Регулировка сцепления на бензопиле

Конструктивные особенности и схема работы сцепления

Большинство качественных бензопил известных брендов изначально оснащены центробежным сцеплением. Оно выделяется высокой надежностью, повышенным рабочим ресурсом и работает в автоматическом режиме, то есть самостоятельно срабатывает тогда, когда силовой агрегат достигает необходимой скорости вращения.

В устройство заводского центробежного механизма конструктивно входят долговечные фрикционные накладки, барабан сцепления для бензопилы и возвратные стальные пружины. Фрикционные накладки механизма способны двигаться радиально. Они подтягиваются к коленчатому валу пружинами при работе ДВС на небольшой скорости. Одновременно с этим приводится в действие штатный металлический барабан, который изначально соединяется со звездой режущей цепи. При наборе достаточно высокой скорости мотора, усилие встроенных пружин по отношению к создаваемой центробежной силы снижается. Это заставляет пружины прижиматься к внутренней поверхности барабана и приводить его в действие. Одновременно с этим начинает вращаться звездочка, отвечающая за работу пильной цепи. В разных типах сцепления бензопил она может быть расположена позади механизма сцепления или перед ним.

Конструкция и принцип работы механизма сцепления бензопилы

Большинство пильщиков не понимают принципа работы механизма сцепления бензопилы. При работе знать принцип функционирования не обязательно, а вот когда возникают неисправности, то, чтобы их устранить, понадобится выяснить конструкцию и особенности работы бензопильной муфты.

Современные бензопилы оснащаются механизмами сцепления центробежного типа. Центробежная муфта — это означает, что ее работоспособность зависит от вращающего момента двигателя. Главное назначение муфты на бензопиле в том, чтобы обеспечить передачу крутящего момента с коленчатого вала двигателя на пильную гарнитуру (цепь). Работает устройство в автоматическом режиме, а как это происходит, выясним детально.

Механизм сцепления состоит из следующих конструктивных элементов:

  • Барабан со съемной или несъемной звездочкой — представляет собой передаточный механизм
  • Фрикционные накладки — под воздействием центробежной силы перемещаются, входя в зацепление с барабаном
  • Пружина — обеспечивает прижатие накладок к коленчатому валу

Теперь о принципе действия муфты бензопилы.

Когда заводится двухтактный двигатель инструмента, начинает вращаться коленчатый вал. К валу крепится муфта, с которой при помощи звездочки соединяется цепь. Когда бензопила работает на холостом ходу (скорость вращения вала до 2700 оборотов в минуту), то есть не нажимается курок акселератора, то пружина прижимает фрикционные накладки, в результате чего крутящий момент не передается на барабан.

Как только пильщик берет в руки инструмент и начинает увеличивать обороты (максимальные до 14000 об/мин), цепь начинает перемещаться по шине. Происходит это за счет того, что увеличивается скорость вращения коленчатого вала. За счет силы инерции фрикционные накладки (их еще называют противовесами) перемещаются, и входят в зацепление с внутренними стенками барабана. В результате происходит перемещение барабана, который соединен со звездочкой. Вращающаяся звездочка приводит в действие цепь.

Принцип работы механизма простой, что обусловлено его не сложной конструкцией. Если из строя выходит эта деталь, то соответственно работать бензопила не будет. Подробное описание принципа работы механизма сцепления бензопилы описано в этом материале.

Это интересно!Муфта выполняет роль не только передаточного механизма, но еще и защитного устройства. Она предохраняет двигатель бензопилы от преждевременного выхода из строя при заклинивании цепи в распиливаемой древесине.

https://youtube.com/watch?v=N5NXwPMA5FM

Признаки неисправности сцепления бензопилы

Центробежная муфта сцепления бензопилы работает до той поры, пока из строя не выйдет один из ее штатных элементов. О поломке механизма оператору подскажут следующие признаки:

постоянное вращение цепи при нестабильной работе силового агрегата – основная причина этой поломки заключается в лопнувшей стальной пружине. Чтобы решить проблему, потребуется замена пружины сцепления бензопилы

При этом важно учитывать конструктивные особенности механизма. К примеру, в устройстве бензопил бренда Stihl предусмотрены 3 пружины и столько же кулачков, а в моделях марки Husqvarna встроена всего 1 пружина и 2 кулачка

Если найти новую пружину оператору не удастся, значит потребуется заменить весь механизм;
постоянное вращение цепи с образованием посторонних звуков со стороны сцепления – это происходит при слетевшей пружине и перегреве или повреждении кулачка. Чтобы найти причину поломки, нужно разобрать сцепление. Если кулачки посинели, значит они перегрелись. Это происходит из-за постоянной работы с бензопилой при включенном инерционном тормозе или в результате эксплуатации инструмента с тупой режущей цепью. Чтобы устранить поломку, потребуется полностью заменить сцепление;
частые пробуксовки сцепления
– причина поломки заключается в лопнувшей металлической пружине. Чтобы отремонтировать бензоинструмент, потребуется заменить весь механизм.

Снятие сцепления на бензопилах Штиль и Долмар

Наверняка вы замечали, что бензопилы могут иметь разные конструкции передаточных устройств. Выше приведена инструкция по снятию муфты с барабаном, на котором звездочка находится с внутренней стороны. Такое устройство имеется большинстве бензопил, но только не на инструментах марки Stihl. Бензопилы известного производителя оснащаются барабаном, который имеет звездочку с наружной стороны. Выглядит это следующим образом, как показано на фото ниже.

Другое расположение звездочки вовсе не означает, что инструмент оснащен иным механизмом сцепления. Однако это говорит о том, что принцип снятия сцепления отличается от вышеописанной инструкции. Поэтому выясним, как снять муфту на бензопилах Stihl, Dolmar и другие, на которых звездочка находится с наружной стороны.

  1. Для начала необходимо также снять кожух и шину, чтобы обеспечить доступ к муфте
  2. Выкрутить свечу и застопорить поршень при помощи специального ключа или шнура
  3. Далее приступаем к снятию звездочки и барабана. Для этого отверткой нужно поддеть стопорное кольцо, и извлечь его
  4. Демонтируется барабан с подшипником
  5. Используя ключ на «19» (идущий в комплекте с инструментом) необходимо выкрутить гайку с левой резьбой, соединенную с механизмом. Откручивать необходимо в направлении по часовой стрелке
  6. После этого можно выполнить соответствующий ремонт или замену детали

Установка новой или отремонтированной детали выполняется в порядке обратном снятию. Процедура практически идентичная с первым вариантом, за исключением некоторых особенностей. Если необходимо заменить только барабан или звездочку, то при этом демонтировать муфту не понадобится, в отличие от варианта с внутренним расположение звезды.

Это интересно!Если осуществляется замена барабана, то рекомендуется также поменять сам механизм сцепления. Если барабан меняется по причине его перегрева, то высока вероятность того, что механизм также имеет свойства повреждения от воздействия высокой температуры.

Когда нужна замена муфты

Снятие и замена сцепления бензопилы выполняется в случае обнаружения неисправности механизма. К таковым неисправностям относятся:

  1. Повреждение пружины. В зависимости от модели инструмента, пружина может быть представлена двух типов — витковая (ленточная или одиночная) или стальная пластина. Пружина повреждается путем растяжения, разъединения или механического дефекта. Чтобы определить причину неисправности всего механизма, понадобится снять защитный кожух и барабан
  2. Повреждение и выработка барабана. Поломка этой детали связана зачастую с откалыванием кусочков. При такой неисправности понадобится заменить барабан. На барабане также изнашивается внутренняя часть, поэтому деталь также нуждается в замене. Если барабан синего цвета, то это говорит о том, что он был перегрет, и не подлежит дальнейшему использованию
  3. Выработка механизма. Связана, прежде всего, с растяжением пружины, которую можно заменить. Изнашивается также резьбовое соединение. При такой поломке понадобится заменить всю муфту
  4. Износ звездочки. В зависимости от типа звездочки (разборная или неразборная) выполняется ее замена вместе с барабаном и при необходимости муфтой

Срок службы механизма сцепления зависит не только от качества комплектующих, но еще и от правильности эксплуатации инструмента

Чтобы продлить срок службы сцепления бензопилы, необходимо обратить внимание на признаки, снижающие ресурс. К таковым признакам относятся:

  • Частое заедание или закусывание цепи в древесине. При таких ситуациях всю нагрузку на себя берет муфта, оберегая тем самым двигатель от заклинивания
  • Запрещено увеличивать обороты, когда включен ручной тормоз, что также приводит к износу механизма за счет перегрева
  • Использование некачественного масла, неправильный выбор шины, цепи и т.п. Все это также влияет на сцепление, увеличивая нагрузку, и тем самым снижая эксплуатационный ресурс

Определить неисправность устройства достаточно просто. Для этого необходимо распилить заготовку. Если в процессе пиления происходит снижение скорости вращения цепи или ее остановка при увеличении нагрузки, значит пора произвести проверку сцепления. Как снять и заменить сцепление на бензопиле, подробно рассмотрим в следующем разделе.

Это интересно!Проверить пригодность сжимающей пружины можно путем подключения тахометра к инструменту. На холостом ходу необходимо накрутить количество 2500-2700 оборотов в минуту по тахометру. При таком значении цепь на бензопиле не должна вращаться. Если наблюдается другая картина, то это говорит о снижении сжимающих свойств пружины. Ее рекомендуется заменить.Исходя из этого надо отметить, что сцепление бензопилы находится в тесной взаимосвязи с карбюратором. Если не получается отрегулировать холостой ход на бензопиле при помощи настройки карбюратора, значит нужно проверить исправность муфты.

Замена поршневой группы

При необходимости замены цилиндра и поршня бензопилы Партнер 350 её необходимо разобрать по алгоритму, описанному выше. Поршень закреплен в верхней точке шатуна коленчатого вала при помощи поршневого пальца. Между пальцем и шатуном установлен сепаратор с роликовыми подшипниками.

Для замены поршня и цилиндра, необходимо вынуть поршень из цилиндра и снять его с коленчатого вала, для этого с одной стороны поршня при помощи кусачек и небольшой отвертки, вынимается стопор поршневого пальца.

Затем с противоположной стороны его выдавливают при помощи отвертки небольшого размера. Если палец выходит туго, его можно потихоньку выбить при помощи молотка и выколотки, подходящей по размеру, но меньшей, чем диаметр посадочного отверстия пальца поршня.

Для проверки правильности установки необходимо взять коленчатый вал с установленным на него поршнем таким образом, чтобы вал, на который устанавливается маховик был в левой руке, при этом стрелка должна смотреть от вас.

После того как новый поршень смонтирован на коленчатый вал, на него устанавливается кольцо, после чего поршень вставляется в цилиндр, при этом детали должны быть смазаны моторным маслом, что позволит не сломать кольцо и облегчить процесс. Далее, устанавливается картер.

Мастера сервисных центров использую алгоритм замены поршневой группы, который позволяет провести работу без полной разборки бензопилы Партнер 350. Как происходит такая замена можно посмотреть на видео.

Муфта сцепления бензопилы – устройство и принцип действия

В комплектацию большинства современных бензопил входит сцепление центробежного типа. Работа этих механизмов напрямую зависит от создаваемого двигателем крутящего момента.

Устройство центробежного сцепления состоит из пружины, звездочки и барабана. Эти элементы взаимодействуют между собой по довольно простому принципу. Во время запуска ДВС бензиновой пилы детали, свободно передвигающиеся в радиальном направлении, под действием пружин начинают стягиваться к оси заводского вала. При этом вращательное усилие от мотора не передается на барабан, ведущую звезду и шину. Постепенно давление центробежной силы увеличивается и вытесняет усилие, создаваемое пружинами. В этот момент составляющие сцепления теряют свою силу и начинают сжиматься рядом с внутренней частью барабана. Под действием пружин барабан начинает раскручиваться. Двигаясь, он передает вращение на ведущую звезду и пильную гарнитуру бензопилы.

Конструкция и принцип работы механизма сцепления бензопилы

Большинство пильщиков не понимают принципа работы механизма сцепления бензопилы. При работе знать принцип функционирования не обязательно, а вот когда возникают неисправности, то, чтобы их устранить, понадобится выяснить конструкцию и особенности работы бензопильной муфты.

Современные бензопилы оснащаются механизмами сцепления центробежного типа. Центробежная муфта — это означает, что ее работоспособность зависит от вращающего момента двигателя. Главное назначение муфты на бензопиле в том, чтобы обеспечить передачу крутящего момента с коленчатого вала двигателя на пильную гарнитуру (цепь). Работает устройство в автоматическом режиме, а как это происходит, выясним детально.

Механизм сцепления состоит из следующих конструктивных элементов:

  • Барабан со съемной или несъемной звездочкой — представляет собой передаточный механизм
  • Фрикционные накладки — под воздействием центробежной силы перемещаются, входя в зацепление с барабаном
  • Пружина — обеспечивает прижатие накладок к коленчатому валу

Теперь о принципе действия муфты бензопилы.

Когда заводится двухтактный двигатель инструмента, начинает вращаться коленчатый вал. К валу крепится муфта, с которой при помощи звездочки соединяется цепь. Когда бензопила работает на холостом ходу (скорость вращения вала до 2700 оборотов в минуту), то есть не нажимается курок акселератора, то пружина прижимает фрикционные накладки, в результате чего крутящий момент не передается на барабан.

Как только пильщик берет в руки инструмент и начинает увеличивать обороты (максимальные до 14000 об/мин), цепь начинает перемещаться по шине. Происходит это за счет того, что увеличивается скорость вращения коленчатого вала. За счет силы инерции фрикционные накладки (их еще называют противовесами) перемещаются, и входят в зацепление с внутренними стенками барабана. В результате происходит перемещение барабана, который соединен со звездочкой. Вращающаяся звездочка приводит в действие цепь.

Принцип работы механизма простой, что обусловлено его не сложной конструкцией. Если из строя выходит эта деталь, то соответственно работать бензопила не будет. Подробное описание принципа работы механизма сцепления бензопилы описано в этом материале.

Это интересно!Муфта выполняет роль не только передаточного механизма, но еще и защитного устройства. Она предохраняет двигатель бензопилы от преждевременного выхода из строя при заклинивании цепи в распиливаемой древесине.

Ремонт механизма сцепления — замена пружины

Не торопитесь менять весь механизм, так как устранить неисправность сцепления можно путем замены неисправной детали. Чаще всего причиной неисправности является пружина, которая растягивается и может повредиться. Уже растянутая пружина является неисправной. Если произошло повреждение пружины, то ее можно заменить, чтобы восстановить работоспособность инструмента. Инструкция по замене зависит от конструкции механизма, так как сжимающие устройства бывают разных видов, но все они подлежат замене. Процедура эта не столько сложная, как требующая особой внимательности и соблюдения последовательности действий. Как заменить пружину на муфте бензопилы, подробно показано в видео ролике.

Если повредилась фрикционная накладка, то эту деталь также можно заменить. Замена детали также нужна в случае износа резьбового соединения, что случается при частом снятии и установке муфты на место. Чтобы понять причину неисправности детали, понадобится для начала произвести визуальный осмотр. Если износились зубья звездочки, то ее следует заменить. Несъемные звездочки надо менять вместе с барабаном.

Это интересно!Муфта сцепления не имеет конкретного эксплуатационного ресурса, а срок ее службы зависит от правильности применения инструмента.

Как снять сцепление на бензопиле?

Чтобы устранить любую из неисправностей барабана или ведущей звездочки, оператору потребуется снять сцепление с бензопилы .

Порядок действий должен быть следующим:

Вначале нужно ослабить цепь и снять всю пильную гарнитуру;
Далее оператор должен демонтировать воздушный фильтр и пластиковую крышку штатного корпуса сцепления;
После этого потребуется застопорить коленчатый вал – в результате он должен оставаться неподвижным в процессе демонтажа заводского сцепления. Чтобы заблокировать коленвал, можно вытащить крышку корпуса стартера и вставить 2 небольших металлических болта в ротор, предусмотренный в устройстве системы зажигания. Второй вариант – демонтаж свечи с последующим опусканием поршня и его блокировки. Чаще всего для этого используется моток тонкой веревки;
Затем можно переходить к демонтажу самого сцепления. Для этого инструментом из комплекта пилы или ключом для обслуживания болгарки нужно аккуратно открутить сцепление по ходу стрелки часов

При этом важно не сорвать механизм с резьбы;
Далее нужно демонтировать барабан и ведущую звезду;
На следующем этапе потребуется установить новое сцепление и закрутить его на резьбе против хода стрелки часов до упора. Для этого нужно еще раз заблокировать коленчатый вал

В противном случае появится риск поломки стартера, расположенного на противоположном конце коленвала;
После этого нужно собрать сцепление на бензопиле и окончательно затянуть его. Для этого потребуется передвинуть ручку инерционного тормоза от себя, произвести запуск ДВС бензопилы и быстро вернуть рычаг тормоза в обратное положение.

После замены механизма нужно дать ему время на притирку с другими узлами пилы. Для этого необходимо завести бензопилу и дать ей время поработать на холостом ходу. Спустя 5 минут нужно слегка надавить на рычаг газа. Выполнив 2–3 нажатия рычага с интервалом 1–1,5 минуты, можно переходить к дальнейшей эксплуатации садового бензоинструмента.

Снятие и замена муфты своими руками по инструкции

О том, как снять сцепление на бензопиле, знают далеко не многие пильщики. Конструктивное исполнение механизмов на разных моделях бензопил отличаются, но принцип работы везде одинаковый. Процедура демонтажа также практически идентична, поэтому далее рассмотрим, как открутить муфту на бензопиле с внутренним расположением звездочки.

Первоначально понадобится подготовить необходимые инструменты:

  • Специальный ключ, который называется съемником. Он зачастую поставляется вместе с бензопилой
  • Отвертка для вывинчивания винтов, которыми крепится защитный кожух
  • Свечной ключ — используется для вывинчивания крепления кожуха и шины (идет в комплекте с инструментом)
  • Веревка — для того, чтобы застопорить коленчатый вал. Лучше использовать асбестовую, но для этой цели подойдет любая. Веревка используется на тот случай, если в комплекте к инструменту не прилагается специальный стопорящий ключ для поршня

Если демонтаж выполняется с целью замены, то соответственно понадобится заранее подготовить новый механизм. При покупке новой муфты нужно только знать точную марку бензопилы, так как устройства отличаются по наружному диаметру, резьбе и конструкции рабочего механизма. Инструкция, как снять муфту сцепления на бензопиле имеет следующий вид:

  1. Первоначально необходимо выкрутить крепежные гайки кожуха и шины
  2. Снять кожух с ручным тормозом, а также цепь и шину
  3. После этого переходим к снятию пластиковой крышки, чтобы добраться до свечи зажигания. Для этого отверткой вывинчиваются крепежные элементы, и демонтируется крышка вместе с воздушным фильтром
  4. Вывинчивается свеча зажигания бензопилы при помощи свечного ключа
  5. В свечное отверстие цилиндра нужно просунуть веревку (установить специальный ключ при его наличии). Это делается для того, чтобы застопорить коленчатый вал. Если диаметр веревки в несколько раз меньше размера свечного отверстия, можно на ней сделать узлы
  6. Далее приступаем к вывинчиванию самой муфты. Для этого берем специальный ключ, который должен быть в комплекте. Если ключа нет, то можно воспользоваться инструментом от УШМ или сделать самостоятельный съемник, что также не составит труда
  7. Шлицы ключа необходимо установить в отверстия муфты, после чего приступить к вращению детали. Вращать необходимо в направлении по часовой стрелке. Обычно производители указывают направления для откручивания в виде стрелочки
  8. При вращении муфты поршень достигнет верхней мертвой точки, после чего застопорит коленчатый вал. Далее приложив небольшое усилие, произойдет срывание сцепления с последующим выкручиванием механизма
  9. Выкрученная муфта демонтируется с бензопилы. При необходимости также извлекается барабан со звездочкой

Процедура вовсе не трудная, и занимает не много времени. Сборка выполняется в порядке обратном снятию. Во избежание каких-либо неисправностей, рекомендуется устанавливать полностью идентичное сцепление на соответствующую модель инструмента.

Это интересно!Аналогичным образом выполняется процедура снятия и замены сцепления для всех марок бензопил Хускварна, Партнер и другие.

Распространенные поломки сцепления бензопилы

Сцепление современной бензопилы обладает достаточно простым устройством, поэтому с его самостоятельным ремонтом не должно возникнуть проблем даже у начинающих пользователей садовой техники. К наиболее частым поломкам механизма относятся:

износ ведущей звездочки – во время работы пилы звезда играет роль промежуточного звена. Она получает усилие от барабана и передает его на пильную гарнитуру бензоинструмента. Соответственно, ведущая звездочка находится в режиме постоянного вращения. В моменты, когда пильная гарнитура разрезает твердую древесину, звезда поддается повышенным нагрузкам. Со временем они приводят к деформации или появлению трещин на зубьях детали. Еще хуже, если в устройство сцепления входит пластиковая звездочка – она не способна выдержать даже 5-минутной работы в режиме повышенных нагрузок. В этом случае она просто ломается на мелкие части. Результатом этому становятся «холостые» нажатия на рычаг газа, при которых шина и цепь не реагируют на манипуляции оператора. Чтобы решить проблему, потребуется полностью заменить ведущую звездочку сцепления бензопилы;

поломка барабана – этот элемент первым принимает вращательное усилие от двигателя и стабилизирует его для дальнейшей передачи на ведущую звезду и пильную гарнитуру. Барабан сцепления для бензопилы представляет собой составную металлическую шайбу, внутри которой помещена пружина, а поверх шайбы крепится ведущая звездочка. Из-за постоянного вращения и трения со звездой металлический корпус элемента интенсивно нагревается. Из-за этого на его поверхности образуются потертости и заусенцы, которые стопорят звездочку и пильную гарнитуру. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно заменить барабан сцепления на бензопиле, не дожидаясь его дальнейшей деформации;

проседание пружины – еще одна важная деталь штатного сцепления. Она располагается внутри барабана, поэтому во время работы бензопилы нагревается вместе с ним. В результате этого пружина проседает и деформируется, из-за чего механизм бензоинструмента не может создавать центробежную силу, достаточную для вращения пильных органов на повышенных оборотах. Устранить эту неисправность поможет замена пружины сцепления бензопилы. Во время ее выполнения нужно быть предельно внимательным и аккуратно снимать старую просевшую деталь. В противном случае возрастет риск потери мелких креплений пружин.

Во время эксплуатации бензопилы нужно помнить, что независимо от качества и бренда-производителя бензоинструмента, его заводское сцепление регулярно поддается нагрузкам и износу. Именно поэтому в кругах опытных вальщиков и садоводов бытует мнение, что на замену двух пильных шин должна производиться замена одного сцепления.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий