
ТЖИУ406 датчик давления взрывозащищённыйВзрывозащищённый датчик давления ТЖИУ406 применяется для непрерывного измерения и преобразования значений измеряемого параметра: избыточного давления, абсолютного давления, разрежения или разности давлений нейтральных по отношению к нержавеющим сталям и сплавам титана жидких, газообразных сред и пара в унифицированные выходные токовые сигналыпозапросу
ТЖИУ406-М100 датчик давленияДатчик давления ТЖИУ406-М100 применяется для непрерывного преобразования измеряемого параметра (давления жидкости или газа) в унифицированный выходной токовый сигнал и цифровой сигнал на базе HART-протокола или на базе интерфейса RS-485 с протоколом Modbusпозапросу

Что такое класс точности манометра, и как его определить

Класс точности манометра является одной из основных величин, характеризующих прибор. Это процентное выражение максимально допустимая погрешность измерителя, приведенная к его диапазону измерений.

Абсолютная погрешность представляет собой величину, которая характеризует отклонение показаний измерительного прибора от действительного значения давления. Также выделяют основную допустимую погрешность, которая представляет собой процентное выражение абсолютного допустимого значения отклонения от номинального значения. Именно с этой величиной связан класс точности.

Существует два типа измерителей давления — рабочие и образцовые.

Рабочие применяются для практического измерения давления в трубопроводах и оборудовании. Образцовые — специальные измерители, которые служат для поверки показаний рабочих приборов и позволяют оценить степень их отклонения. Соответственно, образцовые манометры имеют минимальный класс точности.

Классы точности современных манометров регламентируются в соответствии с ГОСТ 2405-88 Они могут принимать следующие значения:

  • 0,15;
  • 0,25;
  • 0,4;
  • 0,6;
  • 1,0;
  • 1,5;
  • 2,5;
  • 4,0.

Таким образом, этот показатель имеет прямую зависимость с погрешностью. Чем он ниже, тем ниже максимальное отклонение, которое может давать измеритель давления, и наоборот. Соответственно, от этого параметра зависит, насколько точными являются показания измерителя. Высокое значение указывает на меньшую точность измерений, а низкое соответствует повышенной точности. Чем ниже значение класса точности, тем более высокой является цена устройства.

Узнать этот параметр достаточно просто. Он указан на шкале в виде числового значения, перед которым размещаются литеры KL или CL. Значение указывается ниже последнего деления шкалы.

Указанная на приборе величина является номинальной. Чтобы определить фактический класс точности, нужно выполнить поверку и рассчитать его. Для этого проводят несколько измерений давления образцовым и рабочим манометром. После этого необходимо сравнить показания обоих измерителей, выявить максимальное фактическое отклонение. Затем остается только посчитать процент отклонения от диапазона измерений прибора.

Другие виды манометров

Жидкостный манометр дает возможность точных измерений, но у него есть большой недостаток: конструкция боится ударов и вибраций. Поэтому сегодня такие приборы используются в основном в лабораториях. С развитием промышленности возникли другие типы манометров, которые могут измерять давление в любых условиях — на подвижных механизмах, при сильных вибрациях и т. д. По конструкции выделяют деформационные и поршневые (грузопоршневые) приборы.

Деформационные манометры

Манометр деформационного типа — это компактное механическое устройство, измеряющее давление сразу в паскалях (без перевода из других единиц). Его рабочим элементом является дугообразная или спиральная трубка Бурдона, в которую накачивается газ. Если давление внутри трубки повышается, она начинает распрямляться, и это движение через систему тяг передается на стрелку. При снятии давления она возвращается в свое первоначальное положение.

Вместо трубки может быть использована пружина, мембрана или другой чувствительный элемент, который деформируется под давлением. Принцип действия манометра остается тем же: деформация передается на стрелку, движущуюся по шкале.

Деформационные металлические манометры чаще всего используются в быту и на производстве. Они компактны, отлично переносят вибрации, не требуют строго вертикальной установки. Если нужно выбрать, к примеру, автомобильный манометр, он будет именно такого типа.

Интересный факт!
Деформационный манометр был изобретен случайно. В 1845 году швейцарский ученый Р. Шинц наблюдал, как на производстве рабочие восстанавливали сплющенную металлическую трубку, заглушив один ее конец и закачав внутрь воду. Под действием давления трубка разогнулась, а ученому пришла в голову мысль использовать такой же элемент для измерений, но работать с воздухом, а не с водой.

Поршневые манометры

Несмотря на то, что поршневые манометры были созданы раньше деформационных, они получили меньшее распространение. Сегодня такие приборы используются для исследования скважин в нефте- и газодобывающей промышленности, а также для сверки показаний в лабораториях.

На рисунке ниже можно увидеть, из чего состоит манометр поршневого типа. В самом простом варианте это емкость с маслом, соединенная при помощи штуцера с измеряемой средой. В емкость погружен цилиндр с тщательно притертым поршнем (зазор между стенками цилиндра и поршнем должен быть минимальным). На торце поршня закреплена тарель, на которую могут укладываться грузы.

Снизу на поршень действует измеряемое давление Р, сверху оно уравновешивается некой силой, создаваемой весом самого поршня и грузов G1+ G2.

Давление под поршнем рассчитывается по формуле:

, где G1— масса грузов, G2— масса поршня с тарелью, g — ускорение свободного падения, F — площадь поршня.

Также давление можно выразить через силу согласно закону Паскаля:

P = F / S, где F — сила, действующая на поршень, S — площадь поршня.

С помощью поршневых маномеров впервые измеряли давление ученые-физики Георг Паррот и Эмиль Ленц. Но широкое распространение эти приборы получили благодаря некому Рухгольцу, который запустил их в массовое производство.

Как проверить давление воды без манометра?

Узнать показатели давления воды в трубопроводе можно без помощи манометра. Все, что для этого требуется – это использовать самодельное приспособление из прозрачного 2-метрового шланга, которое очень просто изготовить своими руками.

В основном, шланг применяется с целью получения замеров давления воды на выходе из крана. Чтобы узнать нужные показатели, один конец шланга вставляется в кран, а второй закупоривается пробкой. После этого в шланг нужно впустить немного воды.

Прежде, чем начать «эксперимент», потребуется выполнить 2 условия:

  • Установить шланг в вертикальное положение;
  • Переместить нижний конец шланга так, как указано в схеме.

Далее определить приблизительное давление воды можно по указанной формуле: P=Pатм*H0/H1, где:

  • P – давление в системе, измеряемое в атмосферах;
  • Pатм – давление, которое присутствует внутри шланга до момента открытия крана;
  • H0 – высота воздушного столба внутри шланга до момента открытия крана;
  • H1 – высота воздушного столба после заполнения шланга водой.

Измерение давления манометром

Рубрики: Опыты , Поделки , физика , Эксперименты | Теги: Измерение давления манометром, Опыты, Поделки, физика, эксперимент | 20 июня 2013 | Svetlana

Для измерения давления воздуха или газа внутри какого-либо сосуда манометром надо его резиновую трубку присоединить к этому сосуду. Следить за уровнем жидкости в обоих коленах манометра. а) Если в обоих коленах манометра жидкость стоит на одинаковом уровне, считать давление газа внутри сосуда таким же, как и давление окружающего воздуха. б) Если уровень жидкости в коротком колене манометра ниже, чем в другом, считать давление внутри сосуда большим, чем давление окружающего воздуха.

в) Если в коротком колене манометра жидкость стоит выше, чем в другом колене, считать, что внутри сосуда давление меньше, чем давление окружающего воздуха.

При разности уровней жидкости в трубках манометра расчёт разницы асмосферного давления и давления в сосуде делается по формуле:

Можно проделать следующие опыты с использованием своего манометра. Насадив крепко конец резиновой трубки манометра на стеклянную воронку, широкое отверстие её затянуть резиновой плёнкой. Когда жидкость в манометре успокоится, опустить воронку в ведро с водой. Следить, как изменяется давление внутри воды с глубиной погружения воронки. Установив воронку на определённой глубине в воде, повёртывать её отверстием в разные стороны, вверх и вниз, следя за показанием манометра. 2. Открыть трубу у вытопленной незадолго до опыта печи. Ввести в печь резиновую трубку манометра. Уровень воды в коротком колене манометра поднимается. Рассчитать давление тёплого воздуха в печи (при тяге). 3. Резиновый мешок медицинской грелки надуть слегка воздухом и соединить его накрепко с резиновой трубкой манометра. Положить мешок горизонтально и класть на него одну за другой толстые книги (груз). Манометр хорошо покажет изменение давления воздуха, замкнутого в мешке. 4. Если достать стеклянную трубку общей длиной около 1,7 м, можно сделать манометр для измерения уже значительно большего избыточного давления, например, наибольшего напора воздуха при дутье ртом. Этим способом контролируется «сила лёгких». Дуть надо не рывками, а плавно увеличивая давление.

5. Этим же прибором можно измерить наибольшее разрежение, создаваемое при всасывании ртом. В этом случае надо ртом тянуть воздух из верхнего конца трубки. 6. Если в приборе 4-го опыта вместо короткого колена трубки вставить оттянутую на сужение трубочку, то при дутье в длинное колено из короткой трубки будет бить фонтан.

Е.Н. Соколова “Юному физику”

Маркировка изделия

В паспортах, ТО и технической литературе на данную тему используются следующие обозначения.

В конструкторской документации электроконтактный манометр обозначается следующим образом (согласно ЕСКД)

Буквенно-цифровая маркировка, наносимая на манометры, может выполняться согласно двум действующим нормативным документам.

ГОСТ за номером 2405-88. Согласно данному документу обозначение должно состоять из названия прибора, функционального назначения последнего, и части серийно-порядковой.

После неё стандартом разрешено размещать дополнительную информацию, которая обязательно должна сообщаться на подобные изделия.

Функциональное назначение обозначается:

  • Манометр — ДМ;
  • Мановакууметр — ДА;
  • Тягонапоромер — ДГ ;
  • Напоромер — ДН;
  • Вакууметр — ДВ;
  • Тягомер — ДТ.

Далее вносится информация о приборе, затем порядковый номер.

Вариант

ДМ 1001-20 МПа-1,0 ТУ

Манометр, имеющий верхнюю границу измерений в 20 Мпа, класс точности, единицу.

ТУ 4212-001-4719015564-2008

При заказе манометра электроконтактного, производимого согласно данным техническим условиям, обозначение (для ТМ, ТВ, ТМВ) будет иметь следующий вид

Что расшифровывается следующим образом:

  • ТМ — тип манометра:
  • ТМ – манометр;
  • Вакууметр;
  • Мановакууметр;

А — диаметр, который имеет корпус манометра в миллиметрах:

  • 1 — 40;
  • 2 — 50;
  • 3 — 63;
  • 4 — 80;
  • 5 — 100;
  • 6 — 150;
  • 8 — 250;
  • 9 (х), где х – диаметр корпуса прибора. Производится по согласованию;

Б — материал, из которого изготовлен корпус:

  • 1 — сталь;
  • 2 — сталь нержавеющая;
  • 3 — сплав на основе меди (только в индикаторах давления);
  • 4 — пластики;

В — материал, из которого произведены измерительные элементы и штуцер:

  • 0 — сплав на основе меди;
  • 1 — сталь нержавеющая;

Г — место установки штуцера: Р, Т, ТКТ, ТЭ, ТКП, РКТ, РС, ТС ;

  • Д — гидрозаполнение:
  • 0 — отсутствует;
  • 1 — заполнен глицерином;
  • 2 — заполнен силиконом;

Е — наличие и тип электроконтактнойприставки:

  • 0 — отсутствует;
  • 1 — «ОЗ» соответствует исполнению I;
  • 2 — «ОР», исполнение II;
  • 3 — «ЛРПР», исполнение III;
  • 4 — «ЛЗПЗ», исполнение IV;
  • 5 — «ЛРПЗ», исполнение V;
  • 6 — «ЛЗПР», исполнение VI

В круглых скобках проставлен диапазон показаний;
G1/2 — Тип резьбового соединения:

  • G1/2, G1/4, G1/8;
  • «М20х1,5», «М12х1,5», «М10х1»;

Ж – реализованный класс точности. Задаётся диапазоном (0,25 — 4,0) с заданной дискретностью.

Маркировка манометров ТМТБ отличается (см. п.1.4.2. ТУ).

Типы определяемых давлений

Из школьного курса физики известно, что для расчетов пользуются тремя видами давлений. Среди них следующие:

  • Атмосферное. Оно давно рассчитано и является постоянным для определенной точки земной поверхности. Атмосферное давление оказывает воздействие на все окружающие предметы в том числе и на человека. Но здоровый человек его не чувствует из-за уравновешивания внутренним давлением.
  • Избыточное. Создается посредством нагнетательных установок при условии замкнутого пространства. Повышенное давление в основном используется для приведения силовых механизмов в движение от слабосильного двигателя.
  • Пониженное (вакуумическое). Использование вакуумического давления обусловлено технологическими условиями. Созданное разряжение помогает втягивать рабочую среду в какую-либо емкость.

При обучении в институте появляется дополнительное понятие — абсолютное давление. Это сумма атмосферного и повышенного давлений.

Для снятия показаний должен выбираться соответствующий тип прибора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий