Укорачиваем или растягиваем цепь
При работе с электрическими пилами могут возникать ситуации, когда требуется добавление или удаление звеньев с целью удлинения или укорочения детали. Для начала рассмотрим, когда требуется уменьшение длины цепи:
- натяжка невозможна, так как регулировочный винт уже не проворачивается;
- устанавливается шина, длина которой меньше по сравнению со стандартной.
Удлинение цепи электропилы требуется в таких случаях:
- предполагается установка более длинной шины;
- сильный износ некоторых элементов цепи.
Неравномерный износ звеньев цепи – это тоже проблема, которая требует грамотного решения. Если вы заметили, что некоторые зубчики уже изношены настолько, что не могут выполнять свои непосредственные функции, их нужно просто снять. Цепь станет короче, поэтому её следует удлинить, чтобы восстановить прежнюю длину.
Укоротить цепь проще, чем удлинить. Достаточно просто снять несколько звеньев, чтобы достичь нужной длины. Коррекция длины осуществляется при помощи инструментов для работы с заклепками. Вам потребуется станок для снятия заклепок. Прибор представляет собой механическое устройство, которое по принципу работы напоминает пресс. Станок оснащён острыми наконечниками, которые и снимают заклепки. Используя прибор для прокатки и заклепки, вы сможете присоединить одно или несколько звеньев для удлинения цепи.
Бесключевая система натяжения
Её стали применять относительно недавно, она считается новой, если не передовой. Отличается от классической гаечной, следующим:
- другим механизмом натяжителя;
- отсутствием внешней гайки затяжки;
- регулировкой без дополнительного инструмента.
Вместо гайки под ключ на 13 на крышке стоит барашковая (поворотный колпак) с ручкой для затяжки от руки. В нём также есть гайка, но она скрыта внутри. Вместо регулировочного винта под отвертку в этой системе натяжка производится с помощью натяжного колеса (регулировочной ручки).
Первые такие системы появились на немецких бензопилах Stihl.
Вместо шестеренчатого вала стоят звездочка и шайба натяжения.
Эта система имеет и недостатки:
- сам механизм сложнее традиционного гаечного;
- установка режущей гарнитуры вызывает дополнительные проблемы, т.к. затрудняет процесс сопряжение всех деталей в нужном порядке;
- меньше ход регулировки, слегка растянутая цепь ещё послужит при традиционной системе натяжки, здесь она будет провисать, и станет негодной к эксплуатации.
Из плюсов отмечается только один: не нужна отвертка и ключ, регулировка и затяжка выполняются от руки. Положительных отзывов об этой системе отметить не удается. Отрицательных, напротив, большое количество. К тем, кто привык к традиционной регулировке, бесключевая система при сборке кажется технической головоломкой.
Выбор цепи
Эффективность работы бензопилы Хускварна и ее срок службы зависят не только от умения натягивать звенья, но также от того, подходит ли она для определенной марки устройства. Различается эта деталь по нескольким критериям:
- шагу;
- толщине;
- глубине пропила;
- длине цепи и количеству ее зубьев.
Значение шага является для цепи главным параметром, на основании которого выбирается эта деталь. Его значение определяется промежутком между хвостиками. Распространенные варианты: 0,325, 0,375, 0,404 дюйма. Выяснить, какой тип нужен конкретной пиле, можно благодаря прочтению инструкции. Чем меньше шаг, тем меньшая мощность должна быть у механизма, на который следует ее натягивать.
Обозначение цифры 0,375 встречается редко, так как маркировка для удобства покупателей заменена значением 3/8, ведь 75 и 25 легко спутать, если покупка осуществляется непрофессионалом. Мощность бензопилы Гудлак, например, должна равняться 4 л.с. Иначе инструмент может испортиться.
Звенья с шагом 0,404 можно натягивать только на профессиональные механизмы, обладающие мощностью более 5 л.с.
Итак, основные маркировки:
Классификация цепей по толщине
Паз на пильной шине на разных агрегатах имеет свою толщину, поэтому для большей эффективности работы лучше выбирать оптимальную. Минимальный параметр равен 1,1 мм. Такую деталь можно установить только на бытовые механизмы с маленькой мощностью. Цепь с шириной звена 1,3 мм более популярна. Применяется как на дешевых, так и на полупрофессиональных бензопилах Гудлак.
Читать также: Печь на отработанном масле из газового баллона
Остальные типы используются на мощных инструментах: 1,5, 1,6 и 2 мм. Последние 2 из перечисленных только для профессиональных механизмов Урал. Но прежде чем выбирать деталь по толщине, нужно узнать, какую из них вообще можно установить на пильную шину конкретного инструмента.
Чем смазать цепь?
- 1,1 – самые простые пилы;
- 1,3 и 1,5 – полупрофессиональные;
- 1,6 и 2 мм – самые мощные.
Правильный уход за цепью и своевременное натяжение служит залогом долговечности. При должном внимании к бензопиле Урал или другой марки и самому работнику легче справляться с хорошо настроенным инструментом. Представленное видео помогает понять принцип обращения с механизмом.
После того, как вы какое-то время поработали бензопилой, наступит момент, когда натяжка цепи ослабнет. Это происходит из-за ее растягивания и нагрева. Многие не знают, как натянуть цепь на бензопиле, поэтому начинают искать ответ в инструкции либо в Интернете. Что же, в этой статье вы узнаете, как это делается правильно. Натяжка осуществляется примерно одинаково для любых бензопил: хоть Stihl, хоть Husqvarna, хоть Champion, хоть еще какая-либо другая.
Устройство натяжителя и принцип работы
Регулировка натяжения цепи производится простым перемещением шины:
- от ведущей звёздочки (от бензопилы) для усиления натяжки;
- к ведущей звёздочке (к бензопиле) для ослабления натяжки.
Шина перемещается с помощью простейшего шестерёнчатого механизма, который передаёт усилие от регулировочного винта к шине.
На регулировочном валу есть шип, который обязательно должен попасть в отверстие на шине при её установке. Это зацепление и заставляет шину перемещаться при регулировке.
Винт находится под отверстием в крышке, закрывающей звездочку привода, сбоку или спереди, в зависимости от модели бензопилы.
Винт в большинстве моделей имеет шлиц под плоскую отвертку. Его вращение по часовой стрелке или против движет шину медленно, по миллиметрам за один оборот. Это даёт возможность просто и точно добиться нужной натяжки.
Механизм натяжителя прост, потому достаточно надёжен. Выходит из строя по единственной причине — если зубцы шестерней привода сделаны из мягкого или хрупкого металла. Некоторые недобросовестные производители используют детали, сделанные при помощи порошковой металлургии. Зубцы на таких шестернях быстро «слизываются».
В таких случаях приходится менять узел целиком. Можно натягивать цепь вручную или с помощью тисков. Шина аккуратно, без давления на пазы, фиксируется в тисках, бензопила оттягивается от тисков до достижения нужной натяжки цепи. Это временная мера. Цепь приходится подтягивать часто, а без регулировочного механизма делать это неудобно.
Регулировка проводится при полностью установленной на место шине с цепью, при ослабленной затяжке гаек крепления, которых в зависимости от модели может быть одна или две.
Методы удаления заклепки без применения специализированных устройств
Удалить заклепки без использования специализированных приспособлений можно несколькими способами:
Удаление заклепки при помощи напильника
- Сточить выступы на наждаке. При использовании данного метода необходимо контролировать степень нажатия на заклепку, чтобы избежать повреждения рабочих деталей.
- Срезать отрезным кругом углошлифовальной машины. Стоит учитывать, что в этом случае металл нагревается, что повлияет на его свойства.
- Спилить головки при помощи напильника или надфиля. При таком способе риск повреждения звеньев сводится к минимуму.
- Срубить с использованием зубила. Перед началом работы потребуется надежно закрепить цепь в тисках.
После того, как наружные выступы полностью срезаны, понадобится выбить заклепку из посадочного места. Для этого нужно подобрать пробойник, диаметр которого будет соответствовать диаметру отверстия. Пробойник необходимо поставить на заклепку и выбить ее резким ударом молотка. После выполнения этих действий цепь будет рассоединена.
Внимание: Во избежание повреждения звеньев нужно надежно закрепить их. Кроме этого, пробойник следует устанавливать строго перпендикулярно срезу заклепки
До и после расклепывания цепи
Как заточить режущее звено цепи?
Сейчас в интернете полным-полно информации на эту тему.
Я тоже многое узнавал, пробовал, экспериментировал.
И в итоге пришёл к выводу, если, конечно, не заниматься профессионально заточкой цепи, то лучшим способом на бытовом уровне, по моему субъективному мнению, является заточка с использованием обычного полукруглого надфиля.
Во-первых, ни чего сложного – шоркой по внутренней плоскости зуба и всё.
Главное – это делать в одном направлении, Например, от себя.
Во-вторых – это по деньгам абсолютно не накладно.
Короче говоря, 15 минут усилий и цепь снова готова к резке древесины.
Идём дальше.
Коль, я затронул тему древесины, то хотелось бы ещё поделиться с вами своими наработками по заготовке дров на зиму.
Какие инструменты понадобятся
Очень часто необходимость укоротить режущий элемент возникает не в домашних условиях, а в лесу во время выполнения распиловочных работ. При наличии необходимого инструмента, данную процедуру можно выполнить быстро, чтобы продолжить выполнение работы.
Заклепанный режущий инструмент
Для разъединения звеньев режущего элемента понадобится произвести процедуру расклепки. Для выполнения таких действий своими руками понадобятся следующие необходимые инструменты:
- Молоток и наковальня
- Бородок
- Тиски
- Болгарка
Даже если возникла необходимость произвести процедуру вдалеке от дома, то сделать это не составит большого труда знающему человеку.
Это интересно! Вместо электрической болгарки можно воспользоваться аккумуляторной УШМ для расклепки звеньев, находясь при этом в лесу.
Разновидность бородка
Пробойником называется такое устройство, при помощи которого оперативно происходит процесс удаления заклепок. Простая конструкция устройства функционирует по принципу пресса. В комплектации к данному инструменту обычно прилагаются различные насадки для проведения соответствующих работ.
Заклепочно-обкатным станком называется такой вид инструмента, который представлен в виде электродвигателя с редуктором (бывают и ручные инструменты, которые в десятки раз дешевле).
Пробойник для расклепывания
На станке можно осуществлять заклепывание звеньев на цепях с шагом от 0,325 до 0,404 дюйма. Оптимальный вариант для любителей — это приобретение ручного заклепочника, который представлен на фото ниже. Такие станки достаточно дорогие, и целесообразно его приобретать, если приходится еженедельно производить процедуру укорочения цепей на бензопилах.
Это интересно! Для качественного соединения звеньев цепи бензопилы понадобится воспользоваться специальным пробойником или заклепочно-обкатным станком.
Когда все необходимые инструменты и материалы готовы, можно разобраться в вопросе о том, как укорачиваются бензопильные цепи.
Станок для заклепывания
Советы эксперта
Новые цепи в первые часы работы растягиваются больше старых. Поэтому натяжку нужно проверять уже через первые 12-20 мин. работы.
Перетяжка чревата лишней нагрузкой на двигатель с потерей мощности и ускоренным износом режущей гарнитуры и деталей бензопилы, в первую очередь звездочки привода и сцепления.
После износа 6-8 цепей и 2 шин нужно оценить состояние ведущей звездочки. На разных моделях они изнашиваются после разных сроков службы. Стёртые зубья звездочки имеют нестандартный размер. Даже если цепь не буксует по ним, срок её службы сокращается.
После каждой корректировки натяжки рекомендуется смазывать ведомую звездочку в конце шины. Для этого около неё есть специальные отверстия. Масло от насоса туда попадает по остаточному принципу, а иногда не попадает совсем. Поэтому вместе с ключом и отверткой для натяжки нужно иметь под рукой масленку. Для смазки достаточно 3-4 капель.
Недостаточная смазка ускоряет износ режущей гарнитуры и растяжку цепи. Плановый расход масла у разных бензопил отличается. У некоторых моделей 1 бачок масла расходуется почти одновременно с 1 бачком бензина. У других 1 бачок масла хватает на 2 заправки бензином. Признак хорошей смазки — масляный блеск цепи и её мягкий ход по пазу.
Как определить размер и шаг цепи
Для цепей бензопил и электропил есть три единых важных параметра:
В таблице 1 указаны расстояния между заклепками, которые позволят владельцу верно определять шаг цепи. Кроме того, в инструкции к оригинальной электропиле или бензопиле обязательно будет указан шаг, длина, количество звеньев цепи.
Общая длина цепи зависит от точного количества зубьев на внутренней стороне. Нужно посчитать количество звеньев привода, это и будет длиной цепи.
Ошибкой будет считать, что на все шины длиной 40 см можно одевать одинаковые цепи.
Видео — как натягивать цепь на бензопиле Штиль:
Также важно знать толщину хвостовика (звена привода). Хвостовик удерживает цепь на шине
Для того, чтобы понять, как должна измеряться толщина этой детали, смотрите таблицу 2.
Таблица 2. Толщина хвостовика.
Для непрофессиональных бензопил наиболее распространенным является шаг цепи 0,325 дюймов. Такие цепи идеально подходят цепным пилам мощностью до 2500 Вт. Подбирать цепь лучше не самостоятельно, а с помощью продавца или специалиста, которые работают с комплектующим к бензопилам и электропилам.
Видео с советами — как подобрать цепь для бензопилы:
Основные неполадки цепи бензопилы
Те, кто сталкивался с подобным оборудованием знают, что у всех типов есть специальный тормоз. Выглядит он как большая ручка, которую отодвигают для блокировки вращения. Люди без опыта могут забыть про эту особенность, и во время пилки не будут снимать блокиратор. Эксплуатация инструмента таким подходом станет следствием поломки тормозов или сцепления. В этом случае не сложно диагностировать проблему, однако, бывают ситуации, когда ослабевает цепка. Некоторые не могут понять, почему слетает цепь на бензопиле во время распиливания.
Есть несколько причин данной неисправности:
- использование свежей цепочки и старой звёздочки. Две этих запчасти участвуют в распиле одновременно, и их замена проводится равномерно. Так можно избежать неприятностей и добиться наилучшего эффекта;
- не учитывается обкатка. После монтажа элемента следует запустить мотор и «погонять» пилу на малых и средних оборотах. Этим воздействием смажутся все звенья, но натяжка ослабнет. Далее, перед повторной подтяжкой, механизму даётся время чтобы остыть;
- низкое качество изделий. На строительном рынке можно встретить множество производителей, среди которых часто попадаются подделки. Поэтому к таким покупкам советуется относиться внимательно;
- долгое использование и недостаток масла. От этого железо начинает перегреваться, и оно теряет все свои свойства (в том числе и упругость).
Это не все признаки, из-за которых могут возникнуть неприятности. Ключевым является правильная затяжка. Сделать её не трудно, однако, если упустить малейшую деталь, цепочка будет постоянно спадать. Подобное может стать причиной повреждений специалиста. Снизить вероятность можно одним способом: чётко соблюдать действия диагностики и смены цепки.
Немаловажный момент – эксплуатация агрегата в зимний период времени. В этом варианте нужно устанавливать дополнительный фильтр, защищающий основные детали от попадания снега. Для запуска и прогрева нужно помнить про подсос и воздушную заслонку, а инструмент хранить в тёплом помещении. Если пренебрегать этими правилами, то низкая температура заморозит остатки жидкости и грязи на поверхности, что приведёт к проблемам запуска двигателя. Ещё резкие перепады температуры и влажности будут оказывать разрушающий эффект на все железные составляющие.
Если натяжение не помогает
При правильной установке цепи не должно быть провисания, при оттягивании зубья выходят из пазов не более 4-6 мм. После работы прокрутить ее вдоль шины по направлению вращения, ход должен быть плавным и легким. Если коррекция натяжения не помогает, причина недостаточного напряжения может быть связана со следующими факторами:
- несовместимость модели цепи (шаг зубьев, длина, размер) и пильной гарнитуры вашей модели бензопилы;
- выход из строя направляющих звездочек;
- поломка натяжителя, регулировочного винта;
- недостаток смазки (проблема решается дополнительным использованием масла);
- механические повреждения нижней части зубьев, пазов в гарнитуре.
Рисунок 4 – Чрезмерное растяжение
Если не удается добиться достаточного натяжения цепи, инструмент категорически нельзя эксплуатировать. Следует проверить совместимость всех составляющих, при возможности обратиться в сервисный центр для устранения поломки. Использование бензопилы без качественной настройки может приводить к опасным последствиям.
Как натянуть: установка режущего элемента бензопилы
Мы проанализировали основные причины провисания цепи. Как установить цепь на бензопилу рассказано в пункте выше. Теперь нужно как следует натянуть цепь и проверить, не перетянется ли она.
Натяжение цепи
Растянуть цепь можно двумя способами: быстро и фронтально. Лучший способ растянуть переднюю часть. это.
Если выполнять лобовое натяжение, то нужно открутить гайки, удерживающие шину, и приподнять ее за край. Специальным болтом справа нужно натянуть цепь до получения приемлемого натяжения, а затем поднять шину еще выше и зажать ее.
Если используется метод быстрой затяжки, сначала поднимите ручку барашковой гайки и ослабьте ее. Затем затяните винт натяжения цепи по часовой стрелке до упора. Затем снова затяните барашковую гайку и опустите ручку.
Проблемы с автобусом
Когда возникают проблемы с шиной, почти всегда ослабляется натяжение цепи. Обычно эта проблема возникает в месте крепления шины.
Это место находится в канавке между внешней пластиной, которая расположена на кожухе цепи, и внутренней пластиной, которая расположена на корпусе двигателя. Кожух вместе с шиной фиксируется болтом. Это крепление называется «блок двигателя». Ведущая звездочка и опора шины защищены специальными кожухами.
Если крепежные болты ослаблены, шина начинает двигаться или вибрировать. Если шина в порядке, то натяжение цепи должно быть нормальным. После растяжки она не менее пяти рабочих дней будет ходить без подтяжек. Поэтому нужно аккуратно затягивать болты, удерживающие шину.
Чтобы понять, как натянуть цепь на бензопиле, сначала нужно найти и отпустить тормоз цепи. Натяжной винт находится рядом со шиной и поворачивается, пока цепь не натянется на шину. Затем потяните цепь по часовой стрелке. Если он не двигается, слегка ослабьте его, повернув натяжной винт в обратном направлении.
Ремонтные стандарты и ограничения
Рекомендации по фиксации сточенных заклепок электросваркой не учитывают изменения структуры металла от даже кратковременных высокотемпературных воздействий сварочной дуги.
Прихваченные сваркой или прогретые абразивным кругом болгарки, соединительные элементы цепи менее износостойкие, что существенно сказывается на их надежности.
- Тугое соединение соседних звеньев сопровождается дополнительными нагрузками на двигатель и кинематику бензопилы.
- Отсутствие плавного хода цепи затрудняет вход гарнитуры в пропил, не исключается возможность обратных ударов и других травмоопасных моментов.
- «Перетянутые» и прослабленные соединения отремонтированной цепи в большей степени подвержены обрывам при резком перепаде нагрузок.
Самый простой по конструкции станок для ремонта цепей бензопил оправдывает свою стоимость возможностью полностью за короткий отрезок рабочего времени переклепать поврежденную цепь и восстановить ее работоспособность на уровне до 90%.
Цепи бензопил китайского производства по сути своей являются копиями европейских моделей, поэтому приведенные выше рекомендации по ремонту действительны для всего китайского цепного ассортимента.
Причины, почему бензопила пилит криво?
Существует несколько распространенных факторов, которые ухудшают балансировку режущей гарнитуры пилы и портят линию реза.
К ним относятся:
неравномерная самостоятельная заточка режущих зубов – довольно часто бензопила пилит в бок из-за нарушения последовательности при заточке пильного органа. Согласно указаниям в инструкции, зубцы должны быть заострены на одинаковом расстоянии. В случае нарушения этого правила зубья, которые были сточены больше остальных, изнашиваются быстрее их. В результате цепь заметно отдаляется от центра, оставляя за собой кривую неаккуратную линию реза;
- эксплуатация цепи, параметры которой не соответствуют шине – у каждой шины есть свои характеристики, включающие ширину паза. Именно от нее зависит возможность установки режущего органа на направляющую. Если на шину с пазом 1,3 мм установить цепь с посадочной шириной 1,3 мм, то останется зазор в 0,2 мм. Он приведет к неравномерному движению режущей гарнитуры по пильному полотну, в результате чего бензопила будет пилить криво;
- повышенный износ режущих зубьев цепи – если бензопилу уводит в сторону , то это может говорить о чрезмерном износе цепи. Чтобы проверить режущий орган, нужно снять его с шины и осмотреть плоскость ее соприкосновения с направляющей шиной. Если режущие зубья действительно изношены, значит цепь нужно заменить, не пытаясь заточить ее.
Советы по эксплуатации
Недостаточно знать, как натягивается цепь на бензопиле. За пилой нужно правильно ухаживать, тогда вы продлите жизнь не только цепи, но и всему механизму. Вот несколько советов по использованию:
- Регулярно очищайте и смазывайте воздушный фильтр маслом. При необходимости замените фильтр новым.
- Перед началом работы всегда проверяйте, чтобы все гайки и болты были плотно затянуты, чтобы во время работы механизм не вышел из строя.
- Регулярно смазывайте подшипники, а также не забывайте об очистке свечи зажигания от мусора.
- Смажьте ведомую звездочку. И после использования бензопилы не забывайте ее чистить.
- Всегда вовремя смазывайте, затачивайте и натягивайте цепь, тогда не будет проблем с шиной и цепью.
Если вы будете следовать всем вышеперечисленным советам, ваша машина прослужит намного дольше, чем гарантийный срок.
Установка цепи на бензопилу, как правильно натянуть и проверить натяжение
Если у вас дома есть бензопила, то знайте, что она требует особого ухода. Необходимо время от времени чистить и затачивать цепи, очищать воздушный фильтр, подачу масла и шины. Ну и, конечно же, нужно следить за натяжением цепи, ведь при плохом натяжении есть риск не только навредить пиле, но и собственному здоровью, если цепи слетят на больших скоростях.