Эксплуатационные характеристики или что важно знать о гарнитуре
Если на гарнитуре используются твердосплавные напайки, то это вовсе не означает, что она не имеет слабых мест. Победит хотя и характеризуется повышенной твердостью и устойчивостью к прочным материалам, однако он чувствителен к ударным воздействиям. Такие влияния возникают во время контакта цепи с абразивными поверхностями, что и способствует возникновению усталостного напряжения в сплавах. Однако это не единственная причина снижения эксплуатационного ресурса. При распиливании материалов происходит нагрев гарнитуры, а преобладание высоких температур продолжительного характера способствует снижению твердости победита.
Интересно! Твердосплавный материал, который нанесен на верхнюю часть зуба, и обычная инструментальная сталь (изготовлено звено), имеют разные коэффициенты теплового расширения. В итоге происходит снижение прочности соединения победитовых пластин, которые в процессе распиловочных работ попросту отпадают.
Чтобы продлить срок службы цепи для бензопилы из победита, необходимо соблюдать ряд некоторых предустановленных рекомендаций, а именно:
- Для смазки цепи с напайками из победита использовать масла, не содержащие в составе серу. Это крайне важная рекомендация, так как сера вступает в контакт с кобальтом, нарушая его структуру, и снижая эксплуатационные параметры.
- Контакт цепи с материалом (процесс называется подачей) должен происходить медленнее, чем обычно. Это позволит исключить возникновение ударных воздействий.
- Скорость подачи увеличивается в процессе нагрева инструмента и гарнитуры.
Не стоит рассчитывать, что цепь с напайками из победита прослужит вечно. Такая гарнитура имеет ресурс, и он зависит от типа материалов, которые обрабатываются.
Последовательность звеньев – что учесть?
В стандартной цепи должно присутствовать 64 звена, при этом количество режущих зубьев составляет порядка 50%, то есть 32 элемента. Однако на рынке можно встретить и так называемую оснастку с пропусками или полупропусками. В таких изделиях конструкция обедняется за счет исключения отдельных соединительных или режущих элементов, причем сами звенья цепи бензопилы сохраняются. Насколько оправдано может быть применение такой режущей гарнитуры? С точки зрения производительности, этот вариант нежелателен, а иногда опасен из-за повышения травматизма. Снижается и рабочий ресурс пильной шины, а с ней и конструкционная стойкость самого агрегата. Но, цепи с пропусками стоят на 20-30% дешевле и к тому же в решении несложных задач распила их пониженная производительность не будет иметь большого значения.
Конструкция победитовой цепи
Победитовая цепь состоит из звеньев 3 типов:
- режущих, на них закреплён зуб;
- ведущих, их нижняя часть (клык) скользит по пазу в шине;
- соединительных пластин в форме восьмерки.
Эти детали соединены между собой заклепками.
Режущее звено, кроме самого зуба (резца) имеет выступ, ограничитель глубины пропила.
То есть, победитовая цепь не отличается от обычной ничем, кроме других качеств сплава режущей кромки зубьев.
Как устроена
Победит — сложный в производстве и дорогостоящий материал. Поэтому из него делают не весь зуб, а только режущую кромку. Её припаивают к телу зубьев с помощью медного сплава. Несмотря на мягкость меди, такие припои достаточно прочны и, как правило, держатся весь срок службы.
Особенности конструкции
Победитовые цепи лучше себя показывают в работе на более мощных, чем средних, бензопилах, с большой тяговой силой. Обычный зуб можно сравнить с остро заточенным лезвием. Когда он тупится, остроту можно легко восстановить, поправив зуб специальным круглым напильником с трафаретом для выдержки угла. Победитовый зуб тупится медленно и незаметно. Даже слегка затупившись, он ещё долго может хорошо работать. Но тогда требуется больше тяги на бензопиле, не менее 3-3,5 л.с.
Из чего выполнены зубья
Настоящий победит делается по технологии порошковой металлургии и состоит из 90% карбида вольфрама и 10% кобальта с небольшой примесью углерода. Порошок вольфрама и кобальта прессуются, затем спекаются при высоких температурах, близких к плавлению металла. Выпускается в виде пластин, часто уже заданной формы.
Материал был создан в 1929 году, и с тех пор на его основе и по его принципу создано множество самых разных материалов — ВК4, ВК6, ВК8, ВК10, Т15К6, в том числе специально для пиления древесины.
Обслуживание и восстановление цепей с твердосплавными напайками
Заточка — наиболее проблемный момент использования цепей с твердосплавной напайкой. Обычная заточка невозможна, приходится использовать только алмазный заточный инструмент, который имеется далеко не у каждого. Кроме того, имеются ограничения по диаметру шпинделя заточного станка, который должен быть больше стандартных значений (10-22,2 мм).
А высокая цена алмазного заточного диска приводит к тому, что приобретать такую оснастку целесообразно, лишь, тем мастерам, которые постоянно имеют дело с разрезанием высокотвёрдой или неоднородной по плотности древесиной. Судя по отзывам пользователей, которые размещены на специализированных форумах, после качественной заточки ресурс цепей с победитовыми напайками возрастает в 4-5 раз.
Однако, во многих случаях, приходится использовать твердосплавную цепь до полного износа или выкрашивания режущих вставок, а затем приобретать новую.
Пайка медью или латунью нового твердосплавного сегмента к основанию зуба в обычных условиях, также, трудноосуществима: предварительно потребуется очистить поверхность от остатков твёрдого сплава, для чего необходима индукционная установка нагрева ТВЧ (токами высокой частоты). Индукционная пайка, кроме того, обеспечивает лучшее сцепление твердосплавного сегмента с зубом пильного полотна, а её качество не зависит от квалификации мастера.
В принципе, твердосплавные звенья к пилам Stihl, вполне, подходят и для иных марок (Husquarna, Makita).
Конструктивные особенности сверла с победитом
Стандартный инструмент с наконечником из победитового материала состоит из таких конструктивных элементов:
- Хвостовик – цилиндрическая, многогранная или конусовидная (конус Морзе) часть сверла, при помощи которой его закрепляют в специальном оборудовании.
- Рабочая часть со спиралевидными канавками – этот элемент конструкции служит для отвода из области образуемого канала бетонной пыли и крошки. Здесь нет режущих кромок, как у обычной оснастки.
Пластина из твердого сплава или победитовая головка. Этот элемент конструкции принимает непосредственное участие в сверлении. Он имеет конусовидную фронтальную часть, где расположены передние режущие кромки, и боковые режущие кромки для калибровки канала. Иногда рабочую головку не делают из цельной пластины, а ограничиваются победитовыми напайками.
Отдельно стоит сказать о конструкции победитового бура для перфоратора. Особенностью здесь является оригинальная конфигурация хвостовика. В отличие от обычного, который зажимается в патроне жестко, этот элемент у бура имеет возможность совершать колебательные движения в поступательном направлении и жестко закреплен в направлении вращения оси. Для этого в хвостовике имеются две направляющие проточки, одна из которых дополнительно выполняет функцию быстросъемной фиксации сверла в патроне. Для лучшей работы на хвостовик такой конструкции нужно наносить смазочный материал.
Мощность бензопилы в зависимости от шага цепи
Как выше уже было сказано, чем больше шаг цепи, тем больше должна быть мощность двигателя бензопилы. А какие это конкретно цифры? Давайте рассмотрим.
- 3/8″P — от 1,6 л.с. (1,2 кВт);
- 0,325” — от 1,8 л.с. (1,47 кВт);
- 3/8” — от 3 л.с. (2,21 кВт);
- 0,404” — от 4,5 л.с. (3,31 кВт).
Соблюдение этих параметров позволит поддерживать пиле необходимую скорость вращения цепи, в результате чего мотор не будет чувствовать перегрузки и соответственно не будет греться. Также вы избежите излишнего расхода топлива, а также такого явления, как заклинивания цепи в древесине.
Если же поставить цепь с небольшим шагом на слишком мощную бензопилу, то это приведет к неоправданно большому расходу бензина. Но если менее мощного аппарата нет, а нужна при этом бОльшая точность распила, то ничего страшного не будет, если воспользоваться цепью с меньшим шагом.
Однако вышеуказанные мощностные характеристики подходят, если бензопилу предполагается использовать не постоянно, а лишь эпизодически. Для постоянной же профессиональной деятельности необходимо будет соблюсти уже такие условия:
- 0,325” — от 2,5 л.с (1,84 кВт);
- 3/8” — от 4 л.с. (2,94 кВт);
- 0,404” — от 6 л.с. (4,41 кВт)
Шаг 3/8″P не указан, так как для профессиональной деятельности не используется.
Соблюдение таких соотношений позволит бензопиле прослужить как можно дольше.
Строение пильного сегмента с победитовой напайкой
Принципиальное отличие звена победитовой цепи для бензопилы заключается в том, что к основанию зуба при помощи медной пайки прикрепляется твердосплавный сегмент. В пилах Stihl 180 такой пильный сегмент называется Rapid Duro или Picco Duro (слово Rapid пусть никого не вводит в заблуждение – в данном случае речь не идёт о быстрорежущей стали).
О марке и составе используемого твёрдого сплава Stihl по понятным причинам не упоминает, но, по всей видимости, в качестве твердосплавного элемента используются сплавы типа ВК3М или ВК6М. Именно наибольшее количество карбида вольфрама при минимальной добавке кобальта обеспечивает наивысшую твёрдость и прочность. Если значения указанных параметров находятся в пределах HRA 89…91, то таким инструментом вполне можно разрезать древесину:
- особо твёрдых пород деревьев;
- вторичную загрязнённую древесину;
- дерево с вероятными металлическими фрагментами внутри (гвозди, шурупы) и т. д.
Вследствие значительной прочности твёрдых сплавов на изгиб – не менее 1100 МПа – выкрашивания зубьев не происходит. Наличие твердосплавного сегмента не приводит к увеличению высоты зуба, поскольку соответственно уменьшается высота основного звена пильного полотна. Поэтому технологические возможности пил Stihl с победитовыми напайками не изменяются по сравнению с аналогичным бензопильным инструментом, оснащённым стандартными пильными звеньями.
Oregon
Если Штиль выпускает полный ассортимент продукции, посвященной бензопилам, то Орегон из США специализируется на пильных гарнитурах и шинах. Благодаря универсальному каталогу практически любой пользователь может найти цепь под свой размер шины и звёздочки.
Если говорить о специфике орегоновских цепей, то их стальная основа чуть мягче, чем у штилевских. Соответственно, растягиваются и тупятся они быстрее, зато и затачиваются легче, в особенности, вручную. Победитовые напайки и твердосплавные зубья в цепях Орегон отличаются меньшей прочностью, но при этом всё равно превосходят по ряду показателей стандартную продукцию.
Oregon M91VXL057CR 3/8″ 1,3 мм
- Шаг: 3/8 дюйма.
- Толщина звена: 1,3 мм.
- Количество звеньев: 50 — 57
- Цена 1000 — 1200 р.
- Тип: твердосплавная с хромированными пластинами.
Данное изделие производится в самом распространённом типоразмере и является одним из самых доступных по стоимости в линейке победитовых. Их успешно могут применять владельцы большинства бытовых и полупрофессиональных пил с ведущей звёздочкой, рассчитанной на шаг 3/8 дюйма и шину с пазом 1,3 мм. Эта цепь принадлежит к серии Milticat. Производитель позиционирует её как бюджетное решение, альтернативу Штиль Пикко Дуро, но дешевле. Срок службы режущей кромки с твердосплавным покрытием превышает стандартный в два-три раза. Класс использования — бытовой и полупрофессиональный. Орегон честно признаёт, что для профессионального использования Multicut слабоваты. Зато дачнику, регулярно сталкивающемуся с распиловкой вторичной древесины, дубовых досок и мёрзлых дров, данное изделия явно придётся по вкусу.
Oregon M75LPX072CR 3/8″ 1,6 мм
- Шаг: 3/8 дюйма.
- Толщина звена: 1,6 мм.
- Количество звеньев: 60 — 72.
- Цена 2600 — 3100 р.
- Тип: твердосплавная с хромированными пластинами.
При сохранении шага цепи была увеличена толщина элементов, а также количество звеньев. Это позволяет использовать данное изделие с длинными шинами и мощными моторами. Официальные дилеры позиционируют эту цепь как замену Rapid Duro. Она так же используется для мёрзлой древесины, смолистых шпал и столбов, которые набрали прочность со временем. Полотно рассчитано на работу в абразивных средах, то есть вблизи корней и грунта, где звенья могут цеплять частицы песка и мелкие камни. Будет удобным использование цепи на строительных площадках и при очистке участков обгоревшего леса или демонтажа повреждённых огнём деревянных конструкций — ведь древесина под воздействием огня набирает твёрдость.
Как выбрать масло для смазки цепи бензопилы?
Тоже существенный вопрос, поскольку речь идет о металлических деталях, работающих в условиях интенсивного трения. В современных системах подача масла производится через шину и распределяется по всей цепи автоматически. Что касается выбора конкретных смесей, то рекомендуются марки Timber 120, EP 90, TurbWay100 и др. Главный параметр в выборе – достаточная вязкость. Как правило, используются масла для смазки цепи бензопилы на минеральной основе с показателем вязкости на уровне 16 мм2/с при 100 °C. От моторных смесей желательно отказываться, делая выбор в пользу индустриальных и трансмиссионных составов.
Особенности использования
Чтобы цепь служила максимально долго, при ее использовании важно соблюдать некоторые правила:
- Обрабатывая вторичную или проблемную древесину, нужно подавать пилу в намеченное место гораздо медленнее, чем при работе с обычным инструментом.
- Скорость подачи в пропил можно увеличивать по мере нагревания пилы.
- Ее нельзя смазывать средствами, содержащими серу – она вступает в реакцию с кобальтом, который есть в составе любой твердосплавной цепи.
Мнение эксперта
Кузнецов Василий Степанович
Если очевидно, что предстоит работа с древесиной разной твердости, лучше для ее обработки взять старое полотно, которое не жаль выбросить – внезапные твердые участки могут раскрошить победит.
Соединительные звенья твердосплавной цепи изготавливают из обычной стали, поэтому износиться она может гораздо раньше, чем затупятся зубцы. Самая распространенная проблема – растяжение цепи. Временно вернуть полотно в рабочее состояние поможет расклепка и удаление пары звеньев.
Нужно учитывать, что использование укороченной цепи приводит к быстрому износу звездочки, повышению риска разрыва цепи и потере плавности хода.
Как смазывается цепь бензопилы?
В каждом инструменте для спиливания древесины предусмотрена система смазки гарнитуры. Именно она отвечает за подачу масла на шестерни, регулирующие ее вращение.
Этот механизм состоит из следующих элементов:
- резервуар для масла – в большинстве бензопил расположен в картере мотора;
- шланг – изготовлен из резины, обладающей устойчивостью к воздействию масла;
- фильтр, который устанавливается вблизи резервуара;
- масляный насос;
- шестерня, передающая усилие двигателя бензопилы на масляную помпу.
Для того, чтобы смазка цепи бензопилы бесперебойно работала, нужно знать, чем смазывать игольчатый подшипник бензопилы. Лучше всего для этого подходят масла с высокой плотностью и эффектом проникновения. Оптимальными будут специальные масла производства компаний Stihl и Husqvarna, для внесения которых нужен обыкновенный шприц. Если использовать для регулярной смазки некачественные составы, то вскоре может потребоваться замена ведущего ролика и игольчатого подшипника.
Обзор цепей с победитовыми напайками
В отличие от пильных дисков, до сегодняшнего времени цепи с победитовыми напайками не получили широкого распространения. Ни в бытовом применении, ни в индустрии лесозаготовки. Даже мощные цепи для харвестеров — лесозаготовительных машин, от лесоповальных до сучкорезов — чаще всего не имеют победитовых вставок.
Важно, что не стоит путать цепи по дереву с цепями для бензорезов для других целей. Например, сегодня в продаже есть цепи с алмазным напылением, конструктивно, по размеру и внешне схожие с цепями по дереву
Они предназначены для резки кирпича, бетона и даже металла. Но к бензопилам они не подходят по шагу, толщине и длине, и дерево резать не могут. Дерево просто дымит и горит от трения, как при сверлении его победитовым сверлом.
Используемые материалы и процесс заточки победитового зуба дисковой пилы
При работе с дисковой пилой, чаще всего, затупляется главная кромка. В процессе резки главный упор идет именно на неё, поэтому необходимо следить, чтобы она не скруглялась более чем на 0,3 мм, так как могут возникнуть трудности при последующей заточке резцов, не говоря уже о снижении производительности.
Вспомогательные плоскости также подвержены износу (правда, в меньшей степени), особенно при работе с массивными изделиями.
Для заточки зубов дисковых пил с победитовыми зубьями используют высокопрочные материалы – алмазные круги, круги из карбида кремния (зеленого) и др.
Важно! Перед началом процесса необходимо убедиться в чистоте прибора, то есть убедиться, что на обрабатываемых плоскостях нет грязи или воды. А также нелишне будет обработать алмазный круг смазочно-охлаждающей жидкостью, так как высока вероятность появления ржавчины при охлаждении простой водой
При выборе абразивного круга следует обратить внимание на то, чтобы его поверхность была немного зернистой, ведь именно так достигается нужная чистота поверхности натачиваемого зуба. В противном случае, при работе на материале будут оставаться сколы, зазубрины и иные дефекты
Для обработки победитовых напаек скорость вращения круга заточки должна составлять не менее 15 м/с, то есть при диаметре от 120 до 125 мм скорость вращения должна быть минимум 1500 об/мин.
Существуют специальные приборы для заточки напаек – станки для заточки, преимуществом которых является:
- Вариабельность перемещения как станка, так и абразивного круга;
- Обеспечение ровного угла заточки.
Далее действия производятся вручную – поворот пилы по кругу (на зуб), последующая шлифовка, проверка объемов снимаемого металла. Подобные механизмы отлично подходят для обработки напаек в домашних условиях.
Как укоротить цепь бензопилы своими руками?
Многие новички не всегда знают, что делать если растянулась цепь на бензопиле. Решить проблему поможет укорачивание гарнитуры на одно или несколько звеньев.
Чтобы расклепать цепь потребуются следующие инструменты:
- тиски;
- молоток;
- наковальня;
- наждачная бумага;
- болгарка и алмазная шлифовальная насадка в форме круга;
- тонкий бюродок.
Переклепать цепь также можно приспособлением, получившим название пробойник.
Существует несколько видов таких станков:
- пробойник для цепных заклепок – этот инструмент используется исключительно для снятия лишних заклепок. Для этого пробойник оборудован наковальней с пазами для монтажа. Чтобы снять заклепки, в комплектации пробойника предусмотрено несколько пар сменных наконечников;
- заклепочно-обкатный станок – после снятия лишнего звена, потребуется установить новое и заново заклепать гарнитуру. В этих целях используется заклепочно-обкатный станок. Этот заклепочник для цепей оборудован электрическим мотором, который выделяется высоким крутящим моментом. При работе со станком глубина пропила может составлять от 1,1 до 2 мм. В комплекте поставки заклепочника поставляются разные твердосплавные наковальни и вставки, которые при работе оборудования вращаются на разных скоростях.
Если у владельца пилы нет возможности приобрести станки, то можно укоротить цепь на бензопиле при помощи подручных инструментов.
Ремонт выглядит следующим образом:
- Сначала растянувшееся звено потребуется аккуратно сточить наждачной бумагой. При этом нужно стараться не повредить соседние звенья;
- Далее поврежденное звено потребуется сточить болгаркой
- После этого остатки элемента нужно вывернуть. При этом направляющие цепи нужно зажать тисками. Это даст возможность аккуратно срубить заклепки, которые располагаются на штатном соединительном звене.
Перед тем, как заклепать цепь бензопилы, нужно купить ремонтное звено. При его выборе потребуется учесть вид гарнитуры, шаг и ее профиль. Чтобы правильно заклепать элемент, его потребуется расположить на наковальне. При этом открытая его часть должна быть направлена вверх. Затем на заклепки нужно надеть верхнюю пластину, и не сильно простучать ее молотком. Далее можно начать расплющивание заводских заклепок.
В домашних условиях это выполняется в таком порядке:
- Цепь нужно положить на наковальню, а бородок наставить на заклепку гарнитуры;
- После этого потребуется резко ударить по деталям молотком. То же самое нужно сделать со второй заклепкой;
- В конце потребуется убедиться, что звено гарнитуры свободно передвигается при вращении цепи.
Если укорачивание цепи своими руками было выполнено неправильно, в результате чего ремонтное звено не передвигается, то использовать такую гарнитуру для распиливания нельзя. При работе она может разорваться и нанести серьезную травму оператору.
Техобслуживание цепи для бензопилы
Периодически следует проверять состояние режущей гарнитуры, оценивая и геометрию зубьев, и чистоту поверхностей в целом. Своими руками не составит труда также выполнить затяжку креплений и гаек. К примеру, натяжение выполняется через специальный винт по часовой стрелке. Современные модели бензопил обеспечиваются удобными механизмами регуляции оснастки, которые требуют минимальных усилий со стороны владельца. Тем, кто работает в интенсивном и регулярном режиме, рекомендуется приобретать для цепи бензопилы заточной станок, что сократит время на обслуживание гарнитуры. Это малогабаритные устройства, которые размещаются в гаражах и небольших мастерских. Станок имеет специальные приспособления для зажима цепи и органы заточки. Оператору остается только закрепить изделие, установить угол заточки и начать процесс заточки.
Сфера применения
Твердосплавная цепь хорошо подходит, а иногда и просто незаменима для распиловки твердой и сверхтвёрдой древесины. Например:
- мореного дуба;
- запаренной древесины, по плотности схожей с костью;
- древесины твердых пород первого реза (от пня), комля, особенно сухого и свилеватого (с перекрученными волокнами);
- сухой древесины с мощными суками;
- древесины со льдом на поверхности или с загрязнениями песком или почвой.
Бензопилы с твердосплавными цепями используют при резки льда для любых нужд, в том числе и для создания ледяных скульптур.
Бригады спасателей МЧС штатно используют только такую режущую гарнитуру, даже когда приходится разбирать завалы из обычной древесины. В экстремальных ситуациях некогда следить за сохранностью цепи. Часто случаются касания режущей кромкой камня, земли, попадание в дереве металла. Обычная цепь мгновенно выйдет из строя и потребуется замена, а при ЧП на это нет времени.
Пошаговый алгоритм установки
Далеко не все современные бензопилы комплектуются установочным колесом, которое заметно упрощает процедуру установки пильного полотна. Системы с установочным колесом среди бытовых бензопил это вообще редкость
Поэтому очень важно знать технологию и последовательность установки цепи на бензопилу
Основные моменты, на которые следует обратить внимание:
- Подготовьте ровную поверхность, на которой вы будете собирать воедино цепь и шину. Это снизит к минимуму шанс повреждения бензопилы или потерю мелких деталей. На подготовленную поверхность выкладывается шина и рядом параллельно цепь.
- Снимите защиту звездочки, на современных бензопилах достаточно выкрутить барашковую гайку, на более старых моделях, возможно, понадобится накидной ключ соответствующего размера.
- У основания направляющей шины натяжную звездочку поверните до конца вправо. Только в таком положении устанавливают цепь.
- Потом цепь последовательно звено за звеном накладывают на фиксирующий паз на направляющей шине. Устанавливайте цепь с верха направляющей, постепенно поворачивайте ее таким образом, чтобы шина всегда была сверху, а цепь снизу, это позволит ей всегда быть в натянутом состоянии и ложиться в направляющий паз без проблем. Когда будете выполнять этот пункт, обязательно наденьте толстые защитные перчатки, ведь ваши пальцы будут касаться режущей кромки. Если посмотреть сверху, то резец всегда расположен вперед к концу направляющей шины.
- И шину и цепь наденьте на ведущую звездочку.
- Закрепите крышку цепной звездочки на своем месте. Проследите, чтобы все монтажные штыри совпали с отверстиями. Неправильная установка с перекосами или не до конца может быть причиной посторонних шумов, дребезжания.
- Проследите, чтобы направляющие «зашли» в специальный монтажный желоб.
- После установки проверьте фиксацию цепи на бензопиле и на шине. Все должно быть надежно закреплено без люфтов.
Важный момент это степень натяжения цепи после ее установки. Настроить правильное натяжение очень просто и займет не более трех минут. Сначала нужно ослабить гайки на защитной крышке. С помощью свободно вращающегося регулировочного винта поймать правильное натяжение, чтобы цепь не оттягивалась от кромки направляющей шины более 3-5 мм.
Осталось только закрутить гайки и проконтролировать натяжение. Если нужна корректировка – провести настройку натяжения еще раз.
Как установить шину и цепь на бензопилу, смотрите в следующем видео, в котором представлен четкий алгоритм действий:
Способы проверки степени натяжения
Проверка степени натяжения является важным моментом, так как последствия неправильной регулировки могут стать фатальными для пильщика. Качество регулировки натяжения цепи можно определить по:
- При перемещении изделия вручную, она не должна заедать или возникать признаки тяжести ее передвижения.
- Режущий элемент необходимо проверить на слабость затяжки, для чего взяться за звено и попытаться оттянуть его вверх. Нормальное значение натяжения должно соответствовать выходу хвостовиков из шины(в ее середине) не более 2/3.
- В процессе перемещения устройства не должно возникать скрипов и прочих посторонних шумов.
В завершении следует отметить, что никогда не следует осуществлять регулировку цепи на горячую, так как это обязательно приведет к ряду негативных последствий. В результате таковых действий может потребоваться замена не только шины и цепи, но еще и ведущей звездочки.