Обратный молоток для кузовного ремонта

Как правильно применять обратный молоток

Предварительно нужно обязательно внимательно осмотреть проблемный участок – это позволит точнее рассчитать силу приложения инструмента. Если используется молоток с крючком, то проблемный участок сперва зачищается до металла. После этого туда привариваются ремонтные скобы. За них потом и нужно зацепить крючок молотка. Вмятина вытягивается аккуратными несильными ударами. Торопиться здесь не нужно – все движения должны быть точными и выверенными. И не забывайте, что с помощью такого молотка можно будет выровнять лишь небольшие вмятины.

Обратный молоток — это необходимый инструмент, с помощью которого можно исправить вмятины в труднодоступных местах кузова автомобиля. Это такие части авто, где невозможно выдавить вмятину с обратной стороны.

К ним в основном относятся арки, пороги и стойки автомобиля. Такое оборудование применяется при незначительном повреждении определенного участка, которое не требует замены всего фрагмента.

Инструмент этот не представляет сложного оборудования и не имеет крупного размера. Именно об обратном молотке будет повествоваться в данной статье.

Специальный набор молотков для рихтовки

Многие в процессе рихтовки используют специальный набор молотков. Он состоит из следующих видов данного инструмента:

  1. С плоским бойком – для качественной обработки плоской поверхности.
  2. С выпуклым бойком – для эффективного устранения дефектов, присутствующих на выпуклой поверхности кузова.
  3. Гладилки – применяются для сглаживания всех видов выпуклых дефектов.
  4. Молоток, имеющий насечки – используется для работы с разными вытянутыми поверхностями.
  5. Специальные крючки для выдавливания вмятин с внутренней стороны кузова авто.
  6. Напильники, имеющие насечки, которые используются для обработки относительно небольших поверхностей.
  7. Наковальни и поддержки – это качественное дополнительное оборудование, которое требуется для эффективного крепления металла и его поддержки в процессе рихтовки.

Технология рихтовки

Мало сделать обратный молоток своими руками – важно знать методы работы с ним, чтобы получить достойный результат или, по крайней мере, не сделать худшего. Существует несколько вариантов рихтовки кузова, в зависимости от проблемы:

Устранение крупных вмятин

Как правило, обратный молоток используется для устранения вмятин. Оно начинается по спирали – от краев к центру. Если поступить, наоборот, то произойдет смещение только центра, а бока останутся вогнутыми, отчего дефект получится еще более сложным и жестким, не поддающимся выправлению обычным способом. Поэтому в работе необходим навык.

Когда профиль кузова восстановлен, работу нельзя считать законченной – вид не располагает. Далее, происходит прямая ковка тем же инструментом, но с разглаживающей насадкой в виде лопатки и контр опорой. Для проведения работы потребуется обратный молоток с набором насадок – так работа пройдет наилучшим образом и даже мелкие дефекты будут устранены.

Устранение вспучины на кузове

Вмятины не обходятся без обратного эффекта – на площади авто появляются вспучины. Их устранение возможно. Для этого используется термическое воздействие с помощью сварки, чтобы снять напряжение металла в середине, тем самым делая дефект готовым к сглаживанию. Работу ведут от края разогретой докрасна вспучины к ее центру – его нащупывают вручную, там больше всего пружинит. Когда контуры кузова обозначены, место рихтовки проливают холодной водой, что еще больше поспособствует втягиванию металла.

Второй способ исправить вспучины. Заключается он в холодной рихтовке металла до контуров при помощи опоры и лопатообразной насадки надевающийся на обратный молоток для кузовного ремонта. И затем готовое место разогревается, для сглаживания контуров монтажа. После чего дефект проливается холодной водой. Однако такой метод имеет существенный недостаток – если металл тонкий, то перепад температур приведет к разрыву и трещинам.

Инструмент для холодной рихтовки вам может пригодиться

Правка вмятины вытягивающим молотком

Эта стандартная процедура, описанная выше. Рассмотрим более подробно: место дефекта тщательно очищается от лакокрасочного материала на большей площади, чем это нужно и места тщательно зашлифовываются. К вмятине приваривают вспомогательные кольца, за которые цепляется обратный молоток для рихтовки. Их потом отбивают. Дальше ударами груза по ограничителю на рукояти, добиваются передачи усилия по стержню к вмятине, и таким образом, инструмент понемногу вытянет дефект.

Вытягивающий обратный молоток нужен для вертикальных поверхностей авто – для крыши и днища он не годится, там справится обычная киянка или стандартный инструмент по железу.

Электровытягивание

Мелкие вмятины лучше вытягивать специальным инструментом, так как молоток с обратным ударом может привести к большим дефектам. Внешне устройство напоминает короткую дрель, где вместо сверла вставляется электрод. В результате работы получаются наплавления металла в центре вмятины, которые потом вытягивают, нажимая на кнопку обратного хода прибора. Нюанс – нельзя пережигать металл, поэтому сварка идет не более 0,3 секунды, точечными движениями. При навыке изготовить обратный молоток для споттера своими руками, возможно, но не без трудностей, используя для этого сварочный аппарат и корпус дрели с выдвижным механизмом.

Сложность работы заключается в схеме – чертеж обратного молотка для споттера не самая важная его часть. Главный элемент подобного инструмента – электрическая начинка, куда входит трансформатор, стабилизатор, тиристор и конденсатор. Если доморощенному мастеру эти слова о чем-либо говорят, то ему можно смело приниматься за работу – схема прилагается.

Тонкая рихтовка кузова

После того как принцип работы обратного молотка освоен на практике и поверхность кузова пришла в годное состояние, его доводят до логического конца. Такой процедурой считается обработка повреждения напильниками, после устранения большой проблемы. Мелкими шлифовками с работой не справится, поэтому подбирают грубые, но есть нюанс в работе – ими поверхность деформируется при отсутствии навыков.

Конструкция молотка и основные материалы

Первый молоток появился очень давно. Можно сказать, что это первый из инструментов, который люди применяли для своих нужд. Все мы видели молоток, много раз держали его в руках и знаем, что простейший молоток состоит из двух основных элементов: рукоять и головка.Головка имеет несимметричную форму, одна её часть имеет заострение, которое называют клин, а другая часть – плоская или немного выпуклая, её называют боек. Это главная ударная часть молотка, на которую приходится основная работа. Она имеет достаточную прочность и площадь для того, чтобы выдерживать многократные удары по твёрдым поверхностям. Клиновиднаячасть молотка служит для раскалывания чего-либо или при чеканке. Её форма позволяет развивать большую силу удара благодаря меньшей площади контактной поверхности.

В центре головки расположено специальное отверстие для крепления рукояти, которое называется всад. Обычно он выполнен в виде круглого или овального отверстия, которое плавно переходит в конус. После крепления головки на рукояти, часть ее, которая выступает из отверстия, расклинивают, чтобы она полностью заняла внутреннюю полость всада. Такое крепление предотвращает спадание головки.

Для того, чтобы обеспечить высокую прочность и долговечность головки, её изготавливают из высокопрочного металла методом ковки, литья или фрезерования, с последующей термической обработкой. Специальные режимы закалки позволяют добиться высокой поверхностной прочности при вязкой сердцевине. Упрочнённый поверхностный слой достигает 3-5 мм. Такая структура обеспечивает высокую твёрдость, но в то же время защищает головку от хрупкости. Для защиты головки от коррозии, её покрывают гальваническим покрытием или используют специальные виды красок.

Универсальнымматериалом для изготовления рукояти молотка всегда было дерево. Оно очень прочное, не скользит в руке и имеет длительный период службы, а если в процессе использования вы все же сломаете рукоять, её очень легко заменить или даже сделать самому

Очень важно, чтобы волокна древесины, из которой изготовлена рукоять, были перпендикулярны головке. В таком случае при ее поломке вы не травмируетесь. Порода дерева должна быть определённого вида. Для этих целей хорошо подойдет бук, берёза, ясень, дуб, граб, клён или рябина

Не подходящими породами являются сосна, осина, ольха и ель

Для этих целей хорошо подойдет бук, берёза, ясень, дуб, граб, клён или рябина. Не подходящими породами являются сосна, осина, ольха и ель.

Есть рукояти, выполненные из металла или пластика, а более современные молотки выпускаются с фиберглассовыми ручками. Это новый материал, который очень хорошо проявил себя в использовании. Он не скользит в руке и помогает снизить силу отдачи при ударе. Металлические рукояти полые внутри, имеют форму круга в поперечном сечении, и для удобства работы, покрываются резиной. Пластиковые ручки тоже покрыты слоем резины. Рукояти из пластика, металла или фибергласса имеют два преимущества перед деревом: они не рассыхаются со временем и не подвержены разбуханию при контакте с водой. Выбирайте в зависимости от того, с каким материалом вам удобнее и приятнее работать. Главное, чтобы рукоять была намного легче, чем головка и имела соответствующую длину.

Крючки, рычаги и прочие приспособления

Рихтовщику, который работает над приданием деформированному кузову первоначальной формы, для выполнения полного объема ремонтных работ с автомобильным покрытием пригодятся также:

Рихтовочные крюки должны быть изготовлены из металла толщиной не менее 10-12 мм.

Выпуклые, упругие, вытягивающие, выравнивающие, универсальные ложки.

Ложкоподобные инструменты производят выгибание и вытягивание труднодоступных (внутренних) частей кузова.

Другие рычаги для контактного ремонта.

Рычаги применяются там, где обычного человеческого усилия не хватает.

Правка и рихтовка автомобилей производится, начиная с самой большой вмятины, с использованием подходящих инструментов, при этом рихтовочные молотки остаются основным выпрямляющим приспособлением.

В целях выравнивания вдавленных частей неотрихтованного кузова автомобиля применяется гидравлический кузовной ремонт. С помощью насоса со всевозможными прямыми и фигурными насадками, оснащенного цилиндрами и работающего на гидравлическом механизме, осуществляют вакуумную вытяжку вмятин авто. При невозможности сделать выпрямление с помощью насосов полезными могут стать зажимы и захваты. В рихтовочные комплекты обычно включают несколько таких зажимающих приспособлений разных размеров (диаметров). Также захваты различаются между собой количеством креплений (их может быть от 1 до 3 шт.) и способом фиксации (самый распространенный метод укрепления на кузове — с помощью шурупа).

Пневмомолотки используются для качественного рихтования труднодоступных мест авто. Также для выполнения особо сложных рихтовочных работ существуют специальные металлические механические агрегаты, имеющие несколько опор (от двух до четырех), между которыми закреплен опускающийся и поднимающийся стержень. Он просовывается в заранее проделанное отверстие той части кузова, где требуется вытягивание. Вместе со стержнем на таком приспособлении обычно используются крепления.

Перед началом рихтовочных работ следует, осмотрев повреждения авто, из всего разнообразия специнструментов подобрать те, которые помогут в рассматриваемом случае. Для небольших повреждений подойдет домашний рихтовочный набор, чтобы выполнить выпрямление более глубоких вмятин, следует прибегнуть к помощи специалистов из авторемонтной мастерской.

Популярные товары

Nordberg WS5 (220В)

Nordberg WS9 (380В)

Nordberg WS10 (380В)

занимается поставками сертифицированного оборудования для кузовных цехов с 1998 года. Мы реализуем профессиональный инструмент, различные агрегаты и устройства с доставкой и монтажом. В случае необходимости нами может быть выполнен полный комплекс работ под ключ. На всё оборудование для кузовного цеха и оказываемые услуги предоставляется официальная гарантия.

Как самостоятельно изготовить обратный молоток из старого амортизатора

Лучше всего подходят ВАЗовские стойки амортизатора. После разбора старой машины не спешите сдавать в металлолом старые части. Приложив некоторое усилие и смекалку, несложно сделать обратный молоток из амортизатора.

Проектирование устройства

Прежде нужно разобраться с конструкцией. В классическом варианте механический обратный молоток представляет собой штырь длиной 50 см и диаметром 15-20 мм. С одной его стороны закреплена ручка, с другой – фиксирующее устройство (крюк, вакуумные присоски, болт с резьбой). Между ними свободно скользит стальная втулка – гиря.

Проектирование устройства

На этапе проектирования решите, какие еще элементы потребуются, чтобы сделать обратный молоток из амортизатора. Составьте чертеж изделия, нанесите необходимые размеры. Готовые схемы можно взять в интернете.

Необходимые материалы и инструменты

После правильной разборки стойки у вас окажется необходимый материал, чтобы соорудить обратный молоток своими руками из амортизатора.

Список инструментов для работы:

  • болгарка;
  • электросварка;
  • слесарные тиски;
  • стандартный набор ключей;
  • газовая горелка.

Подготовьте тару для смазки, вытекающей из полости трубы во время резки.

Разборка стойки амортизатора

Для создания полезного приспособления-съемника нужны верхняя часть старой запчасти и шток.

Разборка стойки амортизатора

Зажмите деталь в тиски, подставьте посуду под то место, где будете делать срез. Отпилите трубу до тарелки с пружиной. Работайте аккуратно, не зацепите шток.

Снимите со стойки крепежи, другие детали. У вас остается шток и верхняя крышка. Выньте из последней сальник и втулку.

Изготовления обратного молотка

Освободившийся шток будет служить основой, из которой и получится функциональный обратный молоток из амортизатора. Осталось снабдить штырь тремя деталями: это рукоять, груз-гиря и насадка.

