Какое масло заливать в бензопилу для смазки

Рекомендации по выбору масла для электропилы

Неправильно подобранное масло для цепных электропил повышает интенсивность износа узлов до 10 %. И это не единственные отрицательные последствия. Само использование инструмента становится менее эффективным. Недостаточный уровень эксплуатационных свойств приводит к недосмазыванию в узлах трения, а это, в свою очередь, приводит к нарушению плавности и легкости хода при распиловке.

Поэтому подбор смазки для цепи должен происходить только в соответствии рекомендациями производителя инструмента.

Не стоит доверять советам некоторых бывалых «мастеров», которые рекомендуют использовать вместо специализированных продуктов – обычные моторные или трансмиссионные автомасла. Они не адаптированы для условий работы цепи и не могут обеспечить ей весь комплекс защитных свойств.

Еще большей ошибкой станет использование для смазки цепи отработанного масла. В нем содержатся грязь и абразивные частицы, которые лишь ускорят процесс износа.

Обычные бытовые растительные масла также непригодны для смазки цепи. Конечно, они обеспечивают кратковременный смазочный эффект, но имеют свойства «высыхать». В последующем это приводит к затрудненному движению цепи и снижению легкости хода.

В большинстве случаев производитель инструмента рекомендует фирменные масла – материалы той же самой марки, что и пила. В таких материалах максимально учтены все конструктивные особенности пилы и специфика условий ее эксплуатации.

Однако такие смазочные жидкости не всегда можно найти в свободной продаже, поэтому можно применять материалы и других производителей (желательно известных марок). Следует только внимательно читать информацию, приведенную на этикетке и следить, чтобы по всем параметрам это масло соответствовало обслуживаемому инструменту.

Практические рекомендации

Трудно поверить, что пользователь, позволивший себе приобрести электропилу, к примеру, Stihl или Makita станет использовать для смазки цепи отработку или другие экзотические варианты, широко представленные на тематических ресурсах. Так же, как заливать в масляный бак подсолнечное либо кукурузное масло, кипятить с дизтопливом графитную смазку.

Не очень сведущим пользователям не следует ориентироваться при выборе смазочного материала для пильной цепи исключительно на определение «масло». Хотя есть любители представить индустриальные, трансформаторные и другие марки масел со специфическими свойствами как универсальный смазочный материал.

Практический опыт эксплуатации цепных пил, имеющих электрический привод, показывает, что вполне достойные смазочные, расходные и, в конечном итоге, экономические показатели имеют десятилетиями проверенные масла марок М8 и М10. Использовать для смазки цепи электрической пилы можно все марки масел, которые предназначены по заложенным в них характеристикам именно для смазки трущихся поверхностей.

С опытом приходит понимание того, какой вязкости применять масло для работы в холодное время года либо летом; пилить мягкую и влажную древесину либо сухую и твердую.

Цепная электропила является незаменимым инструментом для владельцев частных домов и дач. Ею можно обрезать ветки в саду, спиливать деревья, резать доски и другие материалы на древесной основе. Но какой бы дорогостоящий и надежный не был данный агрегат, придет момент, когда в нем появятся мелкие или крупные неисправности. Конечно же, серьезные поломки должны устраняться только в сервисном центре. Но мелкий ремонт цепной электропилы чаще всего можно выполнить собственноручно.

Основные неисправности и ремонт системы смазки цепи

Рассмотрим распространенные неисправности и ремонт системы смазки цепи современных бензопил.

Если не смазывается цепь

Бачок заполнен, а масло не поступает на цепь бензопилы. Здесь может быть несколько источников проблемы.

  • Поломка привода масляного насоса. Довольно распространенная неисправность. На бензопилах Stihl часто срезает ус пластиковой приводной шестерни. Или изнашиваются шлицы. Шестерня не вращается вообще или вращается, но не вступает в зацепление с приводом насоса.

Неравномерное поступление смазки

Смазка поступает на цепь в избыточном или недостаточном количестве. Когда масло не поступает на цепь или льется слишком обильно, это вызывает дискомфорт при работе и может навредить пиле. Подобная проблема немного встречается реже, но тоже довольно широко распространена. Причин может быть несколько.

  • Неправильная регулировка. Винт настройки подачи масла на некоторых пилах без понимания процесса регулировки лучше не трогать.
  • Использование неподходящих по вязкости смазочных материалов. Слишком густые смазки насос прокачивает менее охотно, и они хуже разносятся цепью по шине. С жидкими маслами все наоборот.
  • Снижение герметичности в системе смазки цепи. Иногда отходит или повреждается трубка подачи масла на насос. Это вызывает масляное голодание. Проявляется подобная проблема в подтеках смазки у нижней части бензопилы.

Перегрев

Несмотря на обильную подачу масла, на цепь, все равно наблюдается перегрев или подклинивание. Здесь причина одна – использование абсолютно неподходящего для смазки материала. Часто такое можно видеть при заливке в систему отработки.

Как устроена система смазки цепи

Вне зависимости от производителя, механизм подачи рабочей жидкости выполнен по одному принципу.
Из специального бачка, смазка цепи бензопилы попадает в маслонасос. При вращении основного вала, создается необходимое давление, и подает жидкость к шине.

В ней выполнена специальная проточка, которая обеспечивает прохождение масла вне зависимости от положения инструмента. На иллюстрации изображен механизм подачи в бензопиле «Штиль» 180: желтым цветом обозначен путь прохождения смазки от насоса по шине.
То есть, шина является составной частью системы, выполняя роль маслопровода. Такое решение позволяет удешевить конструкцию, не усложняя ее дополнительными элементами.

Регулировка подачи масла выполняется настройкой насоса, для этого предусмотрены специальные винты. Необходимое количество жидкости, которое попадает на шину, увлекается звеньями цепи, и равномерно распределяется по рабочей поверхности.

Принцип работы системы смазки

Подразумевает безвозвратную потерю рабочей жидкости. К сожалению, обеспечить непрерывный цикл (с возвратом масла в бачок) невозможно.

Схема подачи масла на цепь не может быть герметичной, поскольку рабочие зубцы должны быть снаружи. Регулируется только расход: тут необходимо достичь компромисса между эффективность смазки и затратами на ее пополнение.

Почему масло перестает подаваться на цепь? Видео по ремонту системы смазки бензопилы

Несмотря на простоту механизма, подача масла на цепь бензопилы автоматически регулируется. Расход возрастает при увеличении оборотов, и наоборот. В этом есть логика разработчиков: чем интенсивнее нагрузка, тем эффективнее должна быть смазка.

Обратите внимание
Выброс жидкости для смазки шины цепи позволяет осуществлять оперативный контроль работоспособности системы.

Достаточно поднести инструмент к плоской поверхности (например, свежеспиленному пеньку), и включить вал в рабочее зацепление. На поверхности останется четкий след от капель смазки.
Опытные лесорубы «на глазок» определяют эффективность работы системы, и могут отрегулировать интенсивность подачи по масляной дорожке на пеньке. Соответственно, если капли не образуются, значит либо механизм подачи масла неисправен, либо расходная емкость пустая.

Как определить неисправность, если бак полный?

На примере бензопилы Stihl, можно увидеть расположение заливной горловины бака (открывается без применения специального инструмента) и кожуха маслонасоса с регуляторами интенсивности подачи рабочей жидкости.

Прежде чем искать проблему, необходимо убедиться в наличии хотя бы одного признака неисправности системы подачи смазки:

  • при проверке «на пеньке» нет следов разбрызгивания;
  • масло из расходной емкости не убавляется после продолжительного использования инструмента;
  • заведомо острая пила неэффективно режет дерево;
  • шина настолько горячая, что на ней оплавляется краска и появляются следы температурной побежалости;
  • цепь немотивированно быстро растягивается;
  • звенья сухие, поверхность металла утратила характерный блеск смазанной поверхности.

Как хранить бензопилу зимой

Это, пожалуй, один из немногих инструментов, для которого и в холодное время года найдется работа. Правда, диапазон рабочих температур бензопилы обычно невелик из-за того, что в ней содержатся неморозостойкие детали, бензин и масло. Если производитель гарантирует работу инструмента при температуре –10°C – это очень хороший показатель, и такую пилу можно использовать почти круглый год. Если же вы покидаете дачный участок надолго, то позаботьтесь о надлежащей консервации.

«Сердцем» любой бензопилы является одноцилиндровый двухтактный двигатель карбюраторного типа. Другим важным элементом является цепь. Именно уходу за этими двумя элементами и посвящена большая часть рекомендаций по консервации:

  • в первую очередь слейте остатки топлива из бака, карбюратора и масла для смазки цепи. Для полной выработки топлива можно запустить бензопилу вхолостую и дождаться, пока бензин не закончится. После этого насухо протрите бензобак, чтобы он не начал ржаветь. Это вариант для длительной консервации, минимум на 3 месяца. Но есть и второй вариант для тех, кто валит лес или проводит зимой иные работы. В этом случае бак советуют наполнять качественным бензином до краев и оставлять на хранение в таком состоянии. Если вам срочно понадобится спилить дерево – отлично, у вас под рукой полностью готовая техника. Но помните, бензин, который через 2-3 морозные зимние недели по консистенции начнет напоминать кисель, может вывести из строя даже первоклассный мотор;
  • при помощи проволочного щупа или самодельной насадки извлеките из топливного и масляного баков фильтры-наконечники. Промойте их и установите обратно после просушки либо, при необходимости, замените на новые. То же самое проделайте с воздушным фильтром;
  • снимите пильную цепь и шину и очистите их от остатков опилок, древесной пыли и грязи;
  • снимите крышку сцепления, тщательно промойте ее под струей теплой воды и дайте высохнуть. Смажьте червячную передачу и винт системы бокового натяжения цепи;
  • извлеките свечу зажигания и очистите ее от нагара и остатков топлива. Залейте в свечное отверстие 5-7 мл моторного масла и проверните коленвал двигателя на 3-4 оборота, чтобы масло распределилось по шатунным механизмам и цилиндро-поршневой группе. Поршень оставьте в верхней точке (в поднятом состоянии). После этого установите свечу на место, но не надевайте клемму зажигания;
  • пильную шину и цепь покройте защитной смазкой и храните завернутыми в кусок бумаги или ткани, пропитанные маслом;
  • упакуйте инструмент и спрячьте снятые детали в сухое, темное и непыльное место.

Примерно раз в месяц выполняйте проворот коленвала для обновления смазки на шатунах и в цилиндрах с поршнями.

Если же у вас электропила, то все, что вам нужно для консервации – это смазывание пильной шины и цепи защитной смазкой.

Теория: роль смазки в пильной цепи

Масло для смазки цепи выполняет свое главное предназначение – смазывает направляющие звенья цепи, направляющие в шине и ведомую звездочку. Смазывающий материал должен медленно, в идеальном случае – регулируемо, подаваться сквозь предназначенный для этого канал в шинный паз. Далее масло для цепи захватывается направляющими звеньями и распределяется по всей поверхности пазов, доставляется до зубьев ведомой звездочки, снижая влияние сил трения между движущимися элементами и направляющими поверхностями.

Масла для смазки цепи электропилы ничем не отличаются от тех, которые применяются в механизмах с бензиновой силовой установкой. Разница заключается лишь в том, что не все модели с электрическим приводом оснащаются встроенной системой смазывания пильного инструмента. Смазочный материал в таких модификациях доставляется на шину шприцем, кисточкой либо окунанием пильного элемента в масляную ванну.

Некоторые из моделей брендовых пильных агрегатов Штиль или Макита, имеющих электрический привод, комплектуются масляными насосами с возможностью регулировки подачи смазочного материала. Увеличение либо уменьшение количества смазки может осуществляться двумя способами: изменением диаметра канала для ее прохождения или изменением хода плунжера масляного насоса, к примеру, в профессиональных пилах Stihl. Винт для изменения подачи расположен обычно в нижней или боковой части корпуса, вблизи от места крепления шины. Регулировку хода плунжера надежнее проводить в специализированной мастерской.

У большинства электрических цепных пил такая регулировка конструкцией не предусмотрена и масло подается в предусмотренном изготовителем количестве. Масляный насос, при его наличии, имеет прямую связь с двигателем: мотор работает – масло на цепь поступает. Остановка вращения мотора автоматически прекращает подачу смазочного материала. Подачу масла в таких пилах можно изменить одним способом – применением смазок с инвариантной вязкостью.

Недостаточно масла

Недостаток смазки естественным образом приводит к локальным перегревам трущихся поверхностей. Последствия перегрева и сухого трения могут привести к весьма печальным последствиям:

  • деформации шины;
  • преждевременному износу направляющего шинного паза;
  • заклинивание и износ ведомой звездочки;
  • заклинивание или обрыв цепи.

Все это не только может вывести электропилу из строя, но и чревато травмами.

Избыток масла

Избыточная подача смазки не приводит к возникновению критических нарушений в паре цепь-шина. Если не обращать внимания на повышенный расход смазочного материала и загрязнение корпуса пилы пропитанными маслом опилками, то можно следовать правилу «кашу маслом…». Метровые выбросы масляных брызг с цепи на больших и средних оборотах двигателя – еще одно неизбежное следствие чрезмерной подачи смазки на цепную пилу.

Читать также: Для чего нужен сетевой фильтр для компьютера

Какие масла можно использовать

Ведущие производители бензопил рекомендуют применять в своей технике смазочные материалы собственного изготовления. Однако зачастую эти масла стоят в несколько раз дороже, чем более простые от сторонних производителей.

Обратите внимание Если вы сомневаетесь в выборе смазки, то в этом случае, самым лучшим решением будет приобрести смазочные материал от производителя техники. Но что делать, если по каким-либо причинам покупка дорогого оригинального масла невозможна? Здесь владельцы бензопил прибегают к разным вариантам. Рассмотрим в общих чертах каждый из возможных смазочных материалов для пильных цепей

Рассмотрим в общих чертах каждый из возможных смазочных материалов для пильных цепей

Но что делать, если по каким-либо причинам покупка дорогого оригинального масла невозможна? Здесь владельцы бензопил прибегают к разным вариантам. Рассмотрим в общих чертах каждый из возможных смазочных материалов для пильных цепей.

Оригинальные масла

Зачастую – это самый лучший выбор в плане эксплуатационных качеств, но не цены. Помимо оптимальных смазочных свойств, сегодня производители стремятся делать эти смазки биоразлагаемыми (на основе рапсовых баз), что почти не вредит окружающей среде и здоровью человека.

Масло для цепи бензопилы Stihl как раз относится к биоразлагаемым продуктам. Единственный весомый минус – цена.

Узкопрофильные

Специальные масла для цепи бензопилы от сторонних производителей. Так же хороший выбор. Стоят значительно дешевле брендированных смазок, но зачастую почти не уступают по рабочим качествам.

Дешевое индустриальное масло

Самым распространенным вариантом здесь выступает отечественный продукт, маркируемый И-20 или И-20А. Один из самых дешевых вариантов. Это индустриальное масло можно заливать в бензопилу для смазки цепи и не опасаться негативных последствий. 

Смазка обладает хорошими свойствами касательно условий работы пильной гарнитуры и способно надежно защищать от износа цепь и другие элементы гарнитуры.

В плане рабочих качеств немного проигрывает оригиналу. Но цена может быть в несколько раз ниже относительно специализированных продуктов. Поэтому этим вариантом пользуются многие владельцы бензопил любых марок и моделей.

В условиях жары рекомендуется в процессе пиления контролировать уровень смазки после выработки половины бензобака.

Ввиду очень низкой вязкости индустриальное масло довольно быстро расходуется. Известны случаи, когда индустриальные смазки вырабатывались быстрее, чем выпаливался бачок топлива.

Новые моторные или трансмиссионные смазочные материалы

Не совсем обоснованный выбор в экономическом плане. Подойдут в тех случаях, когда пила используется редко, и отдельно покупать канистру специальной смазки нет смысла.

Эти масла содержат в своем составе огромное количество ненужных и бесполезных для работы пилы присадок, которые будут лишь загрязнять обрабатываемый пиломатериал и окружающую среду.

Какое масло лучше использовать для цепи- видео

Здесь так же нужно учитывать вязкостные показатели. Интенсивность подачи масла на цепь бензопилы может сильно снизиться при температурном повышении вязкости.

Густые смазки в зимних условиях могут потерять свою текучесть и неэффективно защищать цепь и рабочие поверхности шины от износа.

В случае с моторными маслами при работе зимой рекомендуется использовать маловязкие варианты. В целом смазочные материалы для ДВС можно использовать в пилах.

Отработавшие масла

Использовать для смазки цепи бензопилы отработавшие масла – самая неудачная идея из всех возможных.

Во-первых, специфика работы бензопилы подразумевает создание в зоне производства работ масляного тумана, который разносится на окружающую природу и частично вдыхается человеком. 

А отработка является признанным канцерогеном и в целом крайне токсична. Поэтому во многих странах созданы целые индустрии по переработке отслуживших свой срок моторных и трансмиссионных масел, а самовольный слив в окружающую среду карается серьезными штрафами.

Во-вторых, смазочные качества отработки крайне низки. Их хватает с натягом для средних режимов нагрузки. Если пилить толстое бревно или древесину твердых пород дерева – цепь и вся остальная пильная гарнитура пострадает вплоть до необратимых разрушений.

Отвечая на вопрос, чем заменить цепное масло для бензопилы, если слишком накладно покупать оригинал, можно ответить так: практически любым масло с подходящей вязкостью. Но только не отработкой. Лучше заливать в бензопилу для смазки цепи, специально созданные для этого продукты.

Как и когда лить смазку в бачок? Здесь ответ прост: лить каждый раз при заправке бензином до отметки на горловине.

Система смазки цепи электропилы: принцип работы

Современные модели электрических пил чаще всего оснащены специальными системами, которые автоматически подают масло к режущему инструменту. Старые варианты таких агрегатов нуждались в ручном смазывании. Использовать для этой цели нужно масло, обладающее определенными техническими характеристиками и показателем вязкости.

Масло подливается в специальный бачок, из которого через определённое время оно выталкивается масляным насосом. Механизм подачи должен обеспечивать достаточное количество для смазки цепи электропилы, чтобы не допускать увеличения трения, которое вызывает перегрев.

Когда происходит увеличение количества оборотов мотора, масляный насос начинает работать. На основном валу запускается шестеренка. В системе увеличивается давление. Масло начинает продвигаться к шине до места её соприкосновения с картером пилы. Там находится проточка. Именно на неё направлен канал, подающий масло. Эта продольная проточка необходима для того, чтобы смазка могла подаваться к шине независимо от уровня напряжения механизма

Положение шины в процессе работы неважно, смазка, благодаря наличию проточки, будет поступать на неё постоянно и равномерно. На звеньях самой цепи есть отверстие или своя проточка, откуда смазка распределяется по всей её длине. Если мотор увеличивает скорость оборотов, то прокачка материала для смазки тоже происходит быстрее

Потому заливать смазку в электропилу нужно лишь тогда, когда двигатель выключен

Если мотор увеличивает скорость оборотов, то прокачка материала для смазки тоже происходит быстрее. Потому заливать смазку в электропилу нужно лишь тогда, когда двигатель выключен.

Какое масло лить в бак бензопилы для смазки цепи

Теперь разберемся, какое же масло использовать для смазки цепи бензопилы. Без этого материала инструмент вышел бы из строя в первые часы работы, так как смазка снижает силу трения между шиной и звеньями, а также охлаждает эти элементы. Смазывать цепь нужно специальными смазывающими материалами, которые также есть в каждом магазине специнструментов.

Система смазки

Смазка для цепей бензопил по происхождению бывает синтетической и минеральной. Минеральные материалы лучше заливать в бак, если работа выполняется в летнее время. Оно хорошо смазывает детали, проникая даже в самые мелкие соединительные узлы. Однако его недостатком является замерзание при низких температурах, поэтому зимой лучше использовать синтетику.

Если не хотите контролировать заливание масел разных типов, тогда покупайте полусинтетику, которая предназначена для работы в температурном режиме от -30 до +25

При эксплуатации инструмента немаловажно контролировать, чтобы смазывающие материалы поступали на режущую гарнитуру. Ведь масляный насос может выйти из строя, что повлечет за собой увеличение температуры нагрева цепи и шины

Если цепь нагреется до предельных температур, то не исключается ее обрыв во время работы.

Для большинства пильщиков выбор масла для бензопилы — это темный лес, но на самом деле все достаточно просто. Выбирайте только качественные материалы от известных производителей, например, Штиль, Хускварна. При покупке брендовых масел можно не сомневаться в их качестве, но вот их главный недостаток — это высокая цена. Если нужно купить что-то дешевле, то для этого есть много не таких известных фирм, но которые также выпускают качественные нефтепродукты по доступной цене.

https://youtube.com/watch?v=myZkg48n9mI%3F

Неисправности системы смазки и как они устраняются

Основные неисправности системы подачи масла на бензопиле можно разделить на два основных вида, это общие неисправности присущие всем бензопилам и индивидуальные, которые могут различаться в зависимости от вида насоса и червячной передачи, установленной на конкретной модели. Начнем разбираться в неисправностях по порядку.

Признаки неисправности системы смазки, проверка её работоспособности

  • Цепь бензопилы сухая и имеет бледноватый оттенок без блеска.
  • Цепь относительно быстро растягивается.
  • Шина очень горячая и даже может частично оплавляться краска.
  • Масло из бака практически не убавляется.
  • Снизилась эффективность реза на острой цепи

Все эти признаки указывают на то, что смазочный процесс протекает с нарушениями. Для того чтобы проверить подачу масла системой смазки необходимо снять боковую шину бензопилы и завести ее. Далее, нужно немного увеличить обороты наблюдая при этом за местом окончания масляной магистрали. Если масло поступает, скорее всего его количества недостаточно для нормальной смазки и нужно почистить или заменить фильтр и, если это возможно, отрегулировать подачу. В случае, когда не поступает, проблема более серьезная и требует проведения дальнейшей диагностики.

Существует способ проверки подачи масла, не снимая шины. Для этого необходимо направить конец шины в сторону, например, свежеспиленной чурки со стороны реза и максимально увеличить обороты, при этом нужно стараться держать конец шины на расстоянии не более 10 см от чурки. Если масленые пятна начнут появляться на её поверхности — значит масло подается.

Поиск неисправности

После того как было определено, что масло не подается, дальнейшая диагностика возможна только если полностью снять масляную систему. Конечно, в некоторых ситуациях помогает замена фильтра, но это встречается очень редко.

Наиболее частые неисправности

  1. Обрыв масляного шланга. Его иногда можно обнаружить и при визуальном осмотре. Проблема решается заменой неисправной детали.
  2. Отсутствие резьбы на валу масляного насоса, поможет его замена.
  3. Дефектная резьба на ведущей шестерне насоса аналогично решается установкой новой детали.
  4. Отсутствие штопора главного вала (актуально для некоторых моделей инструментов, например, Homelite). Исправить можно установив вместо родного штопора, подходящий по диаметру гвоздик, обрезав его до необходимой длины.
  5. Засор в магистрали. Можно удалить при помощи продувки сжатым воздухом или механически, с применением проволочки подходящего диаметра.
  6. Засор фильтрующего элемента.
  7. У инструмента Штиль MS 180, насос которого неразборный, он часто засоряется. Можно попытаться промыть в чистом бензине, если не поможет заменить.
  8. У китайских бензопил (Цыганка), очень часто срезает пазы на главной шестеренке, через которые усилие от звездочки передается на неё.

Индивидуальная неисправность системы смазки Stihl MS 180

Ввиду того что Stihl MS 180 является одной из самых распространенных моделей бензопил, хочется подробнее остановиться на одной, присущей только ей неисправности и описать способ устранения без замены деталей.

Достаточно часто на бензопиле Штиль MS 180 наблюдается разгерметизация масляной магистрали в том месте, где маслопровод, идущий от бака, устанавливается в корпус пилы. Определить неисправность можно по характерным подтекам смазки на днище инструмента.

Для устранения неисправности необходимо снять ручку бензопилы, вынуть шланг из посадочного отверстия, очистить и обезжирить. После всех этих манипуляций нанести на посадочное место шланга герметик и установить в корпус бензопилы.

Подробнее об устранении неисправности и полной диагностике системы смазки бензопилы штиль, можно узнать, посмотрев видео, в котором пошагово запечатлен процесс разборки и ремонт системы смазки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий