Как высверлить сломанный болт
Во время ремонта иногда случается неприятность – что-нибудь ломается. Иногда поломка детали ведет к неприятности с большим устройством. Например, сломанный болт в блоке цилиндров. Сломанный болт доставляет немало неприятностей. Особенно, когда сломался в месте, где доступ ограничен.
Извлечение сломанного болта
Простой вариант
Первое, что нужно делать – не паниковать. Вообще. Сломанный болт почти всегда можно извлечь, главное действовать правильно.
Во-вторых – осмотреть «место происшествия». Если сломался при откручивании – заливаем WD40, зеленкой или тормозной жидкостью – требуется, чтобы обломившийся кусок откис по резьбе. Можно попробовать отжечь резьбу паяльной лампой – смотреть нужно по обстоятельствам. Смотрим, в каком месте он сломался. Когда обломившийся кусок торчит над деталью, крупно повезло – можно попробовать выкрутить его. При наличии такой возможности – накручиваем две гайки, верхней фиксируем нижнюю. Выкручиваем за нижнюю гайку – если сломанный болт оставил целой резьбу, должен выйти. Не хватает места для двух гаек – пробуем выкрутить за резьбу пассатижами. Еще один способ – сделать болгаркой прорезь посередине. Как результат получаем винт, который можно попробовать отвернуть отверткой. Если получилось – проблема решена. Но чаще болт ломается либо вровень с деталью, либо внутри нее.
Извлечение сломанного болта
Если сломан на уровне детали – попробуйте выкрутить пальцем. На самом деле, когда сломанный болт стоит внутри отверстия по резьбе, она чистая, а винт просто сломался из-за усталости металла или потому, что был потянут ранее – он может пойти просто от пальца
Или обращаем внимание на скол – при обламывании куска на плоскости излома всегда образуется бортик – подставляем зубило, отвертку – легкими ударами стараемся его открутить
Такие случаи часто случаются, когда шпилькой или болтом притягивается деталь без резьбы – например, коллектор к блоку цилиндров.
Сложный вариант
Если не вышло выкрутить этими способами – будем сверлить. Главное, чтобы обломившийся болт был не каленый. Есть несколько способов, которые требуется попробовать перед тем, как пробовать высверлить сломанный болт. Самое элементарное – берем дрель с реверсом и сверло. Иногда такой фокус проходит с обычным саморезом по металлу, со сверлом на конце. Нажимаем на сломанный остаток, маленькими оборотами пытаемся открутить, здесь нужна аккуратность – крутить нужно «внатяжку». При неудаче этих способов переходим к серьезным действиям. Когда диаметр шпильки небольшой, нужно определить, каким способом извлекать обломок – для двух вариантов места недостаточно.
Способ первый. Сверлом небольшого диаметра делаем два отверстия в обломке. Друг против друга. Сверлим неглубоко – около 5 – 10 мм, желательно подальше от центра. Затем берем съемник стопорных колец, узкогубцы или просто вставляем два гвоздя, зажимаем их пассатижами – пробуем выкрутить.
Технология извлечения болта
Способ второй. Нужен специальный инструмент – экстрактор. Он продается в магазинах инструмента. Представляет собой что-то вроде конусного сверла, имеет обратную резьбу, очень твердый каленый металл. Сначала подбираем сверло под его диаметр. Аккуратно размечаем керном центр шпильки, он нам нужен, чтобы высверлить отверстие. Глубоко не нужно – достаточно просверлить чуть глубже, чем длина экстрактора. Затем заворачиваем экстрактор, пытаемся выкрутить обломанный кусок.
Когда ни один способ не помог, остается самый сложный вариант – высверлить. Для этого нужно несколько разного диаметра острых сверл и крепкая рука. Самое главное – поймать центр обломка. Как можно точнее намечаем керном центр, от этого зависит точность высверливания. Затем самым маленьким сверлом сверлим обломанный насквозь.
Инструмент для извлечения сломанных болтов Сверлим отломившийся болт Технология извлечения отломившегося болта
Важно сверлить ровно вдоль остатка, параллельно стенке, чтобы соблюдалась соосность отверстий с обоих сторон. Затем берем следующий диаметр сверла и так далее, пока дойдем до стенки отверстия. Если чуть промахнулись с центром отверстия – бывает
Главное вовремя остановиться, оставив целой резьбу. Берем зубило, отвертку или гвоздь, сминаем остаток стенки обломка внутрь. Затем просто вытаскиваем получившийся комок наружу
Если чуть промахнулись с центром отверстия – бывает. Главное вовремя остановиться, оставив целой резьбу. Берем зубило, отвертку или гвоздь, сминаем остаток стенки обломка внутрь. Затем просто вытаскиваем получившийся комок наружу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Причины поломки сверл по металлу
Фотография №1: сломанное сверло
К поломке сверл приводят следующие причины.
Сверление инструментами, изготовленными из меньших по твердости материалов. По этой причине сверла ломаются чаще всего.
Несоблюдение режима резания. При сверлении на мощностях, превышающих рекомендуемые, возникают перегревы и перегрузки.
Износ режущих кромок. К нему приводят длительное использование инструмента без заточки, превышение нагрузки и иные факторы.
Несоблюдение режима охлаждение. К поломкам приводит использование малого количества охлаждающей жидкости или неправильный ее состав. Возникает перегрев.
Кроме этого, проблемы могут возникнуть из-за неправильного подбора диаметра сверла.
Причины заклинивания гайки
Обычно трудности раскручивания связаны не с одним дефектом, а несколькими. Причинами заклинивания, которые приводят к невозможности откручивания гаек с сорванными краями, являются:
- механическое воздействие на всё соединение, которое приводит к деформации или поломке отдельных элементов);
- неправильное соединение (изменения угла наклона при закручивании с излишним усилием);
- использование некачественного инструмента (применение гаечных ключей с изношенными краями приводит к повреждению граней);
- воздействие коррозии;
- возникновение естественной диффузии между деталями («заваривание» соединений).
Первые две причины проявляются в результате неаккуратной эксплуатации или сборки механизма. Следующие причины связаны с протеканием химических процессов. Это связано с тем, что основное количество элементов крепежа изготавливаются из различных марок углеродистой стали без антикоррозийной обработки. В результате контакта с водой и кислородом воздуха происходит химическая операция окисления с появлением окисла, который приводит к заклиниванию резьбы и разрушению граней. Применение усилия при закручивании повышает надёжность резьбового крепления, но приводит к уменьшению расстояния между деталями и приводит к возникновению эффекта диффузии. В результате этих двух факторов увеличивается сила трения, создающая препятствие выкрутить гайку.
После длительной эксплуатации величина этой силы может превысить заданные показатели прочности применяемой стали. В этом случае снять винты без применения специальных методов бывает достаточно сложно.
Почему болты срываются?
Несмотря на массу плюсов, резьбовые соединения имеют один существенный недостаток: болты достаточно часто ломаются
В такой отрасли, как автомобильная промышленность, резьбовые соединения применяются очень широко. Практически все детали автомобиля собираются при помощи резьбы. Несмотря на ещё большую простоту и дешевизну сварки, она не может полностью вытеснить резьбу, поскольку последняя обладает возможностью быстро разобрать конструкцию.
При поломке болта возникают ситуации, когда его часть остаётся в отверстии и извлечь её оттуда достаточно проблематично
В статье рассмотрен вопрос, какими образом можно достать остаток сорванного болта из резьбового отверстия на примере работы с блоком цилиндров автомобиля.
Верхнюю часть сорванного болта с головкой часто удаётся выкрутить из резьбового отверстия, поскольку в 90% случаев болты ломаются по направлению закручивания
Причин, по которым болты разрушаются, немного. Основная – это чрезмерное усилие при закручивании. Используя ключи с длинной ручкой к болтам можно прикладывать огромные силы, которые, в конце концов, приведут к превышению усилия над пределом текучести, и болт просто разрушится в самом слабом месте. Чаще всего это первая треть длины резьбы, начиная от головки болта.
При сборке некоторых аппаратов важно не только подобрать правильные болты по резьбе и классу прочности, но и закрутить их с правильным усилием. Причём, оно должно быть не больше и не меньше чем то, которое указано в инструкции по сборке. Обычно, болт закручивают до его остановки, а потом производят докручивание
Обычно, болт закручивают до его остановки, а потом производят докручивание.
Усилие при докручивании измеряют в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр (устаревший способ). Как это часто бывает, у мастеров может не оказаться нужного ключа, и используется то, что есть под рукой.
Вполне может сложиться такая ситуация, когда гипотетический болт, например, с резьбой М8, который должен закручиваться ключом с номинальным усилием 3.8 кгс·м, будет закручен ключом с усилием 4 кгс·м. При этом болт может сломаться. Даже разница в силе закручивания в 5% часто приводит к поломкам болтов.
Если приложить болт к двигателю, видно, что его срыв произошел точно надо блоком цилиндров, то есть остатки резьбы есть и в блоке и в головке
Нижняя же часть болта остаётся в конструкции. При этом, поскольку резьба уже находится на своём штатном месте, а болт просто докручивается, она может находиться сразу в обеих скручиваемых деталях.
То есть, даже разборка всей конструкции не могла бы извлечь остатки болта. Единственное возможное решение в такой ситуации – провести экстракцию сломанной резьбы каким-либо другим способом.
При этом нужно понимать, что при извлечении болта ни в коем случае нельзя повредить внутреннюю резьбу конструкции, иначе ничего в это отверстие закрутить больше не получится.
Веранда пристроенная к дому – расширяем жизненное пространство: проекты, советы как создать своими руками (200 оригинальных фото идей)
9 Как открутить сломанный эксцентрик из пластиковой/ стальной муфты или водорозетки?
В работе сантехника нам часто приходиться менять смесители на ванне или душевые. Часто смесители смонтированы на старых металлических трубах и эксцентрики смесителей вкручены в чугунные отводы. Но при попытке выкрутить, такой эксцентрик часто ломается и часть резьбы остается в чугунном отводе. Следовательно, так же часто возникает мысль, зачем я вообще на это подписался?
При этом, можно паниковать и всех матюкать, а можно такой момент и пропустить, если заранее к нему подготовиться. Например, мы решили поменять смеситель, это план А.
Для его осуществления мы готовим нужный материал и инструмент. Но предположим, что в наш план вмешались и резьбы обломались и остались внутри.
А вот выковыривать часть резьбы будет планом Б. Таким образом, что бы не тратить нервы, к плану Б необходимо так же подготовиться. И если этот план созреет, то вы с легкостью его реализуете, а после реализуете план А. И все будут счастливы.
Для того, чтобы выкрутить часть резьбы из практически любого фитинга, есть два основных способа. Вернее применение того или иного способа зависит от того, какого качества оказался обломанная часть резьбы фитинга.
Если фитинг хорошего качества, но прикипел крепко и при откручивании обломался, то можно его выкрутить, подобрав зубило или широкую отвертку, немного больше чем внутренний размер фитинга. Легким ударом молотка забиваем зубило, например, внутрь фитинга и пробуем выкрутить, как вариант, газовым ключом. Но этот способ подходит для не сильно прикипевших или свеже закрученных резьб.
В противном случае необходимо поступить следующим образом. Ножовочным полотном по металлу распиливаем обломанную резьбу изнутри наружу до резьбы того фитинга, в котором застряла резьба. При этом, делаем четыре запила крестом. Теперь пробуем выкрутить, если резьба свежая.
Если прикипела, то берем плоскую отвертку, по которой можно бить молотком и откалываем надпиленные куски, стараясь не повредить резьбу фитинга, из которого извлекаем отломанный кусок.
Но перед этим можно для страховки вставить внутрь фитинга кусочек материи, но с возможностью его дальнейшего извлечения. Это надо сделать для того, чтобы отломанные куски не попали в ваш трубопровод и не забили в последствии смеситель или другой прибор.
Это универсальный способ и подходит он для большинства резьб различных труб, в том числе пластиковых, а также годен для чугунных пробок.
Такому не учат в школе сантехники. Многие сами до него дойдут или уже дошли. Я решил описать этот прием, потому что считаю это одной из неприятнейших вещей в сантехнике. И меня жутко разозлила такая ситуация, произошедшая со мной на заре карьеры.
Благо у вас всех есть голова на плечах. Осталось правильно заточить руки и всегда иметь при себе хороший парк инструмента для решения практически любой задачи. Ведь как говорят на востоке: Совершенство состоит из мелочей, но совершенство — это не мелочь!
Можно подытожить. Чтобы выкрутить часть застрявшей наружной резьбы во внутреннем фитинге, необходимо:
— Закрыть отверстие тканью для предотвращения попадания в трубу осколков резьбы.
— Распилить резьбу крестом до резьбы внутреннего фитинга.
— Отколоть надрезанные части с помощью молотка и плоской отвертки.
— Пройти поврежденную резьбу метчиком ф½″
— Вкрутить новый экцентрик.
Стоит отметить также, что для проведения данных работ необходимо обладать хотя бы малейшими навыками сантехника, ибо, переусердствовав при распиле, можно испортить резьбу внутреннего фитинга (муфты, отвода), и тогда уже без демонтажа плитки и замены участка трубы не обойтись.
Поломка болта ниже поверхности
Сложная неисправность, особенно для детали из мягкого металла
Потому очень важно выкрутить сломанный болт без повреждения резьбы в отверстии. Порядок действий здесь следующий:
- Намечается центр метиза с помощью керна. Лучше всего применить тонкий и прочный металлический инструмент, он не повредит изделие;
- Затем приобретается метчик, имеющий обратную резьбу. Диаметр его должен быть меньше по сравнению с диаметром болта;
- Сверлится не очень глубокое отверстие под метчик;
- Устанавливается инструмент, чтобы нарезать резьбу. Проворачивается по кругу и тогда элемент можно выкрутить.
Если последний пункт не удалось осуществить, то инструмент может стать непосредственно болтом. Однако прилагать излишних усилий не стоит, так как есть вероятность сломать его. В результате можно убрать старую поломанную деталь и закрутить новые элементы.
Чем засверлить и как удалить сломанный болт, чтобы не повредить резьбу
Это актуально тогда, когда линия разрыва проходит внутри детали. Чтобы выполнить работу с должной аккуратностью, нужно центрировать рабочий инструмент при помощи металлической втулки аналогичного диаметра.
Еще один вариант – сначала расширить отверстие чуть большим сверлом, а после взять меньшее, одинакового с метизом сечения, и уже им убирать остатки крепежного элемента.
Есть и специальные приспособления для центровки – их главным образом используют токари, но для решения нашей проблемы они тоже подходят. Действовать нужно так же, как в прошлом случае: сначала сделать широкое углубление, а затем приняться за извлечение застрявшего тела.
Средства для работы со ржавым крепежом
Не всегда может оказаться под рукой WD – 40, а для снятия одного или нескольких болтов не все захотят ее покупать. Существует много доступных средств, которые помогут убрать ржавчину и открутить крепеж:
- Кока-Кола. Этот напиток содержит в составе элементы, которые на производстве применяют для обезжиривания, при пайке, для очистки металла от ржавчины. Жидкостью поливают проблемные места крепежа, выдерживают 20-30 минут, затем болт обычно поддается «чудесному напитку» и отвинчивается.
- Уксус 9%. Смело можно использовать в данной ситуации. Обильно смачивают болт с резьбой или даже кладут на него ветошь, смоченную уксусом, на время от 20 минут до нескольких часов, в зависимости от ситуации. Лучше на это время сходить погулять, чтобы не дышать уксусными испарениями. После такой примочки болты и гайки сдаются.
- Автолюбители часто применяют тормозную жидкость для коррозийного крепежа. Жидкость проникает в любые щели и резьбу, обладает смазывающими свойствами. Крепежные элементы откручиваются с гораздо меньшими усилиями.
- Керосин, бензин или машинное масло подойдут в этой ситуации. Эти вещества проникнут в структуру ржавчины, разрушат ее, облегчат откручивание. Их заливают и оставляют на некоторое время, после чего совершают разбор крепежа.
- Преобразователь ржавчины – в его состав входит специальная кислота, разрушающая оксиды железа. Проблемное место смачивают преобразователем, можно положить смоченную ветошь на несколько часов, после чего гайка легко откручивается.
Способы выкручивания болтов с испорченными гранями
Неудача с извлечением болта еще не означает, что эту работу выполнить нельзя. Для этих целей существуют иные, более радикальные способы.
При полном срыве резьбы трубный ключ может быть бесполезен, когда подступить к изделию не получается из-за нехватки рабочего пространства.
Старое основание стачивается до нужного размера, а уже затем применяется накидной ключ с головкой требуемого диаметра.
Это важно! Некоторые специалисты рекомендуют приварить к головке старого болта новую гайку, предназначенную для более надежного устройства ключа на элементе
Если крепежный материал имеет слишком большой размер, то нелишним станет использование сварочного аппарата, когда на поврежденные грани наносится металлическое покрытие, а уже затем выпиливается нужная форма для закрепления ключа.
Простой и зачастую действенный способ – расколоть промежуточную деталь (пластиковую прокладку или ржавую шайбу) между болтом и корпусом при помощи привычного молотка и зубила.
В этом случае можно наносить удары как непосредственно по гайке, так и рядом с ней под некоторым углом с соблюдением уклона в сторону откручивания болта.
Некоторые хозяева предпочитают просто высверлить болт со сломанными гранями с помощью обычной дрели.
В этом случае внутри тела крепежного элемента делается отверстие, которое в дальнейшем служит местом закрепления специального прута, имеющего Г-образную форму. Этот прибор поможет открутить болт, выступив в роли рукоятки для его извлечения.
Применение экстрактора
Специально разработанные приспособления, которые позволяют открутить прокручивающийся болт, удалить остатки сломанного крепежа или части, оставшейся внутри отверстия. Они применяются для извлечения любых элементов крепления (винтов, шпилек). Принцип работы экстрактора заключается в просверливании отверстия в центре и последующем заклинивании этого отверстия наконечником экстрактора. Глубина его размещения зависит от характера изношенности шляпки и стержня, степени воздействия коррозии на резьбу.
Экстракторы бывают внутренние и наружные. По конструкции он напоминает метчик для нарезания резьбы. У него хвостовик выполнен квадратной формы. Это позволяет для его вращения использовать стандартный вороток.
Современные производители слесарного инструмента предлагают следующие виды экстракторов:
- в форме клина;
- изготовленные в виде стержня;
- спиральной формы;
- имеют форму винта.
Способ применения этих приспособлений не вызывает затруднений даже у неспециалистов. С этой технологией можно познакомиться в инструкции, которая прилагается к каждому набору экстракторов. Прежде чем приступить к работе следует подготовить следующий слесарный инструмент: молоток, керн, плоскогубцы, фиксатор, вороток для метчиков, дрель, набор свёрл и требуемый экстрактор. Сначала необходимо по центру просверлить отверстие в стержне удаляемого болта. Чтобы получить точное отверстие необходимо использовать кондуктор. Если это невозможно, следует вручную с помощью керна и молотка наметить точку будущего отверстия. Далее в этом месте сверлят направляющее отверстие. Рекомендуется сверлить на глубину, которая в три раза превышает диаметр выбранного сверла. Во время сверления следует строго соблюдать центровку и вертикальное положение сверла относительно плоскости болта.
В готовое отверстие вставляют экстрактор. Для надёжной фиксации допускается произвести несколько ударов молотком по инструменту. С помощью воротка, который используется для нарезания резьбы, приступают к медленному вкручиванию экстрактора в просверленное отверстие. Вкручивать необходимо до упора. Дальнейшее усилие должно привести к вращению болта. Усилие должно производиться аккуратно без смещения. В противном случае можно сломать сам экстрактор. Вместо одного сломанного болта получиться две сломанные детали, прочно закреплённые между собой.
Опыт подобных работ показывает, когда часть болта выкручена, целесообразно использовать плоскогубцы или фиксатор. С их помощью полностью извлекают сломанное изделие.
Поэтому специалисты советуют, прежде чем приступать к радикальным методам извлечения неисправных болтов, винтов и шпилек следует попробовать экстрактор. Его применение позволит сохранить резьбу и избавит от необходимости обрабатывать отверстие под новый крепёж.
Как открутить болт с сорванными гранями?
Очень удачно, если вокруг проблемного соединения есть пространство, которое позволяет использовать для раскручивания такие инструменты, как разводной ключ либо пассатижи.
Болт с сорванными гранями под отвертку
Если доступ к болту с сорванными гранями ограничен, то можно сделать на шляпке болта насечку зубилом или при помощи болгарки. После этого нужно пробовать выкрутить его отверткой, а если он снова не поддается, то поставить отвертку под углом к прикипевшему болту и бить по ней молотком, пытаясь создать вращательное движение (против часовой стрелки).
Болт, имеющий выступающую головку под внутренний шестигранник или звездочку
Такой болт можно выкручивать:
Плоской отверткой, предварительно выполнив на шляпке болта насечку ножовкой по металлу или болгаркой (важно выполнять пропил с абсолютно вертикальными стенками, чтобы отвертка в процессе раскручивания не соскакивала);
При помощи звездочки TORX подходящего размера (выбирается так, чтобы шлицами она не проходила в отверстие под шестигранник, но и не была слишком большой). Такая звездочка должна прорубить шляпку болта шлицами, войдя плотно в саму шляпку. Затем следует откручивать болт рывком, чтобы избежать срыва шлиц звездочки
Не нужно использовать для этой манипуляции звездочки TORX, имеющие отверстия в центре, поскольку при забивании они отламываются.
При помощи дрели, сверла и набора специальных экстракторов (продаются в строительных и автомагазинах). Для этого строго в центре болта высверливаем отверстие, аккуратно забиваем в него экстрактор подходящего размера, а затем плоскогубцами выкручиваем его вместе с болтом. Это будет сделать просто, поскольку экстрактор имеет направление нарезки резьбы противоположное с болтом.
При помощи дрели с реверсом и сверла левого вращения, диаметр которого должен быть чуть меньше, чем поврежденный болт. Вначале обычным тонким сверлом делается небольшое отверстие, а затем в дрель ставим сверло левого вращения и включаем дрель в режим инверсивного вращения.
Затем следует откручивать болт рывком, чтобы избежать срыва шлиц звездочки. Не нужно использовать для этой манипуляции звездочки TORX, имеющие отверстия в центре, поскольку при забивании они отламываются.
При помощи дрели, сверла и набора специальных экстракторов (продаются в строительных и автомагазинах). Для этого строго в центре болта высверливаем отверстие, аккуратно забиваем в него экстрактор подходящего размера, а затем плоскогубцами выкручиваем его вместе с болтом. Это будет сделать просто, поскольку экстрактор имеет направление нарезки резьбы противоположное с болтом.
При помощи дрели с реверсом и сверла левого вращения, диаметр которого должен быть чуть меньше, чем поврежденный болт. Вначале обычным тонким сверлом делается небольшое отверстие, а затем в дрель ставим сверло левого вращения и включаем дрель в режим инверсивного вращения.
Болт, имеющий отверстие под шестигранник
Такой болт можно выкручивать:
- Используя надфиль для получения следующего размера под шестигранник (в этом случае болт можно даже использовать повторно);
- При помощи звездочки TORX подходящего размера;
- Плоской отверткой, предварительно выполнив на шляпке болта насечку ножовкой по металлу или болгаркой;
- При помощи экстрактора, который вкручивается прямо в отверстие под шестигранник.
Болты шатунов из стали
Такой болт можно выкручивать:
- При помощи экстрактора подходящего размера;
- При помощи электросварки. Для этого необходимо вставить и приварить ненужный шестигранник, который соответствует по размеру болту. Следует отметить, что такой способ подойдет только для болтов, выполненных из стали.