Дальнейшая инструкция:

  1. С одного края стержня — там, где резьба — прикрепите рукоятку. Зафиксируйте ее, приварив с обеих сторон гайки. Места сварок обработайте по правилам: удалите болгаркой наплывы и неровности, отшлифуйте.
  2. Из куска амортизаторной стойки и подобранной к ней трубки нужного диаметра сделайте подвижную гирю. Смонтируйте элемент на главный штырь.
  3. На противоположный от рукояти конец прута присоедините насадки.

Изготовления обратного молотка

Последние можно менять по потребности: возможно, это будут зацепы для выравнивания вмятин на кузове автомобиля или вы хотите выбить закисшие гранаты, ступицы, форсунки. Можно использовать на конце приспособления вакуумные присоски, крюки.

Как сделать рукоятку

Для удобного пользования прибором найдите и закрепите на одном конце главного рабочего стержня прорезиненные боковые ручки от электроинструментов. Если не нашлось подходящих деталей, приладьте любой хомут, который комфортно ляжет в руку.

Как вариант, используйте кусок топливного шланга. Закрепите его с обеих сторон гайками.

Как сделать подвижную гирю

На эту важную деталь пойдет остаток трубы от амортизаторной стойки. Обратный молоток из штока амортизатора бесполезен без груза-гири: ее вес должен составлять не меньше 1 кг.

Порядок изготовления гири:

  1. Подберите трубу меньшего сечения, чем кусок от стойки, но больше диаметра штока (груз должен свободно скользить по стержню).
  2. Вставьте одну трубку в другую так, чтобы они не соприкасались стенками.
  3. Отцентрируйте детали, заварите один торец, второй оставьте открытым.
  4. Расплавьте свинец, залейте в зазор между трубами. После застывания металла гиря готова к работе.

Обратный молоток из штока амортизатора

Свинец можно «добыть» из старого аккумулятора и расплавить в корпусе от ненужного масляного фильтра. Либо, заложив кусочки свинца между стенок гири, направить на деталь пламя газовой горелки.

Остывшей гире придайте эстетичный вид (срежьте наплывы от сварки, пройдитесь наждачной бумагой), наденьте красивый тяжелый элемент на шток. Обратный молоток своими руками из амортизатора готов.

Лучшие обратные молотки на холодном клее

Испытав на практике наиболее популярные модели инструментов данного типа, для бережной рихтовки профессионалы советуют купить обратный молоток на холодном клее 1PDR или 2215002 – оба отличаются повышенной надежностью и эффективностью при выполнении кузовного ремонта.

Эконом обратный молоток с насадкой на холодном клее 2215002

Система на холодном клее от производителя 1PDR обеспечивает возможность исправления деформации поверхности на больших площадях, значительно ускоряя проведение восстановительных работ и их эффективность.

Эконом обратный молоток с насадкой на холодном клее 2215002

В комплект поставки входят обратный молоток, холодный клей, переходник диаметром 44 миллиметра. Масса изделия – 1,75 килограмм.

Обратный молоток 1PDR под холодный клей (без насадок)

Инструмент под холодный клей от компании 1PDR незаменим при проведении работ по восстановлению кузова, повышает их скорость и производительность. Перетягивание металла при его использовании исключено.


Обратный молоток 1PDR под холодный клей (без насадок)

Молоток весит 2,4 килограмма. Насадки нужно покупать отдельно.

Виды молотков

Зная, как выглядит обратный молоток, нужно понимать, что он бывает разных видов. Все инструменты обладают практически одинаковым действием, имеющим незначительные отличия. Каждый из молотков применяется в определенных случаях для устранения того или иного вида повреждений. Некоторые из инструментов можно использовать для беспокрасочного удаления дефектов. Но иногда обратный молоток имеет такой принцип действия, что после него потребуется обновление покрытия кузова. Особенно это относится к инструментам для рихтовки, которые крепятся к железу сваркой.

Вакуумный обратный молоток

Вакуумным называется обратный молоток, который крепится к металлу присоской. Для создания вакуума применяется компрессор. Для повреждений разных размеров и формы используются свои виды присосок.

Вакуумный обратный молоток

Такой обратный молоток имеет принцип работы, позволяющий удалить вмятины без повреждения лака и краски. Поэтому им нужно пользоваться при неповрежденном лакокрасочном покрытии.

Обратный молоток на клееной присоске

Принцип действия обратного молотка на клееной присоске такой:

  1. Закрепить присоску из резины клеем к поверхности, на которой есть дефекты.
  2. Как только клей просохнет, прикрепить к присоске штырь с резьбой.
  3. Вытянуть вмятину обычным для этого инструмента способом.
  4. Снять штырь.
  5. Удалить присоски, немного подогрев клеевую основу феном.
  6. Убрать остатки клея растворителем.

Обратный молоток с набором присосок

Такой обратный молоток используется для удаления дефектов без окраски кузовных деталей. Он применяется со специальными клеем и растворителем, которые не повреждают ЛКП машины.

Инструмент позволяет бесследно устранять даже значительные вмятины железа. После работы поверхность нужно тщательно промыть водой.

Иногда может потребоваться полировка, если на краске и лаке присутствуют царапины. А пользоваться таким инструментом можно только в теплую погоду или в отапливаемом помещении. На морозе клей неэффективен.

Обратный молоток со сварочной фиксацией

Обратный молоток, который имеет название «со сварочной фиксацией», применяется при подготовке металла к покраске. При прикреплении инструмента к поверхности избежать нарушения лакокрасочного слоя не удастся. Для его использования потребуется предварительное удаление грунтовки и краски с ремонтируемой поверхности. Перед работой к металлу приваривается гайка. Затем к ней нужно прикрутить штырь молотка. Им выполняется вытягивание вмятины. По окончании работ гайку срезают, а поверхность – грунтуют и красят.

Обратный молоток со сварочной фиксацией

Зная, что такое обратный молоток, требующий сварки, многие мастера используют сейчас его в крайнем случае. Работать этим инструментом трудно, а его эффективность не всегда высока. Поэтому он применяется только при сложных повреждениях. Но раньше, когда не существовало иных типов инструментов для устранения вмятин, приходилось пользоваться только им.

Механический молоток

Существует и механический обратный молоток, который внешне напоминает обычный. Он крепится к поверхности крючками или зажимами. Его использование на автомобильном кузове ограничено. Инструмент может применяться там, где есть место для крепления. Иногда для этого приходится вырезать отверстие, которое потом будет заварено. Но этот способ применяется очень редко.

Механический обратный молоток

Иногда такой молоток используется для снятия ШРУСов или подшипников. Он позволяет быстро удалить деталь при ограниченном доступе к ней и не повредить ее. Инструмент может применяться и для иных ремонтных работ.

Инструмент для работы с пластиком

Специальный инструмент для работы с пластиковыми деталями необходим для выполнения сварочных функций. Так как пластик очень легко плавится при воздействии на него высоких температур, то это его свойство очень широко применяется и при проведении ремонтных работ.

  1. Паяльник. Проведение паяльных работ, например, при ремонте бампера, требуется довольно часто. На практике возможно применение двух видов паяльников:
  2. электрический;
  3. воздушный (по сравнению со стоимостью электрического — очень дорогостоящий инструмент).
  4. Термопистолет. Незаменимое оборудование при выправлении мелких вмятин. Принцип его действия: разогревает пластик, благодаря чему повышается его гибкость, и становится возможным придание нужной формы. Устаревший вариант термопистолета — газовая горелка, применение которой осложнялось невозможностью регулировки температуры.
  5. Воздушный фен. Его использование аналогично использованию термопистолета. Мастер должен пользоваться тем инструментом, которым ему удобней работать.

Устройство и принцип работы

Этот инструмент имеет специфическое устройство, он состоит из металлического штыря, размер обратного молотка около полуметра. С одной стороны штыря расположена массивная рукоять, а с другой – крепежное устройство, с помощью которого он фиксируется к обрабатываемой поверхности. Перед крепежным устройство расположена специальная, движущаяся гиря.

Как же он работает? Для работы нужно прикрепить инструмент к необходимой поверхности, одной рукой держать за ручку, а второй за гирю. Затем резким движением привести гирю к ручке, за счет чего образуется вытягивающее усилие. При этом движении можно почувствовать удар, который отводит металлическую поверхность в сторону рукояти. Сам эффект похожий на удар обычного молотка, но с обратной стороны.

Принцип действия присоски для обратного вакуумного молотка похож принцип работы сантехнического вакуума.

Разные модели могут дополняться различными аксессуарами, в том числе гирьками разного веса, для создания усилия в широком диапазоне, но принцип работы неизменный. Также производитель может предоставлять комплект креплений. Это позволяет эффективно использовать инструмент при ремонте различной сложности и в разнообразных ситуациях.

Очень важно правильно компоновать инструмент, исходя из характеристик обрабатываемого металла. Если он слишком тонкий, молоток с большой гирей может не выровнять поверхность, а сделать горб

Работать им нужно очень аккуратно, так как малейшее отклонение от необходимого усилия не принесет желаемого результата. Применять этот инструмент рекомендуется только в тех случаях, когда нет доступа с обратной стороны кузова. Во всех остальных случаях лучше использовать резиновую киянку.

Если фиксация к корпусу выполняется помощью сварки, важно чтобы крепление остыло. Иначе тянуться будет не вмятина, а разогретый металл

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий