Грузоподъёмные траверсы. работаем с большим грузом.

Зависимость грузоподъемности стропа от способа обвязки

Грузоподъемность стропа, которая для стандартных условий указана на бирке, изменяется в зависимости от способа обвязки груза. Зависимость следующая:

– затяжка груза петлей – минус 20% грузоподъемность от указанной на бирке – свободная укладка на 2 стропах – плюс 100% – угол между ветвями 45 град. – минус 10% – угол между ветвями 90 град. – минус 30%

Если при обвязке есть несколько условий, меняющих грузоподъемность, они суммируются. Например, при затяжке длинномерного груза 2 петлями при угле между ветвями 45 град., для каждого стропа грузоподъемность следует уменьшить на (20+30) 50%.

Назначение

Крюк грузоподъёмный относится к универсальным захватывающим устройствам, способным решать задачи в различных условиях. Он является составной частью целого механизма, называемого крюковая подвеска. Его используют для подъёмных устройств различного типа: кранах, тельферах, кран-балках. Любая крюковая подвеска, устанавливаемая на кран, имеет замыкающее устройство. Оно предотвращает самопроизвольное отцепление груза. В зависимости от грузоподъёмности подвеска имеет ось блоков, обеспечивающих свободное движение по заданному направлению.

Для обеспечения перемещения груза только в вертикальной плоскости, на мостовой кран крепится крюковая подвеска, имеющая форму сдвоенного полиспаста. Подвеска обеспечивает равномерную нагрузку на все опоры крана и распределяет вес по пролётной части моста. Эта конструкция позволяет производить одновременную намотку каната на барабан. Для перекоса и автоматического выравнивания усилий в симметрично расположенных ветвях подвеска имеет уравнительный блок или балансир. Особенностями таких устройств является место крепления полиспаста.

Сдвоенный полиспаст обеспечивает симметрию крюковой системы.  Ветви каната сохраняются неподвижными. Балансир способен поворачиваться на требуемый угол.

Что из себя представляют монтажные траверсы?

Итак, мы выяснили, что данное приспособление представляет собой основной крепёжный элемент, участвующий в процессе прокладки внутрискладских и внутрицеховых обслуживающих коммуникаций. Изготавливают их из высокопрочной стали с защитным цинковым напылением, чаще всего – квадратного или прямоугольного сечения. Цинкование производится с тем расчётом, что траверсу могут использовать во влажной среде – а коррозия, как известно, может повлиять не только на внешний вид изделия, но и на его функциональные возможности.

Для удобства крепления и снижения собственного веса траверсы, её поверхность снабжается рядом перфорированных отверстий, шаг которых составляет в среднем 50 мм. Это позволяет осуществлять крепление коммуникаций и сооружений в любой точке без необходимости демонтажа самой траверсы, что особенно удобно при монтаже стеллажей, полок и несущих конструкций.

Современный рынок предоставляет огромный ассортимент монтажных траверс, различающихся по габаритным размерам, конфигурации, массе, используемому материалу, внешнему виду и пр. Впрочем, вне зависимости от марки и исполнения, траверсы отличаются высокой прочностью, устойчивы к деформационным и ударным воздействиям и могут использоваться на протяжении десятилетий без потери своих эксплуатационных свойств. Во многом это обуславливается отсутствием в процессе производства таких видов «фундаментальных» работ, как сверление или сварочные соединения.

Зачем нужен расчёт траверсы?

Вопрос, в принципе, не имеет смысла. Любые грузоподъёмные устройства нуждаются в куче дополнительных проверок, проведение которых требует особой тщательности – ведь речь идёт о подъёме тяжёлых грузов, и повреждение какого-либо элемента может привести к срыву груза и, как следствие, не только к крупным материальным расходам, но также травмам и даже угрозе жизни работников предприятия.

Избежать этого поможет составление технического задания, в котором будут определены предполагаемые нагрузки на траверсу, допустимая высота подъёма, количество строп и допустимый угол наклона, тип используемых захватов и креплений к тросу подъёмника и.т.д.

На основании этих факторов изготавливается оптимальная конструкция, которая в дальнейшем подвергается лабораторным испытаниям – на прочность, на устойчивость к наклонам, изгибам и рывкам строп. Не менее важны и способы крепления строп к краям траверсы, а также оказываемое ими сжимающее воздействие (хотя в большей степени это касается обматываемых грузов).

Расчетные схемы траверс

Также важно учитывать количество использующихся при подъёме лебёдок или кранов. В зависимости от этого определяется количество точек крепления траверсы к тросу и, соответственно, стабильность осуществления поддона. Как правило, несколько подъёмников используются для подъёма наиболее тяжёлых, а также хрупких грузов, либо крупногабаритного дорогостоящего оборудования, которое ни в коем случае не должно быть повреждено при подъёме

Если грузоподъёмность данных устройств отличается, используются разноплечные траверсы с предварительным проведением балансировки

Как правило, несколько подъёмников используются для подъёма наиболее тяжёлых, а также хрупких грузов, либо крупногабаритного дорогостоящего оборудования, которое ни в коем случае не должно быть повреждено при подъёме. Если грузоподъёмность данных устройств отличается, используются разноплечные траверсы с предварительным проведением балансировки.

Грузозахватные приспособления. Схемы строповки груза

К съемным грузозахватным приспособлениям (рис. 7) относятся стропы, траверсы, захваты.

К ним также следует отнести одноканатные грейферы, которые навешиваются на крюк крана, магниты и электромагниты.

Рисунок 7 — Съемные грузозахватные приспособлениям

Стропы. Стропы (рис. 8) изготавливаются из различных материалов (стальной канат, цепь из легированной стали, металлическая сетка, синтетическая нить и синтетическая канат) и должны соответствовать общим и дополнительным (специальным) требованиям, а именно: стропы должны иметь минимальные конструктивные параметры, основанные на типе материала, из которого они изготовлены.

Рисунок 8 — Стропы

Конструктивные параметры определяются на основе номинальной грузоподъемности стропов с поправкой/ учетом на номинальную прочность, на разрыв сращивание или соединение концов, количество частей стропы, тип узла, угол груза и центр тяжести, диаметр изгиба, вокруг которого обвязывается строп. Стропы необходимо оберегать от острых кромок и изгибов посредством угловых подкладок, накладок или деревянных шашек.

Перед производством работ надо проводить визуальную проверку строп, а также проверять их состояние сразу после поднятия груза, выполненного с приложением больших усилий. Следует избегать перегрузки и резкого приложения нагрузки. Начало и окончание поднятия должны быть медленными. Стропы должны храниться на рамах в вертикальном положении, без перегибов, в местах, где они не смогут получить механическое повреждение, а также, где на них не будут оказывать воздействие корродирующие вещества, влажность, высокая температура.

Строповка — это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

Стальные канаты: Канаты должны проверяться в соответствии с установленными нормативно-техническими требованиями: в каждом подразделении назначается лицо, ответственное за состояние канатов. Результаты проверки регистрируются в Журнале учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений.

При использовании канатов необходимо не допускать их перегибов или перекручивания, их волочения по грязи, не допускать сминания или сильного искривления.

Обслуживание: Хранить канаты следует в специально отведенном месте, чтобы недопускать их повреждения или ухудшения состояния.

Проволочный канат: Для различного применения разработаны различные типы строп. Среди них замкнутая петля, цельная, двухветвенная бридель, четырехветвенная бридель и другие комбинации. Стропы должны проверяться в соответствии с установленными нормативно-техническими требованиями, в каждом подразделении назначается лицо, ответственное за состояние канатов. Данные об осмотрах, проверках должны фиксироваться. Каждый строп из стального каната должен иметь бирку (маркировку) с указанием номера и грузоподъемности. Они должны отвечать требованиям ГОСТ и иметь сертификат изготовителя.

Расчёт траверс на сжатие

Помимо стандартных конструкций, работающих на изгиб, существуют ещё и траверсы, работающие на сжатие. Различают два вида подобных конструкций – линейные и трёхлучевые, форма которых определяется в зависимости от предполагаемого типа нагрузок и необходимой высоты подъёма.

При изготовлении используются балки с различными видами поперечных сечений, составляемыми из двух швеллеров, двутавров и труб, укреплённых металлическими уголками.

Пример расчета траверсы н-образной

При расчёте данных конструкций в первую очередь определяют расчёт натяжения в каждой тяге, соединяющей траверсу с подъёмного механизма, равный частному массы перемещаемого груза (Q) на двойной косинус угла наклона троса:

N = Q/2cosα

В зависимости от данного параметра дополнительно высчитывают материал и толщину троса. Далее определяется общее сжимающее усилие, создаваемое стержнем траверсы, равный половине произведения массы груза на коэффициент динамического воздействия и тангенс угла наклона троса:

N = (Q*kд*tgα)/2

Таким образом, тщательно проведённый расчёт траверсы позволяет не только выбрать наиболее оптимальную для производственных нужд модель, но и обеспечить надёжность, безопасность и бесперебойность подъёмных и транспортировочных процессов на многие годы.

Особенности профессии

Для работы с грузоподъемными механизмами недостаточно пройти курс обучения и получить допуск медкомиссии. Работа с кранами предполагает наличие: • физической силы для работы со стропами, траверсами, захватами, которые могут весить не один десяток килограмм; • глазомера для определения скорости движения груза при его перемещении; • координации для строповки на высоте грузов нестандартной конфигурации и приведения их к нужному положению для укладки; • скоростью реакции для принятия решений при работе с грузоподъемными механизмами, в случае возникновения нестандартных ситуаций; • внимательность, поскольку за секундной утратой внимания может последовать аварийная ситуация; • ответственности – свойства, присущего человеку, работающему с кранами, осознающему зависимость от него безопасности, здоровья и жизни других людей, а также сохранность груза и грузоподъемного механизма. Наличие этих свойств, гарантирует производительную и безопасную работу с грузоподъемными механизмами.

Виды

На сегодняшний день существуют следующие типы конструкций:

  1. Линейные. Типовые конструкции для транспортировки длинномерных предметов. Применяются, если необходимо погрузить или разгрузить трубы, слябы, арматуру, стальные заготовки, рельсы, листы металла, брёвна и другие пиломатериалы. Используются также для погрузки/разгрузки автомобилей и контейнеров. Способ строповки линейной траверсы определяет вид грузозахватных механизмов, размещённых по краям и в центральной части. Траверса первого типа монтируется на крюк крана. Широко используется на предприятиях, в портах и так далее. При использовании такого механизма необходимо выполнять выравнивание груза, чтобы не произошло перевешивание в какую-либо сторону. Траверсы второго типа удобны в работе с грузами со смещённым центром тяжести. За счёт своей конструкции они не допускают перевешивания груза с одной части на другую.
  2. Трубные. Относятся к линейным механизмам. Трубная траверса представляет собой балку, закреплённую в горизонтальном положении. На торцах расположены передвижные обоймы из стали, предназначенные для монтажа строп. Производятся цельными и разборными. Главное преимущество элементов трубного типа – возможность изменения длины. При этом грузоподъёмность оборудования остаётся неизменной. Трубные траверсы широко используются на предприятиях, где необходима транспортировка продукции разной длины.
  3. Для контейнеров. Устройство, оснащённое автоматическими захватами, позволяет минимизировать труд стропальщика. Крепление контейнера осуществляется за верхние фитинги.
  4. Т-образные. Такие траверсы имеют три точки крепления, они используются для переноса грузов, у которых центр тяжести смещён. Применяют их преимущественно при необходимости транспортировать токарные и фрезерные станки, строительные материалы и так далее. В устройстве используется переставное звено. Его применяют для точного определения центра тяжести груза и предотвращения перекоса самой траверсы. Максимальная грузоподъёмность конструкции может достигать 32 тонн.
  5. Спредер 4-точечный. Основным предназначением является перемещение крупногабаритных предметов. Имеет четырёхточечное крепление для предотвращения смещения центра тяжести. Оснащается стальными или гибкими стропами, например, канатными, цепными, текстильными.
  6. Спредер одноточечный. Основное отличие от предыдущего устройства – строповка самой конструкции выполняется за элементы траверсы, расположенные по центру.
  7. Н-образная. Предназначена для перемещения крупногабаритных грузов с креплением на четыре точки. Возможно использование в ограниченных пространствах. Используется для транспортировки контейнеров, проката, строительных конструкций. В целях обеспечения удобства и безопасности, траверсы такого типа оснащены гибкими стропами и различными видами грузозахватных механизмов.
  8. Спредер (трубный.) Конструкция такого типа позволяет подобрать габариты в зависимости от размеров груза, добавив или сняв отдельные элементы. При этом грузоподъёмность траверсы не меняется. Пользуется спросом на предприятиях, производящих продукцию разных размеров (преимущественно, промышленные, машиностроительные и т. п.).
  9. Линейная траверса с растяжками. Оснащена дополнительными элементами с целью увеличения жёсткости и грузоподъёмности оборудования.

При правильном выборе траверсы можно существенно увеличить оперативность погрузочно-разгрузочных работ, снизить вероятность получения травм персоналом на производстве, выполнить большее число операций.

Предлагаем ознакомиться со статьями:

  • Особенности технического обслуживания кранов
  • Шинопровод: особенности конструкции и монтажа
  • Козловой кран: особенности и область применения

Классификация траверс и варианты их исполнения

Классификация грузоподъёмных траверс может быть выполнена в соответствии с положениями РД 36-62-00, в котором устанавливаются требования по материалам, из которых должны производиться траверсы, а также по технологии их производства. Поскольку область применения грузоподъёмных траверс весьма разнообразна, то большинство производителей разрабатывает конструкции данных устройств под конкретные требования заказчика.

Специального ГОСТа на все виды траверс нет, но, согласно отраслевым ТУ, для всех конструкций должны оговариваться условия их эксплуатации при внешних температурах окружающего воздуха, а также порядок безопасного обслуживания и сроки осмотра.

Безопасность работ с использованием грузоподъёмных траверс обеспечивается совокупным действием следующих факторов:

  1. Снижением (а то и полным снятием) растягивающих усилий, действующих на груз – эти усилия воспринимаются траверсой.
  2. Уменьшением угла между стропами, что уменьшает вероятность их разрушения.
  3. Удобств манипулирования краном при сложных траекториях перемещения груза, что особенно касается грузов с пониженной жёсткостью – автомобилей, бетонных конструкций и пр.
  4. Уменьшением вероятности опрокидывания груза при больших ветровых нагрузках.

Виды траверс определяются:

  • Количеством точек зацепления строп. По этому параметру различают пространственные и плоские конструкции. Первый вариант применяется при транспортировке таких грузов как пачки листового металла или стеновые бетонные панели, где требуемое количество строп обычно не более двух. Грузоподъёмные траверсы пространственного типа предназначены для перемещения полногабаритного оборудования и машин, где необходимое число строп не должно быть менее четырёх;
  • Способом присоединения к крановому крюку. Это могут быть проушины, кронштейны или косынки. К качеству такого соединения предъявляются особые требования: оно может быть сварным или сборным, но в любом случае периодически подвергается проверке с целью выявления возможных трещин, очагов коррозии или люфтов в соединении;

Требуемой жёсткостью. Плоскостные траверсы производятся в виде ферм или балок. Для их изготовления применяется профильный прокат – трубы, швеллеры или уголки

Преимущество таких приспособлений – малая парусность, что особенно важно при работе на открытых площадках. Объёмные в плане траверсы изготавливают их квадратных или прямоугольных труб, что объясняется относительно малым весом конструкции при значительном моменте сопротивления сечения; Способом фиксирования строп в самой траверсе

В частности, для возможности поворота груза в процессе его перемещения изготавливают поворотные, балансирные траверсы, которые обеспечивают поворот огибающих роликов в пространстве строповыми канатами

Это облегчает манипулирование грузом. Балансирные траверсы используются также при совместном подъёме груза двумя кранами, ими можно поднимать грузы, точки зацепления которых по вертикали неодинаковы. При отсутствии таких требований грузоподъёмные траверсы выпускают в неповоротном варианте

В частности, для возможности поворота груза в процессе его перемещения изготавливают поворотные, балансирные траверсы, которые обеспечивают поворот огибающих роликов в пространстве строповыми канатами. Это облегчает манипулирование грузом. Балансирные траверсы используются также при совместном подъёме груза двумя кранами, ими можно поднимать грузы, точки зацепления которых по вертикали неодинаковы. При отсутствии таких требований грузоподъёмные траверсы выпускают в неповоротном варианте.

Плоскостные и пространственные грузоподъёмные траверсы

Ввиду сниженной жёсткости таких устройств их длина не должна превышать 3,5…4 м. Линейные траверсы в виде балок состоят из четырёх частей – собственно балки (в пазах которой перемещаются грузовые кольца строп), двух консольно расположенных связей, опорной стойки и подвески. Количество строп может варьироваться от двух до четырёх (последний вариант используется в том случае, если траверса – балансирная). Иногда на консолях таких траверс предусматривают гнёзда под установку дополнительных секций, но это рекомендуется лишь при подъёме габаритных грузов малого веса, и лишь внутри помещений. Безопаснее в таких случаях применять не составные, а цельные траверсы.

Линейные грузоподъёмные траверсы трубного типа конструктивно проще. Они представляют собой горизонтальную балку, к противоположным концам которой монтируются две стальные передвижные обоймы под стропы. Противоположный конец стропа прикрепляется к проушине, приваренной к верхней плоскости трубчатой балки.

Грузоподъёмность плоских траверс ограничивается 4…6 т, однако выпускаются и особые конструкции таких приспособлений, позволяющие увеличить допускаемую нагрузку до 8…12 т. Обоймы траверс в этом случае – треугольные, причём в каждой точке треугольника имеются захваты, которые позволяют разнести по ширине точки прикрепления строп.

Надёжность линейных траверс зависит от способа захвата груза. Применяются следующие типы захватов:

Пальцевые, предназначенные для перемещения длинномерных грузов, круглых в плане. Вильчатые, которыми удобно перемещать пакетированные грузы с хотя бы одной гладкой плоскостью. Грейферные, при помощи которых возможно перемещение высоких длинномерных конструкций, с последующим механическим расцеплением. Рычажно-эксцентриковые, которые фиксируют транспортируемый груз с помощью возникающих сил трения. Их можно изменять в зависимости от веса груза.

Маркировка плоских траверс – 2СКТ, 2СКТ (тип В), 3СКТ. В траверсах 2СКТ подъём выполняется за центральную часть, в 2СКТ (тип В) – за две противоположные точки, траверсы типа 3СКТ (только трубного исполнения) снабжаются регулируемыми по размерам обоймами.

Пространственные траверсы обычно маркируются 4СКТ, 5СКТ, 6СКТ, 7СКТ или 8СКТ. Маркировка 4СКТ соответствует траверсам т-образного типа, которые поднимают груз за три точки. Траверсы типа 5СКТ имеют н-образное исполнение, которое позволяет захватывать груз за четыре и более точек опоры. Исполнения 6СКТ и 7СКТ различаются лишь допускаемыми нагрузками на элементы траверс: для 7СКТ такие нагрузки могут быть выше, поскольку средняя часть приспособления дополнительно усиливается стальной растяжкой. Такие траверсы иногда называют траверсами – спредерами.

Пространственные траверсы имеют рамный тип, а потому считаются наиболее надёжными. Их преимуществом является также разнообразие креплений и захватов.

Траверсы 8СКТ изготавливаются разборными. При соединении нескольких элементов в сборе такие приспособления могут поднимать груз весом до 16 т, и размерами более 10 м. Всё зависит от возможностей крана и условий, в которых он действует.

https://youtube.com/watch?v=gYtbZhjohrQ%3F

Прочие виды траверс

Все вышеописанные конструкции грузоподъёмных траверс относятся к механическим. Работа магнитных траверс основана на применении магнитных или электромагнитных захватов. Магнитные траверсы также могут быть линейными и пространственными. Особенно эффективно использование магнитных траверс для перемещения ферромагнитных предметов – стальных листов, сборных металлоконструкций, квадратных/прямоугольных труб.

Принципиальным отличием такого типа траверс от рассмотренных выше является обязательное присутствие узла демпфирования, который снижает динамические и инерционные нагрузки в момент подъёма груза. Их наличие может приводить к внезапному уменьшению подъёмной силы магнита. При эксплуатации в условиях действующих производств, когда электроснабжение постоянно, применяют траверсы с электромагнитами, в остальных случаях безопаснее постоянные магниты.

Магнитные траверсы, в зависимости от характера переносимого груза комплектуются магнитами круглого или прямоугольного сечения. Безопасность их эксплуатации увеличивается, если конструкцией предусмотрен блок бесперебойного питания, а также разделительный трансформатор.

При перемещении лёгкого длинномера иногда используют траверсы с вакуумным захватом. Они производятся плоского типа, и оснащаются двумя консольно размещёнными захватами.

Выбор подходящего типоразмера траверсы производят по весу и габаритам груза, технической характеристике крана, а также от его условий эксплуатации.

Метчикодержатель. Как выбрать самый удобный?

Станина для болгарки. Превращаем инструмент в станок.

Обязанности

Обязанности стропальщика при погрузо-разгрузочных работах разработаны утвержденной Госгортехнадзором России инструкцией РД 10-107-96* и включают в себя обязанности на разных этапах: • перед подъемом: стропальщик получает наряд, знакомится с ППРк, ТК или наряд-допуском, расписываясь в документах, подбирает подходящие для конкретных работ грузозахватные устройства, убеждается в их исправности, а также целостности тары и оснастки, проверяет степень освещенности рабочей зоны; • при строповке груза: стропальщик крепит его согласно типовым схемам строповки, убедившись предварительно в соответствии веса груза грузоподъемности захватного приспособления; зацепляет груз без перекрутки строп; при строповке длинномеров убеждается в невозможности падения отдельных элементов; строповку сборных железобетонных конструкций производит за штатные монтажные петли; убирает свободные концы многоветвевых строп, исключая возможность зацепа за какие-либо предметы. До команды на подъем груза, проверяет возможность свободного подъема; • при работе с грузом: стропальщик убеждается в безопасности маневра, сопровождая груз в ходе перемещения, предупреждая его произвольный разворот при помощи оттяжек, следя за минимальной величиной подъема в 500 мм над препятствиями, встречающимися в ходе перемещения. Постановка грузов выполняется согласно типовым схемам складирования; • при опускании: стропальщик убеждается в готовности места установки, при необходимости укладывает подкладки, а до расстроповки определяет надежность установки; • в аварийной ситуации: стропальщик сигнализирует о необходимости срочной остановки грузоподъемного механизма, извещая об этом посредственного руководителя работ.

Нейтральная ось распорной траверсы

Нейтральная ось — это ось в балке или трубе, вдоль которой нет продольных напряжений.

Рис. 3 иллюстрирует принцип нейтральной оси

На рисунке приведена балка с опорой в двух точках. При приложении нагрузки балка подвергается изгибу и сжатию. В верхней части балки материал сжимается (и балка становится немного короче), нижняя часть балки подвергается растяжению (растягивается на пару миллиметров). Если верхняя часть балки становится немного короче, а нижняя часть балки становится немного длиннее, должна быть часть балки (между верхней и нижней частью), которая сохраняет длинну постоянной. Линия, в которой это происходит называется нейтральной осью стержня. Для симметричных профилей нейтральная ось находится в геометрическом центре сечения. Это нас устраивает, потому что упрощает дизайн распорного устройства.

Почему важно, чтобы силы пересекались на нейтральной оси? Любая сила, которая применяется к распорке на нейтральной оси, приводит к усилию сжатия в стержне распоки. Любая сила приложенная но не выровненая по нейтральной оси, создает момент и как следствие изгиб стержня

Траверса которая подвергается изгибным силам и/или  изгибающему моменту намного сложнее в проектировании, дороже в производстве, и она уже не будет простой и легкой конструкцией, к которой мы стремимся.

Ниже приведена схемы наиболее распространенных узлов крепления распорной траверсы с объяснением образующихся в них сил.

Обвязка груза

Обвязка груза предусматривает его захват и перемещение без использования закладных элементов. Существует два основных (типовых) способа обвязки:

– свободная укладка – “на удавку”

Первый способ является более щадящим к грузу и такелажу, так как он просто укладывается между стропами. Его можно применять только в том случае, если гарантировано у стропов нет возможности сдвинуться вдоль груза. Для предотвращения скольжения (перемещения вдоль груза) стропов могут применяться распорки. При обвязке груза “на удавку” он зажимается стропом под своим весом. Захват груза при правильном выполнении надежный, но есть вероятность повреждения груза и больше изнашиваются стропы. При обвязке длинномерных грузов (трубы, листы, лесоматериалы) нужно учесть, что угол между стропами не должен быть более 90 градусов. При захвате груза с острыми ребрами под углы ставятся специальные или из подручных материалов проставки, так как есть вероятность разрушения стропа и падения груза. Можно использовать кусок доски или бруса, резину достаточной толщины и т.п.

Недостатки профессии стропальщик

Несмотря на постоянное повышение квалификации и, соответственно, повышение спроса со стороны работодателей, в профессии нет стабильной схемы карьерного роста. Стропальщики могут только менять место работы, но, так и не достигнут каких-либо высот с точки зрения повышения по службе или замещения руководящих должностей.

К тому же, очень часто им приходится работать в неблагоприятных условиях. Покрасочные цеха, пыльные объекты, необходимость длительное время находиться на улице в условиях переменчивого климата могут стать причинами возникновения аллергии или частых простудных заболеваний. А высокие физические нагрузки вызывают быструю утомляемость.

Неосторожность или недостаточная подготовка стропальщика может привести к несчастному случаю. Габаритные грузы имеют большую парусность и, в случае плохого крепления, порыв сильного ветра может сорвать его или даже перевернуть подъемный кран, что повлечет за собой серьезные последствия, как для самого специалиста, так и окружающих его рабочих

Не менее опасными являются движущие элементы работающих машин и механизмов, которые так же представляют угрозу для жизни и здоровья

Не менее опасными являются движущие элементы работающих машин и механизмов, которые так же представляют угрозу для жизни и здоровья.

Как правильно выполнить строповку груза?

Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры груза: схема строповки, масса.

Схема строповки

Схема стоповки — чертеж с указанием точек и способов захвата / обвязки груза. Передается стропальщику перед началом выполнения работ.Запрещается производить работы не ознакомившись со схемой строповки. Естественно, в частных условиях схема строповки не всегда есть и погрузка / выгрузка выполняются по типовым правилам. Вот некоторые типовые схемы строповки:

— перемещение строительных плит или блоков производиться с захватом крюком за специально предусмотренные петли. Количество строп должно соответствовать количеству петель, иначе возможен разлом конструкции.

— перемещение грузов длиной до 2-х метров можно выполнять строповкой на удавку в месте его центра тяжести как на рисунке ниже

— типовая схема строповки длинномерного груза (бревна, трубы, фасонный металлопрокат) производиться захватом 2 универсальными стропами УСК на удавку с расстоянием от края груза не более четверти длины груза.Длина стропа должна быть не менее трех четвертей длины груза, что обеспечивает максимально допустимый угол между стропами менее 90 град.

— строповка листового металла производится с помощью специальных струбцин или эксцентриковых захватов. Допускается обвязка универсальными (например, УСК) стропами с использованием подкладок (напр. квадратных деревянных брусков, досок)

— строповка оборудования производиться за специально предусмотренный такелаж — рым-болты, цапфы, петли, крюки, закладные и т.п.

Масса груза

Масса груза указывается на упаковке. Для выполнения грузоподъемных / такелажных работ применяется параметр — масса брутто (в упаковке). Также масса груза может быть указана в товаро-транспортных документах. Сведения о массе изделия или конструкции можно получить на сайте изготовителя или по телефону. Запрещается выполнять строповку при неизвестной массе или если это “мертвый груз” — примерзший, укопан в землю, присыпан, анкерован и т.п.

Магнитные и вакуумные траверсы

Впрочем, не все траверсы используются в сочетании с такелажными элементами – существует специальное оборудование, прекрасно обходящееся и без них. Например, магнитные траверсы. Их линейная конструкция снабжается двумя электромагнитами, создающими поле притяжения при включении, что делает такое устройство незаменимым при транспортировке металлоконструкций и контейнеров. Включение производится дистанционно, при помощи пульта управления, который идёт в комплекте с изделием.

Не менее популярны так называемые вакуумные траверсы, которые обладают схожей конфигурацией, но иным принципом действия. Такая траверса имеет два вакуумных насоса, которые срабатывают при контакте с грузом. При этом внутри и снаружи насоса создаётся разность давлений, что и обеспечивает необходимую силу притяжения, позволяющую поднимать весьма внушительные по массе грузы. Единственный недостаток данной системы – невозможность работать с неровными или наклонными поверхностями.

Траверсы на сжатие без промежуточной оснастки

Второй тип распорок когда стропы не оканчиваются на траверсе, а проходят по её торцевым огибателям сразу к нагрузке. Поскольку угол стропов над распоркой создает выталкивающе усилие на траверсе, необходимы вспомогательные стропы которые фиксируют положение такой траверсы.

Этот тип распорок имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что для основных строп не требуются чекеля на торцевых узлах балки, только пара небольших проушин для вспомогательных строп. Кроме того, требуются только два основных стропа, а не четыре как в выше приведенных случаях. Недостатком является то, что такие распорки всегда подвергаются некоторой степени изгиба из-за расположения проушин для вспомогательных строп. Чем ближе они к торцам траверсы, тем меньше изгибающий момент в стержне распорки, тем выше напряжение во вспомогательных стропах. Небольшой изгиб также вводится двумя главными стропами, поскольку углы подхода (от крюка крана до распорки) и углы вылета (от распорки до нагрузки) не совпадают. Сила сжатия, вероятно, будет идти слегка выше нейтральной оси. Это делает этот тип распорных траверс менее подходящим для вставных или скользящих креплений торцов. Фланцевые узлы для вставок подходят лучше всего, поскольку болты воспринимают эксцентриситет от сил сжатия.

И последнее, но не менее важное: анализ этих типов распорок сложнее, чем с ранее описанными распорными траверсами. Сила в распорке вызванная углом 60 градусов, теперь воспринимается вспомогательными стропами. На рисунке 6 показан подъем блока HRSG массой 200 тонн

Две основные стропы каждый принимают 100 тонн, это натяжение стропов равнозначно под и над треверсой, так как это непрерывная стропа. Без учитёта местное трения на торцах траверсы. Угол между основным стропом и горизонталью составляет 75 градусов

На рисунке 6 показан подъем блока HRSG массой 200 тонн. Две основные стропы каждый принимают 100 тонн, это натяжение стропов равнозначно под и над треверсой, так как это непрерывная стропа. Без учитёта местное трения на торцах траверсы. Угол между основным стропом и горизонталью составляет 75 градусов

Сила в распорке вызванная углом 60 градусов, теперь воспринимается вспомогательными стропами. На рисунке 6 показан подъем блока HRSG массой 200 тонн. Две основные стропы каждый принимают 100 тонн, это натяжение стропов равнозначно под и над треверсой, так как это непрерывная стропа. Без учитёта местное трения на торцах траверсы. Угол между основным стропом и горизонталью составляет 75 градусов.

Если верхние и нижние стропы прекратятся в чекеле, верхнее натяжение стропа будет составлять 100 т / sin 75 = 103,5 т. Это не так, поскольку это непрерывная стропа, но когда мы рисуем силовую диаграмму, мы оставляем 3,5 тонны, что нужно учитывать. Эти 3,5 тонны воспринимаются вспомогательными стропами, чтобы противостоять силам в распорке от основных строп. Вспомогательные стропы должны быть ближе к торцам траверсы, чтобы воспринимать эти 3,5 тонны. На рисунке 6 вы можете видеть, что вспомогательные стропы фиксируются на расстоянии от торцов. Угол вспомогательных стропов с горизонталью составляет 85 градусов. Таким образом, напряжение в вспомогательных стропах будет:

Разница небольшая из-за больших верхних углов; если бы верхние углы были меньше, разница в растяжении в вспомогательных стропах была бы значительной в зависимости от места окончания.

SOURCE: KHL

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий