Ограничители грузоподъемности
После срабатывания ограничителя и отключения приводного двигателя включается двигатель спуска груза
Для предотвращения перегрузки механизмов и конструкций подъемной техники, если это возможно в условиях данного технологического процесса, мостовые краны оборудуются ограничителями грузоподъемности. Ограничитель грузоподъемности – устройство, автоматически отключающее электропривод подъемного механизма, если вес поднимаемого груза на 25% превысил паспортную грузоподъемность крана.
После срабатывания ограничителя и отключения приводного двигателя включается двигатель спуска груза. В некоторых случаях приборы для фиксации перегрузки отображают информацию о фактическом весе груза, что позволяет осуществлять контроль за процессом нагружения крана.
Устройство
Крюковая подвеска состоит из следующих элементов:
- траверса;
- редуктор;
- ось (одна или несколько);
- крюк (выбранной конфигурации);
- система крепления;
- подшипников (одного или нескольких).
Для приведения в движение всего механизма используется отдельный электрический мотор. У некоторых вариантов в устройство вносят различные изменения, улучшающие его характеристики. Например, крюковая подвеска мостового крана имеет специальный балансир.
В крюковой подвеске укороченной модификации применяют траверсу специальной формы. Она снабжена упорным подшипником, на который упирается крюковой элемент. При классическом варианте подвески блоки монтируются на ось, закреплённую на траверсе. Все элементы крюковой подвески установлены в кожухе, из которого производится выход каната.
Виды грузовых крюков
Современные грузоподъёмные крюки выполняются в соответствии с установленными государственными стандартами.
Их можно классифицировать по следующим характеристикам:
- количество установленных осей;
- размер крюковой подвески;
- применяемого материал;
- назначение;
- способы крепления;
- типы крюков.
В качестве материала для изготовления крюковой подвески применяют различные марки стали. По технологии производства они бывают: литые, кованые, пластинчатые. Наименьшее распространение получили литые крюки по причине трудностей, связанных с выявлением скрытых недостатков металла при литье.
Блочная подвеска мостового крана с изменяемой кратностью полиспаста способна регулировать скорость подъёма груза, с учётом его общей массы. Масса механизма крюкового устройства не должна превышать 5 % от рассчитанной грузоподъёмности. Такое соотношение обеспечит равномерное натяжение каната.
Для крепления крюка используют три типа крепления: ухо, вертлюг или вилочное соединение. Вид соединения выбирается в зависимости тот типа крюка и требуемой грузоподъёмности.
В настоящее время применяются следующие типы крюков:
- приварной;
- цепной;
- чалочный;
- вращающийся;
- двурогий;
- с расширительным звеном;
- S-образный.
Для каждого из этих крюков применяется индивидуальный замок, который должен соответствовать утверждённым стандартам и правилам соблюдения техники безопасности.
S-образный крюк выполнен в форме заглавной буквы S. В результате он имеет симметричную конструкцию. К нему груз может крепиться независимо от установленной стороны. Изделие с расширенным звеном позволяет крепить на нём большое количество строп фиксации груза.
По количеству установочных осей крюковой подвески их подразделяют на одноосные, двухосные и трёхосные. Одноосная подвеска имеет одну ось, обеспечивающую движение каната. Двухосная подвеска оснащена двумя осями. Их располагают между щёк. Надёжность конструкции обеспечивается болтовым соединением. Захватный механизм установлен на траверсе с применением системы блоков. Безопасность работы обеспечивает специальный замок. Трёхосная подвеска снабжена ещё одной обоймой из двух щёк, которая соединяется с помощью серьги и стального пальца.
По геометрическим параметрам различают два типа крюковой подвески:
- нормальные;
- укороченные.
Крюковая подвеска нормальной длины имеет несколько блоков с подшипниками вращения (обычно от одного до четырёх). Блоки крюковой системы могут быть обводными или собраны по схеме полиспаста. Сам грузовой крюковой механизм фиксируется гайкой большого диаметра.
Отдельным видом подъёмных устройств, считается грузовая петля. Она имеет меньший вес, чем другие системы и получила более широкое распространение. Конструктивной особенностью такого устройства является необходимость пропускания каната или стропы через отверстие петли. Это вызывает постоянное трение стропы о петлю, что негативно сказывается на сроке службы такого устройства. Грузовые петли изготавливаются: составными или цельноковаными. Первый тип петли состоит из системы шарнирных соединений. Второй представляет собой единый неразборный блок.
Очень часто на подъёмные механизмы устанавливаются так называемая пластичная подвеска. Согласно установленного стандарта ГОСТ 6619-75 пластичный крюк имеет однороговую и двухроговую конструкцию.
ГОСТ 6619-75 Крюки пластинчатые однорогие и двурогие
1 файл 240.33 KB
Подвеска первого типа имеет грузоподъёмность от 40 т до 315 т. Она применяется в основном для литейных кранов. Вторая подвеска с грузоподъёмностью от 80 т до 320 т устанавливается на механизмы общего назначения.
Конструкция подкрановых балок и их нагрузки
Подкрановые балки представляют собой конструкции, по которым передвигаются мостовые подъемные краны, обслуживающие производственные помещения. Опорами подкрановых балок обычно служат колонны. Мостовые краны передвигаются по рельсам, уложенным на верхний пояс балки.
Подкрановые балки могут быть сплошными и решетчатыми (подкрановые фермы); наиболее распространенными являются сплошные балки.
Главными особенностями работы подкрановых балок являются:
- восприятие подвижной вертикальной нагрузки от крана, оказывающей динамическое воздействие на балку;
- воздействие сравнительно больших сосредоточенных давлений от колес крана, передающихся через поясные соединения (сварные швы или заклепки) на стенку балки и вызывающее ее смятие;
- наличие поперечных тормозных сил, вызывающих изгиб верхнего пояса в горизонтальной плоскости.
Мостовой кран состоит из двух главных балок (ферм), по которым передвигается грузовая подъемная тележка. Груз на крюке чаще всего (кроме специальных случаев) подвешивается на гибких тросах, которые во время подъема наматываются на вращающийся барабан лебедки крана. Максимальная величина груза, которую может поднять кран, характеризует грузоподъемность крана Q. Этот груз, а также собственный вес крана и тележки передаются на подкрановые балки через ходовые колеса крана.
Схема мостового крана
В зависимости от местоположения грузовой тележки давление колес крана может иметь максимальное и минимальное значение. Максимальные значения давления колес крана, равно как и взаимное расположение колес, указаны в стандартах на краны. При этом в ГОСТ на краны указаны нормативные (эксплуатационные) значения давлений колес крана на подкрановые балки.
Для получения расчетных давлений нормативные нагрузки должны быть умножены на коэффициент перегрузки, который для кранов принимается равным n = 1,3. Кроме того, вследствие возможных резких изменений в скоростях подъема груза, неровностей пути крана и других причин крановая нагрузка умножается на динамический коэффициент, равный 1,1. Таким образом, расчетная нагрузка от давления колеса крана будет равна
По характеру работы различают краны легкого, среднего и тяжелого режимов. К кранам легкого режима работы относятся краны, которые работают нерегулярно и работа которых часто ограничивается монтажем оборудования.
Тяжелый режим работы кранов характеризуется относительной продолжительностью включения (ПВ) — не менее 40% — и использованием крана в течение суток не менее чем на 67% времени. Все остальные краны относятся к среднему режиму работы (например, большинство кранов машиностроительных заводов).
В зависимости от режима работы давление колес кранов Pмакс различно.
Поперечные горизонтальные тормозные силы возникают вследствие того, что нагруженная грузовая тележка, двигаясь по балкам крана, перед остановкой тормозит. В результате на крановый мост передается поперечная тормозная сила T, определяемая по формуле
где Q — грузоподъемность крана в т;
g — вес тележки в т, принимаемый по стандартам на краны; при отсутствии данных допускается считать g = 0,3 Q;
1/10 — коэффициент трения;
2/4 — дробь, где в числителе указано число тормозных колес,
в знаменателе — общее число колес тележки (поскольку сила трения возникает только под теми колесами тележки, на которых поставлены тормоза).
Тормозная сила Т передается на одну подкрановую балку и распределяется поровну между ходовыми колесами крана. Расчетные тормозные силы, так же как и вертикальные силы давления колес, получаются умножением их на коэффициент перегрузки n = 1,3.
В зданиях с горизонтальные тормозные силы увеличиваются умножением на коэффициента, учитывающий возможные перекосы, удары и другие случайные воздействия, передающиеся на верхний пояс балки.
Значение коэффициентов а для определения боковых сил от крановых мостов
Тип кранов | Значение коэффициентов а для расчета | |
верхнего пояса подкрановых балок и тормозных ферм | креплений тормозных ферм к подкрановым балкам и колоннам | |
Краны с гибким подвесом (на тросах), грузоподъемность в т: | ||
5 — 10 | 2,5 | 5 |
15 — 20 | 2 | 4 |
30 — 125 | 1,5 | 3 |
175 — 225 | 1,3 | 2,6 |
300 — 350 | 1,1 | 2,2 |
Краны с жестким подвесом | 1,5 | 3 |
«Проектирование стальных конструкций»,К.К.Муханов
Назначение
Крюк грузоподъёмный относится к универсальным захватывающим устройствам, способным решать задачи в различных условиях. Он является составной частью целого механизма, называемого крюковая подвеска. Его используют для подъёмных устройств различного типа: кранах, тельферах, кран-балках. Любая крюковая подвеска, устанавливаемая на кран, имеет замыкающее устройство. Оно предотвращает самопроизвольное отцепление груза. В зависимости от грузоподъёмности подвеска имеет ось блоков, обеспечивающих свободное движение по заданному направлению.
Для обеспечения перемещения груза только в вертикальной плоскости, на мостовой кран крепится крюковая подвеска, имеющая форму сдвоенного полиспаста. Подвеска обеспечивает равномерную нагрузку на все опоры крана и распределяет вес по пролётной части моста. Эта конструкция позволяет производить одновременную намотку каната на барабан. Для перекоса и автоматического выравнивания усилий в симметрично расположенных ветвях подвеска имеет уравнительный блок или балансир. Особенностями таких устройств является место крепления полиспаста.
Сдвоенный полиспаст обеспечивает симметрию крюковой системы. Ветви каната сохраняются неподвижными. Балансир способен поворачиваться на требуемый угол.
Что нужно учитывать при заказе
При изготовлении крюковой подвески важно правильно учитывать диаметр обводных блоков, так как это существенно влияет на скорость подъема и усилие, которое должна задействовать грузовая лебедка крана. Необходимо помнить, что чем меньше диаметр блока, тем ниже стоимость подвески
Расстояние между блоками.
Кроме диаметра блоков, при заказе необходимо уточнить диаметр стального каната, который будет использоваться на кране. Если диаметр каната и канавки блока будет не совпадать, это вызовет ускоренный износ деталей и может вызвать некорректную работу всего механизма.
Просим учесть, что подвеска поставляется без упаковки на деревянном поддоне. Консервации она не подлежит!
Маркировка
Аббревиатура крюковых подвесок расшифровывается следующим образом, например
Например: ПК 10,0-17А-3-Ø400-16,5 где
ПК-10,0 – это подвеска крюковая грузоподъемностью в 10 тонн.
17 – тип грузового крюка
А – тип А используется в нормальных подвесках, Б – в укороченных
3 – количество используемых канатных блоков.
400 – общий диаметр канатных блоков.
16,5 – диаметр используемого стального каната.
Важно. Надо понимать, что крюки серии А – короткие, изготавливаются из серии Б – длинных, при этом клеймо с буквой Б остается на крюке, это часто вводит потребителей в заблуждение, так как в заказе стоит 17А, а по факту приходит подвеска с 17Б. p>
Что входит в комплект поставки
В стандартный комплект поставки входит – крюковая обойма, паспорт, раздельный сертификат на подвеску и крюк, сертификат качества на сталь.
Срок эксплуатации
Ресурс изделия составляет в среднем 10 лет, срок зависит от режима эксплуатации и класса использования по ИСО 430/1 для крана, чаще всего из строя выходят обводные блоки и грузовой крюк. Происходит это вследствие постоянного воздействия силы трения, в результате чего происходит износ деталей. Любая крюковая подвеска подлежит ремонту или замене любого основного узла, что значительно продлевает её ресурс.
ВАЖНО!!! Просим обратить внимание, что на рынке действует много недобросовестных продавцов, которые реализуют восстановленные, бывшие в употреблении или лежалые крюковые подвески, выдавая их за новые. Приобретайте данные механизмы только у производителей или официальных представителей заводов
Гарантия
Срок гарантии – составляет 30 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, исчисляется не позднее 1 месяцем со дня ее приобретения. Претензии не применяются при наличии механических повреждений.
Устройство мостового крана
Общее устройство мостового крана состоит из одно- или двухбалочного моста, перемещающейся по нему грузовой тележке. Как на мосту, так и на тележке установлено необходимое электрооборудование и механические узлы. Управляется механизм из подвесной кабины или с пульта, при нахождении оператора на полу цеха или вне рабочей площадки.
Монтаж подкрановых путей может осуществляться как на свободностоящей крановой эстакаде, так и с использованием пола, колонн, стропильных ферм цеха.
На фото устройство мостового крана
Тормозная система
Для удержания груза или контроля скорости его перемещения (спускной тормоз), остановки передвижения моста крана или грузовой тележки (спускной тормоз) служит тормозная система. Традиционно в подъемных механизмах используются замкнутые (закрытые) тормоза, блокирующие движение в нормальном состоянии. При нажатии на педаль или рукоять, механизм растормаживается. При аварийной ситуации, в случае поломки или остановки какого-либо узла крана, такой тормозной механизм автоматически срабатывает.
Более плавное и быстрое торможение обеспечивают колодочные тормоза.
Механизмы подъема
На крановой тележке расположен механизм подъема и опускания груза. В дополнение к основному, могут использоваться один или два вспомогательных механизма, грузоподъемность которых меньше грузоподъемности основного в 3-10 раз в зависимости от класса крана.
Составными частями любого из них являются:
- Приводной электродвигатель.
- Трансмиссионные валы.
- Редуктор.
- Грузовые тросы с барабаном для намотки.
Схема подъемного механизма мостового крана
Подкрановые пути
Учитывая вес самого крана и груза, а также скорость перемещения по подкрановым путям, к качеству их установки должны применяться повышенные требования, исключающие возможность схода крана с рельсов. Для того, чтобы предотвратить это, ширина колес должна превышать ширину используемых рельсов. Так, при использовании цилиндрических колес, их ширина должна быть больше ширины рельса на 30 и более мм. Для конических колес это значение должно быть не менее 40 мм.
Укладка рельсов должна производиться с тепловым зазором, а также обеспечиваться перепад высот на них не более 2 мм. При больших значениях возникает сильная ударная нагрузка на колеса.
Электрообрудование
К электрооборудованию мостовых кранов предъявляются особые требования, среди которых режим работы, при котором в течение часа может производиться до нескольких сотен кратковременных включений и выключений, перегрузки, возникающие при разгоне и торможении крановой тележки и самого крана, изменение скоростей передвижения.
Перемещение моста и грузовой тележки, манипуляции с грузом обеспечивает основное электрооборудование мостового крана.
К электрооборудованию относятся:
- Электродвигатели. Устанавливаются 3 или 4 двигателя, 2 из которых смонтированы на тележке для осуществления подъема/опускания груза, перемещения ее по балке моста, и 1 или 2 двигателя обеспечивают перемещение балки крана по подкрановым путям.
- Управляющая аппаратура (реле, контроллеры, пускатели и т.д.).
- Устройства электрозащиты (предохранители, автоматические выключатели и т.д.).
- Устройства, обеспечивающие работу тормозной системы крана.
Электросхема мостового крана
К вспомогательному электрооборудованию относятся осветительные приборы, системы отопления кабины, звуковая и проч. сигнализация, и т.п.
Электропитание крана обеспечивается двумя способами:
Троллейная линия. Чаще всего используется с кранами большой грузоподъемности. Для обеспечения безопасности, троллейная шина должна располагаться на высоте минимум 3.5 м от пола и не менее 2.5 метров до настила моста. Грузовая тележка получает питание от собственной троллейной линии, смонтированной на балке моста.
1.Техника безопасности при работе кранов, оборудованных грейфером или магнитом
В зоне работы магнитных и грейферных
кранов запрещается нахождение людей.
Стропальщик допускается на рабочее
место только в перерыве работы кранов.
При появлении людей в опасной зоне
работы кранов машинист должен прекратить
работу, подать звонок, и начать работу
только после удаления людей из опасной
зоны.
Личный арест системы означает систему, используемую для того, чтобы арестовать сотрудника в падении с рабочего уровня. Он состоит из крепления, разъемов, тележки и может включать в себя шнур, устройство замедления, спасательный круг или подходящую комбинацию из них.
Портальный кран – это тип крана, состоящий из вращающейся верхней конструкции, подъемной техники и стрелы, установленной на верхушке конструкционного козла, который может быть закреплен в одном месте или иметь возможность перемещения. Козырьковые ножки или колонны обычно имеют проходные отверстия между ними, чтобы обеспечить прохождение движения под козлом.
Для безопасной работы ответственным
лицом должна быть разработана инструкция
по безопасной транспортировке грузов
кранами.
Зона работы крана оснащенного
электромагнитом или грейфером должна
быть ограждена, нахождение людей в ней
категорически запрещается. Стропальщику
подойти к электромагниту можно только
когда он опущен на землю и обесточен.
Линии электропередач – линии электропередачи и распределения. Процедуры включают, но не ограничиваются: Инструкции, диаграммы, рекомендации, предупреждения, спецификации, протоколы и ограничения. Квалифицированный оценщик означает организацию, которая благодаря своей независимости и опыту продемонстрировала, что она компетентна в точной оценке того, соответствуют ли люди квалификационным требованиям в этом подразделе для сигнального лица.
Квалифицированный монтажник – это риггер, который отвечает критериям для квалифицированного специалиста. Ограничительное устройство ограничения диапазона – это устройство, которое может быть установлено оператором оборудования для ограничения перемещения стрелы или наконечника стрелы на плоскость или несколько плоскостей.
При въезде – выезде в цех должно быть
установлено светящееся табло с надписью
«Опасно, работает магнит или грейфер»
Если краны интенсивно работают магнитами,
тогда должен быть дополнительный магнит
для замены. Замену выполняют так:
а) стропальщик подает команду на
отключение магнита и установку его в
отведенное для него место;
Качественная крюковая подвеска
Контрольное устройство контроля диапазона – это устройство, которое может быть установлено оператором оборудования, чтобы предупредить, что стрела или наконечник стрелы находятся в плоскости или нескольких плоскостях. Номинальная мощность означает максимальную рабочую нагрузку, разрешенную изготовителем в определенных условиях работы. Такие условия работы обычно включают конкретную комбинацию таких факторов, как конфигурация оборудования, радиусы, длина стрелы и другие параметры использования.
Индикатор момента нагрузки. Ограничитель момента нагрузки. Повторяющиеся точки срабатывания относятся к работе при коротком цикле работы, причем канат используется на одном слое и периодически наматывается на короткую часть барабана. Проходной канат означает канат, который перемещается по шкивам или барабанам.
б) машинист устанавливает магнит в
отведенное место устойчиво;
в) стропальщик убедившись у машиниста,
что магнит отключен (машинист дает
ответный сигнал) вытаскивает вилку из
клеммной коробки.
Перед началом работы кранам выполняют
осмотр магнита и грейфера, делают пробный
подъем.
Запрещается транспортировать магнитом
или грейфером непредназначенных для
них грузов, подвешивать на зубья грейфера
стропы, поднимать людей, грузить машины
магнитом…
Взлетно-посадочная полоса означает твердую, ровную поверхность, спроектированную, подготовленную и обозначенную как путь перемещения для веса и конфигурации крана, который используется для подъема и перемещения с подвесной платформой крана. Можно использовать существующую поверхность, если она соответствует этим критериям.
Раздел означает раздел этой подчасти, если не указано иное. Бум или крюк можно поднимать или опускать только в вертикальном направлении. Особые предупреждения об опасности означают предупреждения опасностей, связанных с конкретным сайтом. Стабильность означает тенденцию баржи, понтонов, сосудов или других средств флотации к возвращению в вертикальное положение после наклонности внешней силой.
Устройство и принцип работы
Однобалочный мостовой кран состоит из следующих элементов:
- Балка из стали. Она увеличивает показатели прочности и устойчивости грузоподъемного оборудования. Балка может иметь коробчатую или двутавровую форму.
- Грузовые тележки, монтируемые на раму. В них содержится груз в процессе транспортировки. Тележки оснащаются ходовыми колесами, электродвигателем, кареткой, канатным барабаном, редуктором с зубчатой передачей и тормозным механизмом. Соединяясь с балкой, они образуют мост.
- Крановые рельсы (пути). По ним перемещается мостовая балка. Рельсы изготавливаются из стали.
- Ручная или электрическая таль, зафиксированная на раме. Она выполняет основную грузоподъемную функцию в мостовом кране. Таль перемещается вдоль пролета крана на тележке или стационарно.
- Система управления краном. Она включает в себя контроллеры, реле управления и магнитные пускатели. Элементы системы управления подключаются к раме с грузовой тележкой.
- Кабели или троллейные шины, предназначенные для питания крана-балки от электрической сети.
- Крюк с автоматической защелкой. Он является основным грузозахватным приспособлением.
Если грузоподъемность однобалочного крана составляет свыше 12,5 т, то его конструкция оснащается 2 подъемными приспособлениями: для поднятия тяжелых грузов и транспортировки малогабаритных объектов.
Управление однобалочным устройством производится машинистом с кабины, установленной ниже уровня моста. В ней располагается шкаф с электрическим компонентами и блоки управления грузоподъемным механизмом. Для предотвращения скольжения на пол кабины стелется коврик. При отсутствии кабины машиниста управления краном осуществляется дистанционно, при помощи пульта. Оператор в этом случае находится в производственном цехе.
Устройство
Механизмы на раме тележки расположены так, чтобы нагрузка на ходовые колеса была одинаковой. Для этого применяют при подъеме механизмы, которые имеют барабан с двумя нарезками разных направлений.
Если в тележке используются механизмы главные и второстепенные, то конструкция главного подъема располагается так, чтобы при подъеме на нее была нагрузка больше, чем на второстепенный механизм. Ходовая часть тележки устроена так, чтобы одинаково распределить нагрузку на главные балки моста, а так же силы тяжести любого из поднимаемых грузов.
Тележки сконструированы так, что они имеют такое строение, которое позволяет им быть однобалочными и двухбалочными. Двухбалочные тележки могут перемещаться по верхним и нижним поясам. Тихоходный вал используют при передвижении тележки, а длина колей зависит от подъема груза и длины барабана.
Краны с однобалочными мостами используют тележки, которые выполнены или с боковыми, или с обратными направляющими роликами. Эти конструкции удерживают тележку от опрокидывания.
Тележка магнитного крана, которая имеет магнитную подвеску для подъема груза. Они отличаются от тележек общего назначения тем, что имеет барабан, который связан механической передачей с барабаном механизма подъема. Это позволяет поднимать электромагнит и автоматически выбирать, предназначенный для этого питающий кабель.
Тележки грейферного крана имеют две лебедки. Одна лебедка подъемная, а другая лебедка замыкающая.
Тележки магнитных кранов с мягким подвесом имеют два грузовых барабана, которые связаны между собой промежуточным валом. Эти барабаны расположены на раме тележки их расположение зависит от траверса. Если траверс расположен параллельно оси моста, то барабан также располагается параллельно мосту крана.
Тележка магнитного крана имеет нижний механизм передвижения и верхний механизм подъема груза, а также механизм поворота вправо или влево.
Чтобы установить любой механизм, в тележке имеются специальные платки, которые после окончательной приварки обрабатываются. К механизму этой обработки применяются очень высокие требования.
Тележки имеют определенные окна, которые предназначены для прохода каната. Если краны с большой грузоподъемностью, то рамы таких тележек собирают из нескольких элементов, которые соединены между собой прочными стыками. Чтобы удобно было ремонтировать такие рамы или осматривать, они оснащены лестницами.
Государственные стандарты
В зависимости от типа мостовых кранов существует несколько нормативных документов, регулирующих их изготовление:
- ГОСТ 27584-88 — содержит общие технические требования к производству мостовых и козловых кранов, их приемке, хранению, транспортировке, режимам работы и т. д.
- ГОСТ на краны мостовые электрические однобалочные опорные №22045-89.
- ГОСТ 25711-83 «Краны мостовые электрические общего назначения грузоподъемностью от 5 до 50 тонн».
- ГОСТ на краны мостовые однобалочные подвесные №7890-93.
Кроме этих основных стандартов, каждый кран должен соответствовать требованиям множества других ГОСТов — по покраске, качеству сварных соединений, твердости металла и т. д.
Основные узлы и фрагменты конструкции козлового крана
К числу основных частей конструкции козловых кранов относят:
- мост,
- грузовую тележку,
- две опоры,
- платформы для перемещения опор по крановому пути,
- грузоподъемный механизм,
- механизм перемещения грузовой тележки,
- механизм перемещения крана.
Мостовой пролет может состоять из одной или двух балок. Число балок зависит от грузоподъемности крана – при планируемой массе рабочего груза выше 10 т применяется двухбалочная конструкция. Мостовой пролет больших кранов собирается обычно из ферм, что обеспечивает высокую прочность и устойчивость конструкции при относительно небольшой собственной массе и технологичности сборки.
У козловых кранов общего назначения мостовые балки имеют трубчатое или коробчатое сечение.
Чаще всего на козловые краны устанавливают подвесные тележки:
- монорельсовые, к недостаткам которых относятся неустойчивость тележки и кабины и большую нагрузку на монорельс, вызывающую его ускоренный износ,
- двухрельсовые, имеющие более сложную конструкцию и по этой причине несколько меньшую надежность.
Кроме того, редко встречаются канатные грузовые тележки, имеющие ряд недостатков, в том числе быстрый износ каната.
Иногда тележки передвигаются по специальным направляющим, закрепленным к нижним поясам моста.
У небольших козловых кранов с однобалочным мостом в качестве тележки может применяться обычный тельфер.
Конструктивные особенности
Стреловой тип
Основным рабочим элементом кранов стрелового типа является стрела, которая может быть маневровой (подъёмной) или балочной. Грузозахватный орган подвешивается непосредственно либо к блокам на её конце, либо к перемещающейся по стреле грузовой тележке.
Основные разновидности: самоходные стреловые, портальные, мачтовые, консольные, башенный, плавучие.
Мостовой тип
Краны мостового типа представляют собой разновидность подъёмного крана, имеющего конструкцию, выполненную в виде опорного или подвесного моста. Несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь. Мост (несущая балка) перемещается по рельсам, уложенным на стенах зданий или на эстакадах вне здания.
Разновидности: мостовые опорные, мостовые подвесные, козловые и полярные краны.
Кабельный тип
Основной рабочий орган кранов кабельного типа — канаты, закреплённые на двух опорах. Грузозахватный орган подвешивается к перемещающейся по канатам грузовой тележке. Опоры крана могут быть стационарными или передвижными.
Устройство
Таким образом, мы видим схему простейшего устройства полиспаста:
Барабан привода изображен при помощи большого круга, небольшие круги обозначают шкивы системы. На схеме указаны два вида запасовки троса/ цепи:
- Схема полиспаста слева отображает фиксацию одного конца каната/цепи на неподвижном шкивы, а второго — на барабане привода.
- Схема справа отображает фиксацию троса/цепи на тяговом механизме, а также на оси подвижного элемента.
Более продвинутые системы полиспаста состоят из трех и более подвижных и неподвижных частей, которые затягиваются канатом при определенной последовательности. Усложненная схема полиспаста выглядит следующим образом:
Работает полиспаст при помощи двух неподвижных шкивов, которые закреплены на поверхности, и два — подвижных. Два его шкива неподвижно закреплены к поверхности, другие — движутся. Подобная схема примерно в четыре раза сокращает давление, оказываемое на привод при тяговом усилии на трос. Точность этой примерно разницы составляет 93-97%, изменяясь в зависимости от качества использованных элементов и точности исполнения конструктивных решений.
Если потребуются определить точный КПД действия полиспаста или рассчитать схему подъема сложного механизма, нужно обратиться к точным формулам. К тому же, без них нельзя обойтись из-за того, что создать идеальные условия в обычной жизни практически невозможно и потому что на конструкцию также действует сила трения, которая создается при движении шкивов по канату/цепи в процессе вращения ролика вне зависимости от используемых подшипников. К негативным факторам дополнительно относится отсутствие на стройплощадке и в комплекте стройтехники гибкого и податливого каната
Жесткость стальных тросов и цепей вынуждает прикладывать дополнительные усилия для перемещения груза, что также важно учитывать
Существует уравнение моментов сил для полиспастов:
Элементы формулы расшифровываются подобным образом:
- Sс– сила движения сбегающего веревки/цепи.
- Sн – сила движения набегающего веревки/цепи.
- q*Sн– усилие, которое нужно приложить для сгибания или разгибания веревки/цепи с учетом жесткости этого каната равному q.
- N*f – сила трения, учитывая коэффициент трения в блоке равному f.
Если необходимо определить момент, все силы нужно умножить на плечо, которое равняется радиусу шкива R.Сила, с которой набегает и сбегает веревка/цепь образуется, когда нити веревки/цепи начинают взаимодействовать и создают трение. Учитывая тот факт, что усилие, которое нужно приложить для сгибания или разгибания веревки/цепи оказывается ниже вышеперечисленных, регулярно пренебрегают расчетом воздействия на ось блока: Это уравнение расшифровывается следующим образом:N – уровень воздействия на ось блока.Sн – сила движения набегающего веревки/цепи (можно использовать значение принимается примерно равным Sс).sin(a) – градус угла. с которым отклоняется веревка/цепь от оси.
Далее получаем формулу расчета КПД блока полиспаста:
Какие грузоподъёмные машины обслуживает стропальщик?
К грузоподъёмным машинам, которые обслуживают стропальщики, относятся краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы, грузоподъёмные краны.
Кран-трубоукладчик () – это самоходная грузоподъёмная машина с боковой стрелой для подъёма, транспортировки и монтажа труб. Базовой машиной для крана-трубоукладчика обычно является гусеничный трактор.
Рисунок 1 – Кран-трубоукладчик
Кран-манипулятор () – это грузоподъёмная машина, состоящая из краноманипуляторной установки, смонтированной на транспортном средстве или фундаменте.
Рисунок 2 – Кран-манипулятор
Краны-манипуляторы предназначены для производства погрузочно-разгрузочных работ, погрузки и разгрузки транспортного средства, на котором установлены. Они компактно складываются в транспортном положении, имеют малый вес и монтируются практически на все грузовые автомобили. Масса манипулятора, как правило, не превышает 20-25% полезной грузоподъёмности базового автомобиля, что обеспечивает эффективное использование автомобиля по прямому назначению – для перевозки грузов. Обладая высокой маневренностью, точностью движений автомобиль, имеющий кран-манипулятор упрощает процесс погрузочно-разгрузочных работ.
Грузовые подвески
Устройство крюковой подвески бывает достаточно разнообразным, что отличает и мощность данной техники. Главная разница заключается в массе, которую способен поднять крюк. Минимальная масса составляет одну тонну, а максимальная пятьдесят.
Когда создают крюк, то его массу делают такой, чтобы она способствовала опусканию крюка вниз.
Самым простым изделием в данном случае является одноканатный тип. Такой прибор применяется лишь для одного каната, а вес, который может поднять, – минимальный. Недостатком такого изделия профессионалы считают маленький вес каната и самого крюка в частности. Крюк не может обеспечить самостоятельный спуск изделия вниз.
Конструкция
Рама тележки имеет очень жесткую конструкцию. На ней располагается:
- механизм подъема;
механизм передвижения;
предмет для распределения тока; механизм безопасности.
Механизм безопасности обеспечивает нормальное передвижение и подъем грузов. К устройствам для безопасности относят предметы, которые ограничивают высоту подъема груза и грузоподъемность.
Также к безопасности относится такой механизм подъема, который автоматически отключается при подъеме груза на максимальную высоту, а так же при подъеме груза вес, которого превышает допустимый вес на 10%. На тележке фиксируют механизмы, измеряющие массу груза, а также линейку. На мосту крана устанавливают выключатели, которые ограничивают передвижение тележки в крайние направления.
Когда тележка подходит к крайнему положению, то линейка взаимодействует с выключателями и автоматически блокируется дальнейшее движение тележки.
Если же выключатели по каким-либо причинам не сработали, для этого есть еще одно устройство, блокирующее движение тележки в крайнем положении — оно называется буфером.
На тележке всегда устанавливают перила. Они должны быть для соблюдения безопасности при осмотре или поломке механизмов крана.