Как пользоваться станком для заточки цепей

Преимущества и недостатки ручных и автоматических моделей

Главное достоинство автоматических станков для бензопилы- их высокая скорость работы. На одном станке за смену возвращают в строй несколько десятков цепей.

Станок не требует постоянного вмешательства человека. Мастер заправляет звенья, настраивает угол заточки и включает механизм. Через десять- пятнадцать минут операция закончена, можно ставить следующую цепь.

В числе недостатков автоматов эксперты отмечают высокий износ зубьев. Заточку приходится повторять каждые 3-4 смены.

Несомненными достоинствами ручных оправок для бензопил служат:

  • низкая стоимость;
  • малые габариты и вес;
  • нет нужды в снятии цепи с бензопилы;
  • высокая мобильность.

Минусов у них два:

  • низкая производительность, на одну цепь уйдет не меньше часа;
  • высокие требования к навыкам точильщика.

Автоматические станки выигрывают там, где требуется точить много цепей

Ручные- там, где важно заточить звенья бензопилы непосредственно на рабочем месте

Советы по уходу за бензопилой

Если обеспечивать своевременный уход бензопиле и любой другой садовой технике, то можно в разы увеличить срок ее эксплуатации. Можно проконсультироваться со специалистами и разобраться самому, как обеспечить правильный уход. Также можно регулярно относить прибор к мастеру для диагностики и профилактических мер.

Рассмотрим несколько рекомендаций по уходу от экспертов:

  • Следите за остротой зубьев, чтобы они полностью не сточились.
  • Регулярно смазывайте зубья машинным маслом для улучшения качества распиливания.
  • Иногда переставляйте шину на другую сторону, чтобы она изнашивалась равномерно.
  • Перед работой с инструментом проверяйте болты и гайки, чтобы не пораниться.
  • Проверяйте состояние топлива в бензопиле на наличие мусора.

Когда точить

Есть ряд факторов, которые подскажут, когда пришло время точить цепь бензопилы:

  1. Снизилась производительность. Увеличилось время распила.
  2. Чувствуется излишняя нагрузка на пилу.
  3. Повышенные вибрации.
  4. Мелкая стружка.

Для новичков тяжело заметить первые 3 момента, поэтому рекомендуется следить за тем, какая стружка вылетает из разреза.

Как определить, что цепь затупилась?

К сожалению, во многих случаях заточка осуществляется несвоевременно – пользователь просто не замечает признаков, указывающих на то, что цепь затупилась. Это, в свою очередь, приводит к падению производительности, разрушению шины и ведущей звездочки, уменьшению срока службы бензопилы

Чтобы таких проблем не возникало, во время работы обратите внимание, во-первых, на вид стружки: если она становится более темной и мелкой, это явный признак того, что цепь требует заточки

Во-вторых, стоит приглядеться к зубьям цепи – во многих случаях затупление можно увидеть невооруженным взглядом.

В-третьих, необходимость заточки можно определить по заметно сниженному уровню производительности – пилить становится заметно труднее, работа занимает больше времени.

Как наточить режущую оснастку при помощи болгарки и шуруповерта

В сети имеются ролики, где показан процесс заточки бензопильных цепей при помощи такого инструмента, как углошлифовальная машинка или по-простому болгарка. Принцип процедуры аналогичен с действиями при использовании станка. Однако сложность его лишь в том, что мастеру необходимо самостоятельно выбирать угол заточки, и при этом контролировать инструмент, удерживая его в руках. Сделать это достаточно сложно, и еще труднее, выполнить процедуру с получением качественного угла заточки. Именно поэтому прибегать к реализации процесса таким способом не рекомендуется, ведь недостатков у него достаточно много:

  • сложность — что связано с удержанием инструмента в руках и одновременным контролем угла заточки;
  • высокая вероятность испортить оснастку, так как при неправильно заточенных зубьях, цепь будет резать с меньшей эффективностью, или вовсе не будет пилить;
  • увеличение скорости затупления зубьев — диск на заточном станке вращается с меньшей скоростью, чем круг на болгарке. При непродолжительном контакте с кромкой, металл успевает значительно нагреваться до высоких температур, что приводит к его закалке и отпуску, и поэтому не исключается вероятность того, что заточенная в таких условиях цепь, будет быстрее затупляться (это приведет к ускоренному ее износу).

Использование болгарки для восстановления качества заточки зубьев — это далеко не самый лучший вариант. И прибегать к его реализации не рекомендуется вовсе. Как это делают мастера в домашних условиях, можно посмотреть на видео.

Как альтернатива использованию болгарки для заточки бензопильной оснастки, применяется шуруповерт.. Принцип его реализации заключается в выполнении следующих действий:

  1. В патроне инструмента (шуруповерта) зажать круглый напильник.
  2. Выполнять движения напильником, как в случае с ручным способом, только дополнительно осуществлять его вращение от шуруповерта.
  3. Проводить вращающийся напильник несколько раз, увеличивая силу прижатия при движении от себя, и ослабляя, возвращая его в исходное положение.

Такой способ нельзя назвать эффективным, так как и речи не может быть о соблюдении угла заточки. У него есть только одно преимущество — на реализацию затрачивается вдвое меньше времени. Он подходит при необходимости быстрого выполнения процедуры. Ниже на видео показано, как производится заточка цепи на бензопиле при помощи шуруповерта.

На основании представленных инструкций каждый пильщик может сделать для себя соответствующие выводы о рациональности каждого способа. Опираясь на описание, вы всегда можете поддерживать состояние вашего инструмента в должном состоянии.

Рейтинг заточных станков 2022

Patriot MG 220

Недорогой точильный станок для нерегулярной заточки цепей бензопил. Мощность у него невелика — всего 85 Вт, но этого хватает, чтобы время от времени заточить пару цепей. Здесь используется заточной круг диаметром 105 мм и толщиной 4,8 мм. Также можно использовать круги толщиной 3,2 и 4,2 мм (продаются родные у Patriot). Диаметр посадочного гнезда здесь составляет 22,2 мм. Скорость вращения диска 4800 об/мин, поэтому прибор можно смело отнести к высокооборотистым.

Устройство способно затачивать под углом от 0° до 40° (вращение крепления цепи). Пользователи отмечают, что у станка хорошее литье, и он не тарахтит во время работы. Правда, производитель не предусмотрел стопор вала двигателя, поэтому при замене диска его придется дополнительно стопорить ключом.

Вихрь СЗЦ-200

Станок для цепей отечественного производства мощностью 200 Вт. Двигатель разгоняет рабочую насадку до 6000 об/мин, поэтому заточка цепей производится довольно быстро. Диаметр заточного круга составляет 100 мм, толщина 3,2 мм, а посадочное гнездо у него 10 мм. В зависимости от типа цепи можно выбирать угол заточки от 0° до 30°. На корпусе устройства располагается ограничитель глубины заточки — он необходим, чтобы во время работы случайно не разрезать цепь избыточным надавливанием.

Сверху рабочий диск закрыт пластиковой защитой и прозрачным щитком, который защищает глаза от попадания искр. В комплекте с устройством идет специальный металлический стержень, который стопорит диск, если его нужно открутить и поменять. Кстати, если этот стержень потеряется, то вместо него можно использовать кусок обычной проволоки катанки 6-ки. Весь прибор весит всего 2 кг.

ДИОЛД М3-0,13

Станок российского бренда, но китайского происхождения. Этот прибор не для лесоповала, но в домашних условиях станет настоящим спасением. Мощность двигателя составляет 130 Вт. При этом он разгоняет диск до 2500 об/мин — для серийной заточки не подойдет, а 1 — 2 раза в день восстановить зубья цепи — вполне. Здесь хорошая литая подошва, которая будет крепко (без люфтов) держать цепь при правильном и надежном закреплении устройства на столе. Кстати, крепежи подошвы к столу также идут в комплекте.

В комплекте с устройством идет родной заточной диск диаметром 100 мм, посадочным гнездом 10 мм и толщиной 3,5 мм. Качество диска хорошее (не нужно менять сразу же после покупки). Если вам нужен прибор для гаража, чтобы время от времени точить цепь своей бензо- или электропилы, недорогой ДИОЛД М3-0,13 станет хорошим приобретением.

Rezer EG235-CN

Это хороший мощный тяжелый станок для регулярной заточки пильных цепей. Он может точить цепи с шагом 0,325, 0,375 и 0,404 дюйма. Регулировка шага выполняется с помощью бокового винта. Крепление цепи осуществляется не автоматической системой, а эксцентриковыми натяжителями. Станок имеет хорошее литье, все элементы изготовлены из металла. Отметим, что здесь идет крупный диск диаметром 145 мм и толщиной 4,5 мм. Посадочное гнездо у него 22,2 мм. Двигатель мощностью 235 Вт разгоняет пильный диск до 3000 об/мин.

Данная модель оснащена подсветкой, которая располагается возле диска. Она запускается при включении устройства. Правда в подсветке стоит не светодиодная лампочка, а лампа накаливания. Приятным моментом является наличие второго заточного диска, который идет в комплекте. Его толщина составляет 3,2 мм. Весит заточной станок 5,8 кг. В сети есть подробный видеообзор этого устройства.

Champion C2001

Модель от Champion оснащена двигателем мощностью 230 Вт, который вращает пильную насадку со скоростью 3000 об/мин. Этот станок для заточки цепей бензопил, как и предыдущее устройство, работает с дисками диаметром 145 мм и толщиной 4,5 мм. Посадочное гнездо 22,2 мм. В принципе у этих двух станков диски взаимозаменяемы. Отметим, что здесь угол заточки цепи может производиться в диапазоне от 0° до 40°. При этом сама вращающаяся платформа имеет трещотку, и при переключении вы услышите характерный звук. Снизу под платформой располагается затяжной винт для надежной фиксации цепи.

Сама по себе база с двигателем и заточным диском может менять угол наклона в горизонтальной и вертикальной плоскостях в диапазоне от 40° до 90°. Благодаря этому вы сможете максимально точно настроить прибор для идеальной заточки цепи бензопилы. Здесь есть подсветка, которая дает хороший обзор рабочего участка. Дополнительно в комплекте идет абразивный брусок. В целом это отличная модель за свои деньги.

Чем еще укомплектовать гараж:

  • Подготовка под покраску любых поверхностей: выбираем хороший пескоструйный аппарат
  • Качаем воздух литрами: какой масляный компрессор выбрать

Когда нужно проводить заточку и как об этом узнать

После обследования пильной цепи, мастер, принимает решение о том, пора точить инструмент или нет.

Как правило, пильная цепь теряет свои эксплуатационные свойства при интенсивной работе. Дело может дойти до того, что за один день цепь придется перетачивать несколько раз. Причиной может стать и контакт пилы с грунтом. На самом деле, довольно несколько раз чиркнуть пильной цепью по грунту и можно все работы останавливать. Бензопила просто перестанет входить в дерево. Кстати, один из признаков затупление пилы – появление мелкой стружки.

Затупившаяся цепь бензопилы

Чем раньше будут приняты меры по затачиванию цепи, тем она дольше прослужит. Понять когда потребуется переточка довольно просто. Произойдет изменение подачи. Цепь, с правильно заточенными зубьями втянется даже при небольшом усилии, если же при работе приходиться оказывать большее усилие подачи, то это обозначает только одно, зубья потеряли свою остроту.

Эксплуатация тупой цепи недопустима. Кстати, это требование техники безопасности. Да и процесс потребует значительных мускульных усилий от лесоруба. В результате это приводет к понижению качества реза, росту количества используемого топлива и ускоренной выработке цепи.

Виды заточки пильных цепей

Есть ряд технологий заточки шины. В полевых условиях или в дома можно использовать болгарку или напильник. Такой способ подойдет для бюджетных моделей бензопил, когда не требуется высокая точность наладки зубьев. Главный недостаток этого метода – необходимость контролировать механическое нажатие на ручной инструмент, при повышении давления можно привести снять лишний слой металла, деформировать зубья.

Профессионалы рекомендуют использовать специальные станки для первичной заточки, а затем тиски с направляющими для шлифовки, корректировки каждого звена. Данный способ помогает сэкономить время, а при применении державок, адаптированных по конкретный шаг цепи, вероятность ошибки минимальна.

Как  наточить  с помощью специального оборудования?

Наиболее удобный способ заточки пилы – использование специальных инструментов и станков. Это позволяет быстро провести работу любой степени тяжести. Приобретая бензопилу, рекомендуется сразу купить шаблон для определения значений торцевого и верхнего лезвия, переднего угла кромки. Помимо этого, нужен напильник для устранения мелких недочетов.

На ручном станке

Рисунок 2 – Заточка на ручном станке

На практике этот метод обычно применяется для подравнивания зубьев после каждой продолжительной эксплуатации бензопилы, работы с твердыми породами древесины. «Ручной станок» внешне напоминает обычную лучевую пилу с небольшими тисками для крепления на гарнитуре. Вместо полотна на нем находится круглый напильник.

Перед началом работы следует закрепить инструмент на гарнитуре, выставить параметры в соответствии с особенностями пилы. Это делается только вручную по определенным меткам на станке. Останавливаясь у каждого лезвия, делать 3-4 движения на себя для заточки. Данный способ не подходит для восстановления сильно затупленных пил.

На электрическом станке

Рисунок 3 -Электростанок для заточки пильной гарнитуры

Это самый удобный способ заточки шины бензопилы любой марки. Не требуется наличие специальных навыков и умений, сам процесс работы занимает не более 10 минут. Станок оснащен электроприводом, работает от источника постоянного тока напряжением 220-240 В

При выборе устройства обращать внимание на следующие особенности:

  • наличие функции заточки зубьев с разным интервалом звеньев, объемом верхней кромки;
  • возможность коррекции угла заточки;
  • сменные шлифовальные круги в комплектации;
  • стабильное значение ширины реза.

Пильная цепь фиксируется в направляющую в составе базовой платформы, на ней имеется и специальный механизм для удержания зубьев. Он может двигаться в горизонтальном направлении. Под настраиваемым углом к режущей кромке опускается шлифовальный круг, степень нажатия можно контролировать регулятором. Непосредственно погружение заточного элемента осуществляет оператор. Для удобства и точности работы на всех моделях имеется измерительная шкала, с помощью которой можно оценивать степень заточки всех составляющих зубьев цепи.

Болгаркой

Данный метод применяется только при отсутствии других необходимых приспособлений для коррекции цепи. Оптимален для грубой правки зубьев, но имеет серьезный недостаток – сложно контролировать угол, а также есть риск повреждения связующих заклепок.

Чтобы подточить цепь, УШМ нужно надежно зафиксировать в тисках. Включить инструмент, а затем поочерёдно подносить каждую режущую кромку и держать до появления блеска. Сверяться с необходимым углом можно с помощью штангенциркуля.

Угол заточки на станке

На качественном инструменте всегда есть разметка, с помощью которой можно оценить качество заточки. При работе нужно ориентировать на ее показатели, чтобы сохранить производительность гарнитуры. В таблице указаны основные характеристики зубьев в зависимости от шага цепи и особенностей звеньев.

Рисунок 4 – Рекомендации по заточки в зависимости от параметров цепи

Заточка цепи станком

При сильном износе цепи, когда режущие зубья очень сильно отклонились от своей изначальной формы, произвести заточку просто напильником будет сложновато. Поэтому в такой ситуации лучше воспользоваться станком, который может быть ручным или электрическим.

На электрическом станке производить заточку наиболее благоприятно, так как он имеет ряд преимуществ:

  • Цепь всегда жестко стоит под нужным углом
  • Заточить все зубья можно так, чтобы они были абсолютно одинаковыми
  • Заточка не требует особых физических усилий от затачивающего

К минусам можно отнести разве что его относительно высокую цену по сравнению с ручными приспособлениями и станками. Однако она все равно не такая уж и высокая – за пару тысяч рублей можно спокойно купить подходящий для домашней эксплуатации станок.

Как точить цепь на электрическом станке, можно будет прочитать в инструкции к этому станку. Если говорить общими словами, то процесс выглядит так:

  • сначала нужно визуально на цепи найти самый изношенный режущий зуб
  • затем цепь устанавливается в специальную канавку на поворотном основании станка так, чтобы найденный самый изношенный зуб находился под заточным диском, и само основание нужно повернуть таким образом, чтобы зуб стоял к диску под требуемым вам углом, определить который поможет имеющаяся шкала в нижней части поворотного основания
  • затем специальный упор подводится к задней части этого зуба, при этом положение этого упора относительно заточного диска можно менять, вращая соответствующий барашек, и в итоге нужно его установить так, чтобы диск мог сточить с зуба ровно столько, чтобы полностью его заточить, но при этом не мог сточить слишком много
  • теперь нужно зажать цепь в канавке, чтобы она сидела в ней жестко, для чего поворачивается специальная ручка сбоку на канавке
  • далее, вращая уже другой барашек, нужно установить максимальную глубину погружения диска, чтобы не испортить основание цепи при заточке
  • теперь можно собственно начинать точить зуб — опускаем вращающийся диск на зуб, но не резко, а потихоньку, прикасаясь к нему и затем отводя диск от него, и так несколько раз, стараясь не перегреть металл зуба, пока диск не дойдет до основания
  • после заточки первого зуба, разжимаем канавку, двигаем под упор следующий зуб, смотрящий в ту же сторону (то есть, например, если первый зуб был правый, то и следующий тоже должен быть правый), точим его и так далее со всеми зубьями этой стороны, а после заточки всех зубьев одной стороны, нужно повернуть основание в противоположную сторону и заточить зубья другой стороны.

Ручные станки похожи на лучковые пилы. Только вместо пильного полотна здесь стоит напильник. Одни из таких станков ставятся прямо на шину с цепью без съема ее с бензопилы. Другие же ставятся стационарно, и цепь на них крепится примерно также как на электростанок. Процесс заточки будет напоминать заточку с обычным шаблоном под напильник, однако с ручным станком можно наточить все зубья так, чтобы они были полностью одинаковыми.

Технологические усовершенствования

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена мало изменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но все предпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы с вибрацией и обратной отдачей.

Система смазки

Смазка цепи и шины – очень важный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака к режущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет сама цепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее по всей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы «хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки в хвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системе смазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительные углубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не только увеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так что постоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя. Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические капли масла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы на любой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираются пилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал, указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы (проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И еще один момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различной длины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, что масляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители в России предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе (например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся в течение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологических преимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных. Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом

Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как это бывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемый симптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют свою чувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияние высокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальных амортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновения режущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой о древесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат между деревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передается через цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепь сообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силу удара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила – благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает с режущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы на ведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пятка режущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть в момент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и сила этого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но и износ шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратном ударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердой поверхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовым циферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает, создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационные выступы минимизируют этот эффект.

Электрические полуавтоматические

Точила с электрическим приводом пользуются популярностью по причине высокой производительности и качества заточки.

Как правило, такие приборы используют специализированные сервисные центры, оказывающие платные услуги по правке и заточке. С появлением бытовых моделей точил, отличающихся приемлемой ценой, они стали популярны у владельцев пил.

Преимущества электрического точила:

  1. Высокая скорость заточки.
  2. Возможность выравнивания рабочего зуба (при заточке ручным способом зубья цепи стачиваются не равномерно).
  3. Идеальный угол заточки и возможность его регулировки.
  4. Полная или частичная автоматизация процесса.
  5. Возможность подключения как от сети 220, так и 12 вольт, благодаря чему в качестве источника питания можно использовать автомобильный аккумулятор, что достаточно удобно.

К минусам электрического станка для заточки цепей относится необходимость подключения к источнику питания, что не всегда возможно при необходимости заточки гарнитуры в деляне, на заготовке леса.

Минусом можно считать и то, что в процессе работы, заточные круги постепенно снашиваются и их необходимо менять, что повышает стоимость владения агрегатом.

Во избежание стачивания кругов, можно использовать специальные алмазные заточные диски подходящего размера. Ресурс таких дисков в несколько раз превышает ресурс обычного заточного круга.

Устройство и принцип работы

Заточная машина для пильных цепей состоит из нескольких элементов. Основание, это станина, которая используется для крепления двигателя и тисков с направляющими салазками для цепи. Двигатель, как правило, асинхронный с высокой частотой вращения и прямой передачей. На вал двигателя устанавливается заточной диск, крепится при помощи направляющей шайбы и гайки.

Тиски с салазками предназначены для установки цепи и её удержания. К тискам крепится ограничительная пластина с возможностью регулировки глубины реза. Закручивая регулировочный винт по часовой стрелке, пластина выдвигается, и глубина заточки увеличивается.

Принцип работы заточного станка предельно прост:

  1. Цепь устанавливается в направляющие салазки, ограничитель опускается и упирается в заднюю часть затачиваемого зуба, не давая ему сместиться.
  2. После этого двигатель с установленным на него диском опускается. Диск касается зуба и стачивает его кромку.
  3. Далее, оператор передвигает цепь до следующего зуба и устанавливает упорную планку, после чего процесс повторяется.

На практике принцип работы немного сложнее, т. к. прежде чем приступить к заточке, необходимо настроить станок. Инструкцию по настройке можно найти в документах к заточному устройству.

Подробнее познакомиться с принципом работы полуавтоматического заточного станка для цепей можно посмотрев видео с демонстрацией работы на станке ВИХРЬ СЗЦ-200.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий