Зажигание цепной бензопилы Дружба — от устройства до переделки

Ремонт системы зажигания бензопилы Дружба 4

Детская болезнь бензопилы Дружба 4 – сложность запуска горячего двигателя при остановке в работе. Причиной тому – слабая и морально устаревшая система зажигания. Чтобы увеличить мощность искры на свече, необходимо отремонтировать зажигание. Такой ремонт исправит ситуацию даже в случае отсутствия стандартной катушки.

Пошаговая инструкция

  1. Со стандартной катушки зажигания убираются высоко- и низковольтная обмотки.
  2. Взамен низковольтной обмотки спецпроводом (для трансформаторов) наматывается на нашу катушку 250 витков. Использовать можно провод ПЭВ2, с сечением 0,8-1 мм. Нужно не забывать про межслойную изоляцию – новый слой спецпроводов прокладывается бумагой. Начало всей обмотки пайкой соединяется со стандартным выводом к магнитному сердечнику, другой конец обмотки соединяется монтажным спецпроводом к прерывателю. Потом катушка заматывается изолентой или покрывается другим изолятором. Участок цепи конденсатора, запитанного на катушку и прерыватель, не подвергается изменениям.
  3. С помощью двух проводов через кусок изоляционной трубки делаются концы подключений. Чтобы не допустить замыкания всю получившуюся проводку можно поместить в одну изоляционную трубку.
  4. В виде трансформатора идеально подойдет катушка зажигания типа Б-115 с убранным боковым резистором. Это вид катушек используется в зажигании стареньких советских Москвичей. Не рекомендуется использовать зажигание от мотоциклов, они недостаточно мощны, чтобы дать необходимую искру. Катушку можно зафиксировать на раме бензопилы с помощью монтажного хомута в любом подходящем месте.
  5. Провода из внутренностей ДВС коммутируются по следующей схеме: первый провод, который соединяет воедино прерыватель, конденсатор и вывод катушки соединяется с выводом Б-115 с обозначением «ВК», второй провод, который идет «от массы», соединённый с винтом крепления магнето – соединяется с выводом Б-115 без опознавательных обозначений. Для удобства чтения схемы лучше использовать разноцветные провода.
  6. В завершении катушка зажигания с помощью высоковольтного провода коммутируется с запалом свечи двигателя.

Такой ремонт системы зажигания показал отличный результат, детская болезнь бензопилы Дружба 4 исчезла, работать такая система будет очень долго.

Единственный недостаток – изменился внешний вид бензопилы за счет внешней катушки на корпусе, увеличились габариты. Но это вынужденная переделка, зато система зажигания работает надежно и пила заводится при любых температурах.

Если какие-то моменты остались непонятными предлагаем посмотреть видео на тему ремонта зажигания бензопилы Дружба.

Основные неисправности и их устранение

Если запустить пилу с первого раза не удается, причин может быть несколько. Чаще всего проблема связана со свечой зажигания:

  • износ электрода или повреждения керамического изолятора;
  • неплотное прилегание съемного колпака (если он имеется);
  • гуляние искры вдоль керамической обмотки, признаком чего является коричневый остаток на внешней оболочке;
  • трещины в колпачке свечи (пила с такой проблемой и дальше будет работать, но может причинять боль пользователю при касании).

Если со свечой никаких проблем не было обнаружено, рекомендуется осмотреть провода, идущие от катушки. Они могут быть оборваны либо иметь другие механические повреждения. Возможны разрывы проводов внутри изоляции, поэтому иногда обнаружить эти нарушения при визуальном осмотре нельзя.

Причина поломки может крыться в тумблерах выключения. Проверить их несложно. Для этого надо отсоединить провода от модуля, а затем проверить зажигание. Если после отключения искра появляется, то выключатель нужно заменить.

Почему шумит бензопила?

Есть несколько разных причин, почему бензопилы такие громкие. Больше всего шума создают эти 3 фактора:

  • двигатель/мотор;
  • пиление;
  • вибрации.

Вы, наверное, уже догадались, что двигатель является основным виновником шума. Вот почему газовые бензопилы настолько громкие по сравнению с другими, поскольку их двигатели в среднем производят больше всего шума.

Процесс резки также добавит шума, производимого бензопилой. Бензопила со старой цепью, которая уже не является острой и не имеет надлежащей смазки, может потенциально привести к более высокому уровню шума.

Вибрации, хотя и в гораздо меньшей степени, также увеличат общий уровень шума. Одна из причин, по которой электрические и аккумуляторные бензопилы работают намного тише, заключается в том, что они будут генерировать меньше вибрации.

Как проверить зажигание Дружбы

При отказе работы ДВС бензопилы, кроме подачи топлива, в первую очередь проверяют наличие искры на свече зажигания:

  1. Снимают колпачок и выкручивают свечу.
  2. Резьбу свечи замыкают на массу (ребра цилиндра), дергают стартер. Контактное зажигание дает крупную синюю искру. Электронное — мелкую желтую, которую трудно увидеть на солнечном свете. Но это норма для электронных систем.
  3. Если искры нет, меняют свечу на гарантированно исправную и проверяют снова.
  4. Если дело не в свече, снимают колпак со свечного провода и при рывке стартера проверяют наличие искры между оголенным проводом и массой при зазоре между ними 0,2-1 мм.
  5. Если искры на выходе нет, проверяют или меняют свечной провод.

Устройство и принцип работы системы зажигания на бензопиле Дружба

Более 30 лет, до конца 1980-ых годов бензопилы Дружба выпускались с контактным зажиганием (механический прерыватель). Принцип выработки электричества у него такой же, как у более современных электронных систем. Магнитный ротор, насаженный на коленвал, вращается внутри катушек. Первичная обмотка катушки состоит из нескольких витков толстого медного провода и вырабатывает ток слабого напряжения (В, Вольт), но достаточно большой силы (А, Ампер).

Вторичная обмотка состоит из множества витков тонкого провода. В некотором роде это повышающий трансформатор. Проходя по нему, электрический заряд меняет свои характеристики. И на выходе напряжение составляет 15-30 000 В при мизерной силе тока (миллиампер). Такой ток способен дать высокотемпературную искру (дугу) между электродами через зазор, что можно наблюдать на каждой свече зажигания.

Последняя модификация этой бензопилы с контактным зажиганием — Дружба 4А выпускалась до конца 1980-ых годов. После её заменили на Дружба 4А Электрон с бесконтактным зажиганием, о чем и сообщает приставка в названии модели.

Техника безопасности

Основные правила безопасности при работе с бензопилой:

  • работа с неисправным инструментом строго запрещена. Перед каждым продолжительным периодом работы бензопила должна быть тщательно проверена на полную исправность, а все регулируемые узлы необходимо обязательно настроить;
  • работы с пилой следует проводить исключительно в защитной экипировке;
  • управление пилой должно проводиться при помощи обеих рук;
  • максимально допустимое время работы с бензопилой в течение смены при регулярном перерыве составляет 112 минут, при не регулярном — 48 минут;
  • все работы бензоинструментом должны проводиться исключительно на открытом воздухе;
  • при пуске мотора трос ни в коем случае не должен быть намотан на руку, а цепь не должна касаться каких-либо предметов;
  • во время пиления первым поверхности древесины должен касаться упор редуктора и только после этого пильная цепь приводится в движение;
  • пиление концевой частью шины агрегата строго запрещено;
  • освобождать зажатую цепь нужно только при выключенном двигателе;
  • при обрыве цепи двигатель необходимо обязательно выключить;
  • во время работы на валке деревьев обязательно следует соблюдать все правила безопасности при лесозаготовке.

При работе с «Дружбой-4» необходимо соблюдать и общие правила пожаробезопасности:

  • все горючие материалы хранятся в герметичной емкости, в прохладном, пожаробезопасном месте;
  • заправлять бак следует при выключенном моторе, на расстоянии не менее чем 20 метров от любого источника открытого пламени;
  • во время заправки пилы горючими материалами курить строго запрещено;
  • вымазанные в горючие жидкости участки пилы нужно обязательно вытереть насухо.

Бензопила Дружба: устройство, обзор моделей и преимущества

Несмотря на то, что в настоящее время бензиновая пила этой модели относится к категории устаревших агрегатов, ей устройство показывает вполне достойные характеристики:

  • наличие одноцилиндрового, двухтактного, карбюраторного двигателя МП-1 с воздушным охлаждением и рабочим объёмом 94 куб. см;
  • мощность 4 л/с;
  • редуктор состоит из корпуса и двух конических шестерен;
  • для смазки двигателя используется смесь на основе масла и бензина;
  • выполнение двигателя и пильного аппарата бензопилы представлено независимыми узлами, объединяемыми между фланцевым соединением и фиксируемым хомутом.

Такой вариант компоновки позволяет работать пильным аппаратом под любым углом и осуществлять быструю замену вышедшего из строя узла своими руками. Функциональная завершенность и простота крепления сделали устройство лёгким и надёжным в эксплуатации.

Основные недостатком пилы «Дружба» является её значительный вес, составляющий12 кг, а также наличие съёмного тросового стартера, которые не слишком удобен в применении и достаточно часто теряется. Кроме всего прочего, конструкция не имеет многих защитных элементов, способных обеспечивать безопасность работы, включая кнопку «Стоп», тормоз на цепь, а также функцию Anti-kick. Однако, конструкционная простота и невысокая стоимость, в сочетании с высокой производительностью, сделали этот агрегат очень популярным.

Переделка зажигания бензопилы Дружба

Поскольку двигатели на моделях бензопил Дружба 4А и Дружба 4А Электрон абсолютно идентичны, вполне возможна взаимозаменяемость контактных и электронных систем зажигания на всех моделях.

Причем иногда возможна переделка вышедшей из строя катушки старого контактного зажигания, и установка его вместо вышедшего из строя электронного варианта.

Переделка катушки контактного зажигания

Катушку снимают и удаляют всю пришедшую в негодность высоковольтную вторичную обмотку из тончайшего провода. Первичная обмотка, состоящая из нескольких витков мощного провода, практически никогда не выходит из строя. Её оставляют на месте.

Вместо снятой обмотки используют выносную высоковольтную катушку (бабину) от мотоцикла, двухскоростного мопеда советского периода, автомобиля. Катушку крепят любым способом в удобном месте. Восстанавливают схему подключения такой же, какой она была при стационарной обмотке:

  • от первичной обмотки катушки к контакту + (плюс) на бабине;
  • от контакта — (минус) на бабине к массе (корпусу двигателя).

Недостаток такого варианта — на корпусе бензопилы Дружба появится дополнительная деталь.

Преимущество — высоковольтные катушки легко меняются, они доступны.

Также в сети можно найти описания, как отремонтировать электронную систему зажигания Дружбы, которая обоснованно считается практически не пригодной к ремонту. Возможен и такой вариант, но для этого надо быть опытным специалистом в области электроники и электротехники.

Об устройстве зажигания на бензопиле Дружба рассказывают в следующем видео, в котором также даны рекомендации по регулировке:

Для жителей СССР Дружба была единственной бензопилой, всегда дефицитной, но относительно доступной. (Урал был создан на базе Дружбы как более мощный вариант для лесной промышленности). За десятки лет были выпущены сотни тысяч Дружб. Много их, ввиду хорошей ремонтопригодности, до сих пор в рабочем состоянии. А запчасти, в том числе и системы зажигания двух видов, до сих пор можно найти на развалах барахолок и даже в сети на площадках типа Авито.

Ремонт системы зажигания бензопилы «Дружба-4»

Эксплуатация бензопилы «Дружба-4» выявила ряд недостатков. Особенно донимает то, что запустить горячий двигатель практически невозможно.

Причина этого «недуга» в слабой системе зажигания.

Для увеличения мощности искры на свече, систему зажигания надо переделать. Такая переделка может быть полезной и при отсутствии исправной катушки магнето к штатной системе зажигания.

Для переделки со штатной катушки магнето удаляются низковольтная и высоковольтная обмотки. Вместо низковольтной обмотки проводом ПЭВ-2 диаметром 0,8 мм (данный тип проводов применяется для намотки трансформаторов, дросселей и т.д.), наматывается 250 витков. Необходима межслойная изоляция: после каждого слоя провода делается прокладка из бумаги или лакоткани. Начало обмотки припаивается на место штатного вывода к сердечнику, с конца обмотки делается вывод монтажным проводом для подсоединения к прерывателю зажигания. Сверху катушка изолируется (можно применить изоляционную ленту).

Цепь конденсатора, включенного параллельно прерывателю и катушке, остается без изменений.

Далее двумя монтажными проводами через отрезок резинового шланга в качестве уплотнителя делаются выводы. Для надежности изоляции проводов их желательно объединить в общую оболочку из трубки ПВХ.

В качестве повышающего трансформатора используется катушка зажигания Б-115 с удаленным резистором, который крепится сбоку катушки. Данный тип катушек есть в системах зажигания автомобилей «Москвич», «Волга» и других. Использование катушек зажигания мотоциклов нежелательно: они не дают достаточной мощности искры. Катушка зажигания крепится при помощи хомута к раме бензопилы в любом удобном месте.

Провода, идущие из «улитки» двигателя, подсоединяются следующим образом: один, идущий от общей точки соединения конденсатора, прерывателя, вывода катушки — к выводу «ВК» катушки зажигания Б-115; второй, идущий от массы и подсоединенный к болту крепления магнето — к выводу катушки зажигания Б-115 не имеющей обозначения. Провода желательно выбрать разноцветными.

Далее катушка зажигания высоковольтным проводом соединяется с запальной свечой двигателя.

Регулировка момента зажигания дала очень хорошие результаты, все «недуги» бензопилы исчезли. Вот уже несколько лет переделанная система зажигания исправно работает на бензопиле «Дружба-4».

В заключении можно сказать следующее: катушка зажигания немного «портит» внешний вид пилы, но лучше иметь надежную в работе пилу, чем ту, которая приносит одни мученья.

Данная система зажигания может применяться также и на других типах двигателя, что было испытано на двигателях для мопеда типа Д-5, Д-6. Обмотка в этом случае содержит 160 витков.

Как проверить зажигание Дружбы

При отказе работы ДВС бензопилы, кроме подачи топлива, в первую очередь проверяют наличие искры на свече зажигания:

  1. Снимают колпачок и выкручивают свечу.
  2. Резьбу свечи замыкают на массу (ребра цилиндра), дергают стартер. Контактное зажигание дает крупную синюю искру. Электронное — мелкую желтую, которую трудно увидеть на солнечном свете. Но это норма для электронных систем.
  3. Если искры нет, меняют свечу на гарантированно исправную и проверяют снова.
  4. Если дело не в свече, снимают колпак со свечного провода и при рывке стартера проверяют наличие искры между оголенным проводом и массой при зазоре между ними 0,2-1 мм.
  5. Если искры на выходе нет, проверяют или меняют свечной провод.

Ремонт своими руками

Когда вышеизложенными мерами проблема не устраняется, причины могут быть в следующем. Вышел из строя блок электронного зажигания. Все элементы этого узла загерметизированы (залиты компаундом) и ремонту не подлежат. Требуется замена всего блока.

Система кулачкового (контактного) зажигания бензопилы Дружба ремонтопригодна. Причин её выхода из строя несколько:

  1. Пробил на массу текстолитовый изолятор подвижного контакта прерывателя. Меняется на исправный без вариантов.
  2. Обгорели подвижный и неподвижный контакты прерывателя (кулачки). Чистятся мелким надфилем или наждаком до получения ровно прилегающих друг к другу поверхностей. Меняются при полном выгорании.
  3. Конденсатор предназначен для защиты контактов от выгорания. Из строя выходит редко, непосредственно на образование искры не влияет. При диагностике его просто игнорируют.
  4. Межвитковое замыкание, обрыв во вторичных высоковольтных витках катушки с тонким проводом.

Как проверить зажигание Дружбы

При отказе работы ДВС бензопилы, кроме подачи топлива, в первую очередь проверяют наличие искры на свече зажигания:

  1. Снимают колпачок и выкручивают свечу.
  2. Резьбу свечи замыкают на массу (ребра цилиндра), дергают стартер. Контактное зажигание дает крупную синюю искру. Электронное — мелкую желтую, которую трудно увидеть на солнечном свете. Но это норма для электронных систем.
  3. Если искры нет, меняют свечу на гарантированно исправную и проверяют снова.
  4. Если дело не в свече, снимают колпак со свечного провода и при рывке стартера проверяют наличие искры между оголенным проводом и массой при зазоре между ними 0,2-1 мм.
  5. Если искры на выходе нет, проверяют или меняют свечной провод.

Устройство

Основные части бензопилы следующие:

  • двигатель;
  • пильный аппарат;
  • рама с рукоятками;
  • бензобак.

Двигатель — одноцилиндровый двухтактный карбюраторный. Охлаждается потоком воздуха, создаваемым центробежным вентилятором. Двигатель и пильный аппарат — независимые узлы, соединенные в 1 блок фланцевым крепежом и зафиксированные хомутом.

При открытии топливного крана горючее поступает в диафрагмовый карбюратор, который обеспечивает бесперебойную его подачу в двигатель при любых углах наклона и сильной вибрации. Устройство бензопилы не позволяет останавливаться двигателю при заклинивании цепи в стволе во время резки древесины.

Рукоятки расположены высоко, что обеспечивает такие возможности:

  • не наклоняться во время работы и меньше утомляться;
  • работать в условиях глубокого снежного покрова;
  • повысить безопасность пользователя.

Какой карбюратор можно поставить на Дружбу вместо родного

КМП-100 – карбюратор хорошей, но уже устаревшей конструкции. Сегодня есть большой выбор разных карбюраторов со всего мира. На бензопилы Дружба-4 ставят карбюраторы от других бензопил, мопедов, мотоциклов. Главное, чтобы карбюратор был рассчитан на двигатель примерно такого же объема камеры сгорания и подходил по креплениям. Если новый карбюратор не совсем подходит по креплениям, используют адаптеры – переходники.

Бензопила Дружба-4 с карбюратором КМП-100 – агрегат, которым во времена СССР повалены и распилены миллионы кубометров древесины. Качество этих бензопил выпуска 60-80-ых годов было настолько высоким, что множество их до сих пор в рабочем состоянии.

Выход из строя системы зажигания

Проверьте свечу, отвинтите и осмотрите. Ее состояние расскажет вам о том, как работает топливная система вашей бензопилы. Если свеча сухая, то система зажигания тут не причем. Когда она запачкана топливной смесью, значит что ее слишком много. В этом случае карбюратор разрегулирован или правила запуска бензопилы были нарушены. Чтобы устранить переизбыток топливной смеси закройте выход топлива и поработайте стартером. А свечу снимите, вытрите и просушите.

После проведения этих процедур установите свечу на место и попробуйте запустить устройство. Также возможно нарушение уровня масла по отношению к уровню бензина.

Или вы могли использовать масло, неподходящее для этой модели:

хорошо прочистите свечу;

промойте ее в бензине;

удалите с неё иглой или шилом нагар;

далее почистите электроды мелкой шкуркой;

установите свечу на место.

Когда система контактного зажигания часто выходит из строя, замените ее электронной системой.

Шум при работе

Работа любого бензинового инструмента сопровождается выхлопом продуктов сгорания топлива, а также шумом от работы двигателя. Это касается и бытовых моделей. Многие производители стараются создавать максимально тихие модели, однако в таком варианте они не отличаются высокой мощностью и производительностью.

И что делать, если необходима мощная и в то же время тихая модель для работы на приусадебном участке или при строительстве дома из сруба? Тогда можно сделать своими руками глушитель для подобного инструмента, который предотвратить слишком сильный шум от его работы мотора. Конечно, можно купить готовый вариант, но он обойдется в разы дороже.

Как же сделать глушитель максимально дешево и без лишних хлопот? Поговорим об этом более подробно далее.

Переделка зажигания бензопилы Дружба

Поскольку двигатели на моделях бензопил Дружба 4А и Дружба 4А Электрон абсолютно идентичны, вполне возможна взаимозаменяемость контактных и электронных систем зажигания на всех моделях.

Причем иногда возможна переделка вышедшей из строя катушки старого контактного зажигания, и установка его вместо вышедшего из строя электронного варианта.

Переделка катушки контактного зажигания

Катушку снимают и удаляют всю пришедшую в негодность высоковольтную вторичную обмотку из тончайшего провода. Первичная обмотка, состоящая из нескольких витков мощного провода, практически никогда не выходит из строя. Её оставляют на месте.

Вместо снятой обмотки используют выносную высоковольтную катушку (бабину) от мотоцикла, двухскоростного мопеда советского периода, автомобиля. Катушку крепят любым способом в удобном месте. Восстанавливают схему подключения такой же, какой она была при стационарной обмотке:

  • от первичной обмотки катушки к контакту + (плюс) на бабине;
  • от контакта — (минус) на бабине к массе (корпусу двигателя).

Недостаток такого варианта — на корпусе бензопилы Дружба появится дополнительная деталь.

Преимущество — высоковольтные катушки легко меняются, они доступны.

Также в сети можно найти описания, как отремонтировать электронную систему зажигания Дружбы, которая обоснованно считается практически не пригодной к ремонту. Возможен и такой вариант, но для этого надо быть опытным специалистом в области электроники и электротехники.

Об устройстве зажигания на бензопиле Дружба рассказывают в следующем видео, в котором также даны рекомендации по регулировке:

Для жителей СССР Дружба была единственной бензопилой, всегда дефицитной, но относительно доступной. (Урал был создан на базе Дружбы как более мощный вариант для лесной промышленности). За десятки лет были выпущены сотни тысяч Дружб. Много их, ввиду хорошей ремонтопригодности, до сих пор в рабочем состоянии. А запчасти, в том числе и системы зажигания двух видов, до сих пор можно найти на развалах барахолок и даже в сети на площадках типа Авито.

Предназначенная, в основном, для работы на лесоповалах и распиливании, полученных таким образом бревен, бензопила Дружба незаменима и в личном хозяйстве для решения многих бытовых проблем. Не дорогая, очень простая в эксплуатации и ремонте, удачная в техническом плане — бензопила Дружба уже более 50 лет добросовестно и эффективно служит, сначала гражданам СССР, а ныне россиянам. Диапазон цен на их приобретение в настоящее время велик. В новом состоянии (законсервированные), в зависимости от модификации, их стоимость составляет от 8 тыс. руб. до 15 тыс. руб., а бывшие в употреблении, в зависимости от фактического состояния – от 1 тыс. руб. до 7 тыс. руб.

Как отрегулировать зажигание на Дружбе

Искра на свече должна вспыхивать строго в определенный момент. На Дружбе — когда поршень с порцией топливно-воздушной смеси приближается к свече, не доходя 4 мм до ВМТ. Только при точно отрегулированном моменте искрообразования двигатель будет работать нормально. Отклонения называют ранним или поздним зажиганием.

При небольших отклонениях в ту или другую сторону двигатель будет работать хуже (недобор мощности, перегрев, перерасход топлива, плохой запуск). При более значительных не будет работать совсем. Может стрелять в выхлопную систему или в карбюратор.

Механический прерыватель бензопилы Дружба регулируется просто.

Перед регулировкой нужно проверить — возможно, крепление всей платформы системы ослабло и оно провернулось. Проверяется по совпадению заводских меток (рисок) на металлической основе зажигания и картере двигателя. Как правило, они выбиты в виде полосок в правой верхней части зажигания и должны совпадать. Если есть смещение, его корректируют.

Максимальный зазор (на пике расхождения) между кулачками (контактами) должен быть от 0,2 до 0,4 мм. В идеале 0,3 мм. Проверяется калиброванным щупом в положении поршня НМТ. Этот зазор может увеличиться выше допустимого из-за уменьшения толщины контактов (выгорание, стачивание при чистках). Его поправляют до 0,2-0,4 мм поворотом регулировочного винта за счет эксцентрика, при ослабленном креплении площадки всего прерывателя.

Но искра возникает в момент начала разъёма контактов, потому его регулировка более важна, чем максимальный зазор в НМТ. Когда поршень не доходит до ВМТ 4 мм, контакты прерывателя должны начинать расходиться. Это положение также регулируется поворотом винта за счет эксцентрика. Чаще всего этот момент проверяется визуально.

Минус аккумулятора подключают к массе двигателя. Один провод индикатора-лампочки подключают к плюсу аккумулятора. Второй провод лампочки-индикатора прижимают к корпусу подвижного изолированного контакта. Если контакты замкнуты, лампочка светит.

От руки слегка проворачивают маховик. Как только контакты размыкаются, лампочка тухнет. Это и есть момент начала разъема контактов и образования искры. Поршень в этот момент должен находиться в положении не дошёл до ВМТ 4 мм.

Ремонт системы зажигания бензопилы “Дружба”

Эксплуатация бензопилы “Дружба-4” выявила ряд недостатков. Особенно донимает то, что запустить горячий двигатель практически невозможно. Причина этого “недуга” в слабой системе зажигания. Для увеличения мощности искры на свече, систему зажигания надо переделать. Такая переделка может быть полезной и при отсутствии исправной катушки магнето к штатной системе зажигания. Для переделки со штатной катушки магнето удаляются низковольтная и высоковольтная обмотки. Вместо низковольтной обмотки проводом ПЭВ-2 диаметром 0,8 мм (данный тип проводов применяется для намотки трансформаторов, дросселей и т.д.), наматывается 250 витков. Необходима межслойная изоляция: апосля каждого слоя провода делается прокладка из бумаги или лакоткани.

Как отрегулировать зажигание на Дружбе

Искра на свече должна вспыхивать строго в определенный момент. На Дружбе — когда поршень с порцией топливно-воздушной смеси приближается к свече, не доходя 4 мм до ВМТ. Только при точно отрегулированном моменте искрообразования двигатель будет работать нормально. Отклонения называют ранним или поздним зажиганием.

При небольших отклонениях в ту или другую сторону двигатель будет работать хуже (недобор мощности, перегрев, перерасход топлива, плохой запуск). При более значительных не будет работать совсем. Может стрелять в выхлопную систему или в карбюратор.

Механический прерыватель бензопилы Дружба регулируется просто.

Перед регулировкой нужно проверить — возможно, крепление всей платформы системы ослабло и оно провернулось. Проверяется по совпадению заводских меток (рисок) на металлической основе зажигания и картере двигателя. Как правило, они выбиты в виде полосок в правой верхней части зажигания и должны совпадать. Если есть смещение, его корректируют.

Максимальный зазор (на пике расхождения) между кулачками (контактами) должен быть от 0,2 до 0,4 мм. В идеале 0,3 мм. Проверяется калиброванным щупом в положении поршня НМТ. Этот зазор может увеличиться выше допустимого из-за уменьшения толщины контактов (выгорание, стачивание при чистках). Его поправляют до 0,2-0,4 мм поворотом регулировочного винта за счет эксцентрика, при ослабленном креплении площадки всего прерывателя.

Но искра возникает в момент начала разъёма контактов, потому его регулировка более важна, чем максимальный зазор в НМТ. Когда поршень не доходит до ВМТ 4 мм, контакты прерывателя должны начинать расходиться. Это положение также регулируется поворотом винта за счет эксцентрика. Чаще всего этот момент проверяется визуально.

Минус аккумулятора подключают к массе двигателя. Один провод индикатора-лампочки подключают к плюсу аккумулятора. Второй провод лампочки-индикатора прижимают к корпусу подвижного изолированного контакта. Если контакты замкнуты, лампочка светит.

От руки слегка проворачивают маховик. Как только контакты размыкаются, лампочка тухнет. Это и есть момент начала разъема контактов и образования искры. Поршень в этот момент должен находиться в положении не дошёл до ВМТ 4 мм.

Ремонт своими руками

Когда вышеизложенными мерами проблема не устраняется, причины могут быть в следующем. Вышел из строя блок электронного зажигания. Все элементы этого узла загерметизированы (залиты компаундом) и ремонту не подлежат. Требуется замена всего блока.

Система кулачкового (контактного) зажигания бензопилы Дружба ремонтопригодна. Причин её выхода из строя несколько:

  1. Пробил на массу текстолитовый изолятор подвижного контакта прерывателя. Меняется на исправный без вариантов.
  2. Обгорели подвижный и неподвижный контакты прерывателя (кулачки). Чистятся мелким надфилем или наждаком до получения ровно прилегающих друг к другу поверхностей. Меняются при полном выгорании.
  3. Конденсатор предназначен для защиты контактов от выгорания. Из строя выходит редко, непосредственно на образование искры не влияет. При диагностике его просто игнорируют.
  4. Межвитковое замыкание, обрыв во вторичных высоковольтных витках катушки с тонким проводом.

Как отрегулировать карбюратор на бензопиле Дружба-4

Регулировка карбюратора бензопилы Дружба-4 требуется, когда двигатель начинает работать некорректно – глохнет на холостых, при подаче газа не набирает обороты, «проваливается».

Для доступа к регулировочным винтам карбюратора КМП-100 не надо снимать крышку корпуса, они всегда открыты и доступны. На корпусе карбюратора нет маркировки винтов, как на современных бензопилах. Первый винт, который находится ближе к цилиндру, регулирует подачу топлива на малых и средних оборотах. Второй винт – главный, он регулирует подачу топлива на максимальных оборотах

Необходимые инструменты

Для работы требуется отвертка (минус). При желании можно использовать электронный тахометр. Он покажет число оборотов до и после регулировки.

Общий алгоритм регулировки

Карбюратор регулируют разными способами. Самая простая и эффективная – текущая регулировка в процессе работы.

Много бензина – закручивают

  • Двигатель прогревают в течении 5-10 мин.
  • Если в режиме «газ на всю» двигатель работает как на холостых (не развивает обороты из-за излишка бензина в топливно-воздушной смеси), второй (дальний от цилиндра) винт закручивают по часовой стрелке на 1/4 оборота.
  • Если двигатель стал работать лучше, закручивают ещё по 1/4 оборота. Если двигатель начинает глохнуть при подаче газа на всю, винт откручивают назад.

Мало бензина – откручивают

Если двигатель глохнет в режиме «газ на всю» (мало бензина в топливно-воздушной смеси) регулировку начинают с того, что второй винт, наоборот, откручивают на 1/4 оборота и тестируют работу двигателя. Если стало лучше, откручивают ещё, до тех пор, пока двигатель не начнет «захлебываться» и работать как на холостых при полном газе. Тогда винт закручивают назад.

После регулировки второго винта проверяют, как работает двигатель на переходе от холостых оборотов к средним и максимальным. Если есть провалы, откручивают на 1/4 оборота первый винт и тестируют изменения в работе двигателя.

В итоге оптимальный режим работы двигателя находится путем такого пробного регулирования.

Регулировка холостого хода на бензопиле Дружба-4 выполняется с помощью винта, расположенного на ручке газа. Его положение определяет, насколько сильно приоткрыта дроссельная заслонка в карбюраторе на холостом режиме.

Холостой ход регулируют, исходя из двух требований:

  1. Двигатель не должен глохнуть.
  2. Цепь не должна прокручиваться.

Возможна регулировка в другой последовательности. Винты сначала закручивают до конца, затем выкручивают на 0,5 – 3 оборота (в разных источниках указывают разное число оборотов).

На видео показан простой и понятный процесс регулировки карбюратора КМП-100 на бензопиле Дружба-4 из положения винтов «закручены полностью, а потом вывернуты»:

Для новичков рекомендуем посмотреть более подробное видео про регулировку карбюратора КМП-100У бензопилы Дружба-4. Автор видео рассказывает все что пригодится, и все что нужно знать. Прям целое пошаговое руководство от А до Я.

Пошаговый алгоритм

  1. Откручиваем винт крепления.
  2. Снимаем топливный шланг.
  3. Откручиваем верхнюю крышку заслонки.
  4. Снимаем карбюратор.
  5. Снимаем крышку мембраны для регулировки уровня. Нужно открутить 6 винтов по кругу.
  6. Половиним корпус и оцениваем состояние мембраны, она должна быть целой – это главное, трещины, задиры, порывы не допускаются.
  7. Оцениваем работоспособность механизма отвечающего за работу клапана.
  8. Продуваем все отверстия, очищаем от мусора если он есть.
  9. Выставляем уровень регулируя высоту язычка, он должен находится на одной грани с корпусом.
  10. Если все сделано правильно, то приложив, например линейку, вы увидите, что язычок и грани корпуса находятся на одном уровне.
  11. Выкручиваем винт с иглой из центрального жиклера и оцениваем ее состояние, чистим все от грязи, если есть, продуваем в любом случае. Винт расположенный выше, на фото его также видно, отвечает за холостой ход, его также нужно выкрутить, оценить состояние и продуть воздухом.
  12. На этом чистка закончена, собираем все в обратной последовательности и ставим карбюратор обратно на бензопилу.
  13. Не забываем поставить на место воздушный фильтр и перед запуском подкачать топливо.
  14. Пробуем заводить бензопилу.

Возможные нюансы и проблемы

В любом случае, заворачивая винты до упора, надо запоминать число сделанных оборотов для каждого винта. Это даст возможность вернуться к исходной регулировке, если вдруг бензопила, отрегулированная по рекомендациям, не заведется совсем.

Как завести бензопилу без стартера

Многих в интернете интересует вопрос, как можно запустить бензопилу без стартера. Не будем давать надежду нашим читателям, завести бензопилу, любую, речь касается не только Дружбы 4, нельзя.

Завод-изготовитель не предусматривает возможность запустить двигатель внутреннего сгорания каким-либо альтернативным способом, кроме как через стартер. Если его демонтировать и вместо него заставить свечу дать искру, приложив внешнее вращательное воздействие, запустив мотор на холостых оборотах, долго такой двигатель не проработает, бензопила останется без системы охлаждения.

В штатном стартере мотопилы Дружба 4 имеется охлаждающая улитка, крыльчатка которой направляет поток холодного воздуха к цилиндру.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий