Трос для лебедки: синтетика или металл?
Кевларовый или синтетически трос чаще всего используется на лебедках, предназначенных для внедорожных видов средств передвижения. И на то есть перечень объективных причин:
Удобство эксплуатации – малый вес, легкое сплетение, не тонет, не ранит руки;
Высокая прочность – новый кевларовый трос надежнее обычного металлического
Но важно учесть, что при активном использовании прочность синтетики снижается;
Относительная экономия в массе, но, полезно понимать, что облегчение передней части кузова на 5-10кг особо роли не играет.. Конечно, еще одним плюсом синтетического троса является возможность его применения в качестве удлинителя, но самостоятельно использовать как средство для высвобождения авто синтетику нельзя
Конечно, еще одним плюсом синтетического троса является возможность его применения в качестве удлинителя, но самостоятельно использовать как средство для высвобождения авто синтетику нельзя.
Рассмотрим и минусы кевларового троса:
- Высокая стоимость качественных изделий;
- Трудоемкость ухода – нуждается в систематической стирке и просушивании (не под солнечными лучами);
- При эксплуатации синтетический трос повреждают грязь, гравий и прочие мелкие твердые частицы;
- Высокий риск закусывания (впрочем, как и в случае с металлическим тросом);
- Невозможность применения в условиях отрицательной и слишком высокой температуры.
В свою очередь, металлический трос для лебедки имеет доступную цену за бухту и не боится низких температур. Уход предельно простой и нетрудоемкий, нетребовательность к рельефу.
Минусами металлического троса являются следующие моменты:
- Большая масса;
- В случае разрыва разбурит все на своем пути;
- Обязательное условие – работа в перчатках (обычные тканевые не подходят);
- Относительно часто возникают заломы, которые впоследствии могут привести к разрыву троса для лебедки.
Как показывает практика, синтетический трос лучше всего ставить на новую лебедку. В случае с уже бывшей в активном использовании лебедкой требуется замена направляющих роликов, а также полировка или смена барабана, исцарапанного металлическим тросом. Если проигнорировать эти рекомендации, то имеющиеся следы эксплуатации на оборудовании будут постепенно «съедать» трос для лебедки.
Отзывы подтверждают, что пользователи приходят к синтетическому тросу не сразу. Металлический в ряде случаев может быть куда практичнее и выносливее, однако опыт и многократное использование лебедки позволяет приноровиться и к синтетике.
Значительно облегчить задачу и избежать ошибок поможет руководство пользователя, прилагающееся к каждому виду грузоподъемной и тяговой техники.
Тросы “LIROS”
Немецкая фирма «LIROS» основана в 1845 году. При этом она уже 160 лет успешно развивается на европейском рынке и производит плетеные синтетические (кевларовые) тросы и натуральные канаты, веревки, стропы, использующиеся во многих областях, в частности:
- в промышленной индустрии (буровые установки, нефтегазопромысловое оборудование, угольная промышленность, строительство, утепление брусовых и бревенчатых домов, оснащение грузоподъемных устройств и механизмов и т.д.),
- в автомобильных видах спорта (синтетический – кевларовый трос специально для лебедок, для офф-роуда),
- в воздушных видах спорта,
- в водных видах спорта (закрепляющие элементы, оснастка судов морского и речного флота (в том числе оснастка тралов), швартовые, буксировочные и якорные канаты, такелаж стоячий и бегучий, снасти для крепления рангоута и т.п.),
- в быту и хозяйстве (коммунальное хозяйство и сантехнические работы, уплотнение трубных соединений, сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля, почтовые учреждения, дома и на даче – для упаковки, увязки, для хозяйственных и вспомогательных нужд, в декоративных целях).
Дополнительно могут использоваться в качестве оборудования спасательных средств, трапов.
Купить трос LIROS
Наша компания предлагает купить тросы LIROS. Их ассортимент разнообразен, насчитывает более 1000 наименований данного вида продукции и постоянно пополняется.
В настоящее время все большее количество людей отдают предпочтение марке «LIROS», так как продукция данной фирмы отличается превосходным качеством и обладает высокой степенью надежности. На сегодняшний момент купить трос марки «LIROS» можно во всех специализированных магазинах Германии, магазинах других стран Западной Европы, а теперь и у нас в России.
Тросы фирмы «LIROS» – это не только немецкое качество и практичность, но и инновационные решения в области усовершенствования материалов, из которых изготавливается данная продукция.
оборудование от LIROS
Постоянно проводимые исследования и новейшие разработки в этой области, участие в крупнейших выставках, позволяют нашей компании сохранять лидирующие позиции и высокую популярность данного вида продукции. Купить трос или получить профессиональную консультацию можно по телефону или через онлайн консультант JivoSite.
- контакты ТЕХНОИМПЭКС
- партнеры ТЕХНОИМПЭКС по России
Интересные статьи о современных тросах, такелаже, канатах, их использовани читайте на сайте 1000 статей.
Какой длины и какого диаметра ставить синтетический трос.
Прежде всего стоит исходить из того какой длины и толщины «родной» трос на лебёдке. Длина на Warn традиционно 28 метров, на Come Up 9000 – 30. Толщина 8-9мм на более мощных лебёдках 10-12мм. То есть на лебёдки класса 6000-12000 ставим 30 метров сечением 9-14мм. Это классический вариант имеющий некоторые недостатки. Брать синтетику тоньше 9мм для использования на внедорожнике нет смысла. Лучше брать как можно толще: обойдётся дороже но ходить будет дольше. При одинаковой толщине троса синтетики входит на один и тот же барабан больше – она плющится. Кроме того заявленная производителем толщина почти всегда преувеличена на 0,5-1 мм (впрочем толщина синтетики менее стабильна и может «плясать» на 1мм). На девятитысячные Warn’ы и Come Up’ы (и подобные, «классические», лебёдки) ставят 30 метров 11 мм троса. На «двенадцатые» и «пятнадцатые» те же тридцать но уже 12-14мм.
Теперь о недостатках такого решения. Чем длиннее трос лебёдки тем меньше строк его службы — это внедорожная аксиома. Как правило в 90% случаев пользования лебёдкой трос разматывают не до конца, стало быть нижние витки находящиеся на барабане не используются но изнашиваются (трутся между верхними витками и барабаном). Да и нагрузка на лебёдку в этой ситуации выше. Кроме того верхние витки врезаются между нижними намотанными под меньшей нагрузкой ломаясь и перетираясь.
А вот в качестве удлинителя синтетика прослужит долго.
Стало быть лучше взять 20 метров на барабан и там где нужно 30 пользоваться удлинителем (удлинитель по любому не будет лишним).
Большинство продавцов могут отказать в продаже такова отрезка: «бухта 300 метров» или «трос уже разрезан на классические «тридцатки»… или ещё что… Выхода три: разместить предварительный заказ и ждать, либо накинуть к цене 0,5 – 1$ и Вам, скорее всего, уже не откажут, либо купить 60 метров. Последний вариант неплох – 20 на лебёдку 40 на удлинитель. Этот вариант хорош и тем что спустя некоторое время, до того как лебёдочный трос придёт в негодность поменять его местами с удлинителем.
Кевларовый трос или стальной?
Квадроциклы Stels atv китайского производства комплектуются тросами из кевлара с 2007 года. Его надёжность, в сравнении с обычными стальными тросами такова, что в последнее время к участию в соревнованиях по экстремальному вождению допускаются техника, укомплектованная исключительно кевларовыми тросами.
Преимущества такой синтетики перед стальными тросами очевидны:
Поскольку кевлар легче стали, то нагрузка на переднюю ось машины существенно снижается. Кевларовый трос не утонет в водной преграде. Применение синтетики не связано с обязательным использованием рукавиц или перчаток. Остаточная деформация кевларового троса меньше, что повышает безопасность при его длительном применении (текучесть стали гораздо менее заметна, поэтому длину стального троса б/у перед каждыми соревнованиями необходимо тщательно измерять). На поверхности кевлара никогда не образуются заусенцы, появление которых на стальном, часто эксплуатируемом тросе происходит часто. Такие заусенцы перекашивают трос при его намотке, и повреждают пользователю руки. В случае разрыва оплётки повреждённую часть кевларового троса для лебёдки можно вновь сплести, при этом показатели разрывной прочности не снижаются. Процесс наматывания синтетического троса на барабан, в сравнении со стальным, происходит значительно легче, поскольку меньшая гибкость стали вынуждает время от времени поправлять наматываемое изделие (для того, чтобы избежать нежелательного перехлёста витков). Правда, в этом имеется и ограничение: намотку кевлара всегда необходимо выполнять с некоторым преднатяжением.
Все перечисленные преимущества применимы также и для строительной грузоподъёмной техники. В любом случае за приспособлением нужен постоянный уход, а крепление скоб отличаться надёжностью, обычной для такого рода устройств.
Ограничивает широкое применение кевлара в строительных лебёдках высокая стоимость данного синтетического материала. Например, цена кевларовых тросов от торговой марки Warn колеблется в пределах 6000…10000 руб., в то время как стальной трос для тех же целей эксплуатации можно приобрести за 4000…6500 руб. Отечественные тросы производства ОАО «Канат» (г. Коломна) дешевле на 35…40%.
Впрочем, у кевлара есть и другие ограничения, речь о которых пойдёт далее.
https://youtube.com/watch?v=t30dJoaf4GQ%3F
Какой и где использовать трос
Стальной трос хорошо подойдет для использования в поездках по горам и пескам, где возможно истирание, можно использовать на тяжелых рамных внедорожниках, наличие физически крепкого штурмана, что бы таскать этот трос. Отлично подходит для использования в зимнее время.
При использовании обязательно необходимо соблюдать технику безопасности, работать в перчатках, использовать гаситель троса,отлично подходит армейская плащ палатка. Необходимо регулярно смазывать например смазкой WD-40, во избежание коррозии. При намотке троса на барабан лебедки обязательно следить за равномерностью намотки. Удобен для использования в поездках на охоту и рыбалку, где риск застрять не так высок как на внедорожных соревнованиях, поэтому больше подходит рыбакам и охотникам. Запрещен на многих внедорожных соревнованиях.
Синтетический трос отлично подойдет для легких внедорожников и внедорожников не имеющих рамную конструкцию. Отлично подойдет для использования в лебедках которые спрятаны в бампер автомобиля
На абразивных грунтах нужно использовать с осторожностью. Внимательней использовать зимой, во избежание смерзания троса на лебедке, возможно стоит обработать специальными пропитками. Можно использовать без перчаток, но все равно обязательно использовать гаситель троса
В виду легкости и гибкости троса отлично подходит для внедорожных соревнований, нет необходимости постоянной намотки на барабан лебедки, можно обмотать вокруг кенгурина, или накинуть и прикрепить к экспедиционному багажнику
Можно использовать без перчаток, но все равно обязательно использовать гаситель троса. В виду легкости и гибкости троса отлично подходит для внедорожных соревнований, нет необходимости постоянной намотки на барабан лебедки, можно обмотать вокруг кенгурина, или накинуть и прикрепить к экспедиционному багажнику.
Опрос
Характеристики удлинителей тросов лебёдки
В большинстве случаев, удлинители тросов представляют из себя обычные буксировочные ремни. Разница состоит в их длине. Если обычный буксировочный трос редко превышает длину 5 м, то для удлинителя характерны более высокие значения — 10, 20, 30 метров и более.
Как и для любого троса, важной характеристикой удлинителя является предельная рабочая нагрузка — WLL (Working Load Limit). Выражается в килограммах либо тоннах
SWL (Safe Working Load)– безопасную рабочую нагрузку производители практически никогда не указывают, но по рекомендациям многих экспертов, это значение составляет треть от SWL. Таким образом, при выборе удлинителя, умножьте на 3 максимальную снаряжённую массу Вашего внедорожника. И к этому значению прибавьте ещё 20 % в качестве дополнительной нагрузки тяжёлых условий бездорожья.
Дополнительной характеристикой удлинителя троса является его ширина. Она составляет 50 — 90 мм. На удобство использования она практически не влияет. Отметим лишь, что узкий удлинитель сэкономит совсем немного места в Вашем такелажном наборе. А широкий удлинитель позволит использовать его в качестве коразащитной стропы.
Материал, из которого изготавливаются удлинители как правило 100% полиэстер.
Что такое кевлар?
Кевлар представляет собой высокопрочное полимерное волокно на основе полипарафенилен-терефталамида, которое впервые было произведено в середине 70-х годов прошлого века американским химическим концерном DuPont. Первоначально такое волокно предназначалось для военных целей в качестве сырья для производства касок и защитных бронежилетов (и действительно там широко применяется). Однако эксплуатационные возможности кевлара (и модификации ассортимента этого волокна) позволяют существенно расширять область его применения. В частности, кевларовый трос для лебёдки (и не только автомобильной) может решить множество проблем, которые возникают при повседневной эксплуатации разнообразных подъёмно-транспортных механизмов.
Физико-механические свойства кевлара следующие:
Предел прочности в условиях одноосного растяжения — до 3500 МПа (что в 2,5…3 раза превышает аналогичный показатель для средне- и высокоуглеродистых сталей).
Относительное удлинение до момента появления шейки в поперечном сечении — не более 1…1,5%.
Температуростойкость материала — до 320ºС.
Водопроницаемость – не более 1%.
Плотность – 0,97…2,52 г/см3 (зависит от состава армирующего волокна; максимальный показатель соответствует стекловолокну, а минимальный – полиэтиленовому).
Впечатляют и эксплатационные свойства кевларовых волокон (в дальнейшем под этим будем понимать синтетик с любым видом наполнителя). Так, кевларовый трос для лебёдки может сплетаться как с использованием сердечника, так и без него. При этом такие тросы существенно легче и безопаснее металлических. Используя такие тросы, можно работать без перчаток, а в случае разрыва подобного кевларового изделия его остатки не будут, разлетаясь во все стороны, травмировать окружающих.
Для увеличения допустимого значения разрывного усилия кевларовый трос для лебёдки изготавливается методами многорядного плетения (обычное число прядей — 12). При прочностных испытаниях усилие разрыва зависит от диаметра троса, и составляет:
- При диаметре 9 мм – не менее 47 кН;
- При диаметре 10 мм – не менее 58 кН;
- При диаметре 11 мм – не менее 78 кН;
- При диаметре 12 мм – не менее 98 кН.
По условиям безопасной эксплуатации грузоподъёмных устройств коэффициент запаса по усилию должен составлять не менее 3,5 (а при использовании лебёдок для подъёма людей – до 9). Таким образом, предельные усилия для безопасного нагружения кевларовых тросов составляют от 52…108 кг – при использовании на работах, связанных с подъёмом людей, до 130…280 кг – для иных видов грузоподъёмных операций в строительстве.
Лучшие ручные барабанные лебедки
Лебедка барабанного типа устроена из мощного барабана, на который намотан стальной трос и механизм, заставляющий его крутиться
Самое важное звено барабанного устройства – редуктор, шестеренчатый или червячный. Важно отметить, что червячное устройство более безопасно, так как оснащено наиболее надежным стопорным элементом
Однако имеет большие габариты, но тянет намного меньший по своей массе груз, чем шестеренчатый аналог. При выборе барабанного аппарата необходимо выбирать устройство с тяговыми характеристиками порядка 1 тонны – это практично и выгодно. В эту категорию попали 4 номинанта с лучшими показателями.
Ермак TRT 1301CL
Ручная барабанная лебедка с шестеренчатым редуктором. Удобный монтаж на любой поверхности с подготовкой на опорной части под крепление. Усиленный металлический корпус, барабан покрыт сверхпрочным покрытием. Для вращения барабана предусмотрена удлиненная Т-образная рукоять, что значительно облегчает физическое напряжение при проведении работ. Стальной крюк с фиксатором крепко держит строп. Отличается водонепроницаемостью, прочностью, универсальностью. Небольшой недостаток – тяжелая намотка троса из-за плохого вращения барабана.
Утолщенный диаметр лебедки – 7 мм. За счет этого может легко выдерживать повышенную нагрузку. Автоматическая тормозная система. Длина стального троса 10 м, диаметр 7 мм. Тяговая нагрузка – 1350 кг, грузоподъемность – 550 кг, вес 6.4 кг.
Достоинства
- Качественная сборка;
- Универсальность;
- Диаметр троса 7 мм;
- Хорошая износостойкость;
- Приемлемая цена.
Недостатки
Тяжелая ручная намотка.
Tundra
Самый компактный механизм барабанного типа. Главные преимущества барабанного устройства с ручником – небольшой вес и разноплановая возможность эксплуатации. Двойное храповое колесо повышает надежность, безопасность в работе. Металлический трос обеспечивает максимально возможную тягу. Тяговая нагрузка в 1400 кг, легко помогает перемещать грузы. Основной плюс – универсальность, ее используют, как в строительстве, так и на бездорожье. Ручной привод обеспечивает удобное перемещение тяжелых предметов в горизонтальной плоскости. Механический аппарат Tundra категорически запрещается применять для поднятия грузов по вертикали. Металлический трос диаметром 4.5 мм, длина – 10 м, вес – 3.4 кг.
Достоинства
- Многофункциональность;
- Высокая прочность ремня;
- Маленький вес;
- Компактные габариты;
Недостатки
Запрещен подъем груза по вертикали
Многие пользователи отдают предпочтение этой модели за то, что она хорошо справляется со сложными задачами, не занимает много места, быстро вводится в рабочее состояние.
Falco
Лебедка барабанная ручная считается недорогим тяговым агрегатом. Храповой механизм оснащен надежной «собачкой». В левой части расположена крепкая удобная рукоятка с фиксатором, при помощи которого барабан можно закрепить в нужной позиции. Передаточное число зубчатого механизма четыре к одному. Отличительным параметром считаются компактные габариты и небольшой вес. Благодаря небольшим габаритам не занимает много места, просто монтируется и демонтируется. Максимальная тяговая нагрузка – 450 кг, металлический трос диаметром 5 мм, длина – 10 м, вес – 4,5 кг.
Достоинства
- Простой монтаж/демонтаж;
- Малый вес – 4,5 кг;
- Поддается ремонту в полевых условиях;
- Выносливая;
- Компактные габариты.
Недостатки
- Скромные внешние характеристики;
- Нет защитного кожуха.
Согласно отзывам, Falco всегда приходит на помощь водителям в экстремальных ситуациях. Безотказная, имеет хорошие тяговые показатели, быстро монтируется.
Лучшие автомобильные манометры
Калибр ЛБ-540
Малогабаритный ручной механизм барабанного типа, предназначен для перемещения груза в горизонтальной плоскости. Самая компактная модель из всего рейтинга, небольшой вес, всего – 3,2 кг. Легко переносить, монтировать и демонтировать. Развивает передаточное усилие четыре к одному. Модель оснащена двусторонним храповым механизмом подъем/опускание. Храповик рассчитан на работу в трех положениях: нижнее – для скручивания троса под нагрузкой, среднее – для работы без нагрузки, верхнее – при закреплении и перемещении грузов. Стальной трос диметром 4.8 мм, длина – 8 м, грузоподъемность – 540 кг.
Достоинства
- Малые габариты и вес;
- Трехпозиционный храповой механизм;
- Простой монтаж;
- Долгий срок службы.
Недостатки
Неудобная пластиковая ручка на рукоятке.
В отзывах пишут, что при регулярном использовании агрегата пластиковая ручка на рукоятке имеет свойство прокручиваться. Впоследствии требует замены или дополнительного крепежа.
Особенности использования синтетического троса
Лучшие канаты на внедорожники делаются из высококачественных синтетических материалов, а именно кевлара (традиционный) или дайнимы (современный вариант, очень качественное импортное волокно). Такой материал, как «дайнима файбер» (SK – 75) отличается наибольшей защищенностью от УФ – излучения. Это самый прочный материал в мире, который используется для производства синтетических канатов.
Синтетический трос для электрической лебедки по многим показателям превосходит металлический трос, прежде всего, по безопасности. Как правило, такие тросы обладают протяженностью от шести до ста метров. Он мягок и приятен при использовании. Окончания тросов, которые приобретаются под заказ, профессионально заплетаются (огон, петля, крюк, коуш). Последние метров пять каната закрываются темным крепким чехлом, изготовленного из нейлона, для защиты синтетического каната от повреждений.
Недостатки синтетического троса заключаются в следующем:
- иногда его защемляет на барабане витками;
- он может смерзаться в зимний период;
- он считается дорогостоящим изделием.
Синтетический канат изготавливается из полимерного волокна, которое обладает высокой прочностью и незначительным параметром растяжения. Температура, при которой начинает плавиться и деформироваться трос, составляет от 150 градусов, а предельный рабочий температурный режим равняется 65 градусам.
Таким образом, синтетический канат нисколько не уступает по собственным параметрам привычному металлическому. Вес ста метров синтетического каната составляет приблизительно пять килограмм, что в разы меньше стального. Он более прочен аналогичного металлического на пятьдесят процентов. Электролебедка, которая оборудована подобным изделием, прослужит достаточно продолжительный период.
Важной положительной стороной синтетического каната считается его способность удерживаться на воде и не идти ко дну. Помимо этого, он почти не поглощает влагу
Но синтетический канат нуждается в том, чтобы с ним правильно обращались:
- сматывается кевларовый канат только при нагрузке;
- нельзя наматывать канат на бухту, когда наблюдается низкий температурный режим.
Чтобы синтетическое изделие прослужило весь положенный эксплуатационный период, нужно следить за его состоянием.
Уход за тросами из кевлара
Высокая прочность и надёжность кевларового троса для лебёдки проявляется лишь при определённых условиях его эксплуатации
В частности, здесь особое внимание необходимо уделять чистоте сматываемого изделия. Конечно, производитель кое-что в этом направлении предусматривает, например, поверхностную обработку троса защитными веществами, предотвращающими попадание различных загрязнений в зазоры между витками
Однако такая защита малоэффективна в условиях пониженных температур внешнего воздуха, поскольку на поверхности троса может образоваться ледяная корка, которую придётся удалять вручную. Опасность повреждения синтетика в этом случае гораздо больше, чем стали в металлическом тросе. В продаже имеются кевларовые тросы с термостойким покрытием, но, во-первых, их способность не накапливать тепло при вращении барабана необходимо ещё проверить экспериментально, а. во-вторых, стоимость таких тросов будет выше.
Таким образом, кевларовый трос для лебёдки нуждается в соответствующих условиях хранения, а также в более тщательном обслуживании.
Несколько слов о восстановлении повреждённого изделия. Для продления жизни кевларовому тросу необходимо правильно выполнять восстановление повреждённого участка. Для этого участок, который будет охватывать коуш, плотно, виток к витку обматывают капроновой нитью. Для более плотной укладки трос в месте соединения ставится «на изгиб», и под него укладывается термопрокладка (можно использовать полиамидное или стекловолокно). Затем с противоположной стороны производится вплетание свободного конца кевларового троса в основной участок. Концевые участки вплетания также обматываются капроновой нитью. Длина возобновляемого участка троса не должна быть менее 250 мм, но перед окончанием работ стоит убедиться в том, что восстановленный участок не мешает плотной и равномерной намотке троса на барабан лебёдки.
При эксплуатации кевларовых тросов необходимо помнить, что они неустойчивы к воздействию ультрафиолетового излучения, а надёжность эксплуатации зависит от температуры: при низкой температуре кевлар теряет свою гибкость, а при высокой — имеет тенденцию плавиться.
Сопло для пескоструйного аппарата. Как найти самое долговечное?
Ручная дрель механическая. Привет из СССР
Синтетический он же кевларовый трос
Преимущества:
- легкий;
- более безопасный при обрыве, по сравнению со стальным;
- гибкий, меньше склонен к образованию изгибов и перекручиванию;
- можно работать без перчаток, хоть и не рекомендуется;
- имеет большую прочность, по сравнению со стальным;
- при разрыве можно починить;
- не тонет и не впитывает влагу;
- можно намотать на кенгурятник, или прикрепить к багажнику, перекинув через капот автомобиля, не наматывая его на лебедку.
Недостатки:
- высокая цена;
- склонен к истиранию;
- при использовании в зимнее время, и попадание в воду, возможно смерзание троса на лебедке, из за чего есть возможность остаться без лебедки;
Несколько полезных советов
В заключение, хотим отметить:
- Удлинитель троса может применяться не только при использовании электрической лебёдки. Ту же самую функцию он выполняет и при лебежении с помощью ручной лебёдки. Но в этом случае вариантов направления для лебежения гораздо больше.
- Сложенный вдвое удлинитель вполне можно использовать при буксировке автомобиля в экстренных случаях.
- Так же можно удлинять и динамические стропы при резком выдёргивании застрявшего автомобиля.
- Не лишним будет напомнить, что удлинитель вполне подойдёт как средство закрепления груза на внешней подвеске автомобиля или и в его багажном отделении.
Перейти в каталог >>
Особенности применения металлического троса
Металлический трос для лебедки скручивают из стальной проволоки и используют в виде такелажа во множестве сфер производства и в строительстве. Применяет трос и в лебедках для внедорожников. Несмотря на то, что сегодня на рынке возникло много разных синтетических материалов, металлический трос является «классикой» и все так же популярен среди автовладельцев:
- в отличие от синтетического каната металлический является тяжелым и не таким эластичным, но показатель долговечности троса из металлической проволоки считается бесспорным преимуществом;
- за ним не нужно ухаживать, и он не будет гнить;
- нет необходимости его протирать и сушить, как кевларовый трос.
Самый существенный недостаток металлических тросов, из-за чего его запретили применять во многих серьезных состязаниях – это нередкие случаи, когда он разрывается
В результате кинетическая энергия, которая запасена в ходе растяжения, с мощной силой толкает его обратно в хаотичном порядке, и этого вполне хватает, чтобы серьезно покалечить человека. Ведь иногда владельцы внедорожников забывают об элементарных правилах безопасности, что приводит к печальным последствиям. Поэтому при выборе изделия человеческий фактор играет весьма важную роль. Иногда у таких изделий ролики немного выступают из бампера, на что обращают внимания бдительные сотрудники ГИБДД.
Между тем, металлической трос не смерзается в зимнее время, что довольно важно для многих автовладельцев. Он сравнительно безразличен к химическим веществам на трассе
Его не защемляет между витками самого себя непосредственно на барабане.
Разновидности стальных канатов
Тросы относятся к крученым или витым изделиям, изготавливаемым из стали, синтетических и органических нитей. В производстве стальной продукции применяется оцинкованная высокоуглеродистая проволока сечением 0,4–3 мм, обладающая значительным запасом прочности при нагрузках на разрыв (от 130 до 200 кгс/мм2).
Металлические нити, используемые в изготовлении продукции, бывают нескольких марок. Наилучшими прочностными характеристиками обладает проволока категории В, менее качественным считается сырье марок I и II
Прежде чем определить, какую нагрузку выдерживает трос 5 мм или другой толщины, следует принять во внимание, что вне зависимости от качества материала канаты различаются между собой по конструкции и бывают трех типов:
- Одинарной свивки – сделаны из одной пряди с проволокой одинакового сечения. Их элементы свиваются вокруг одной из металлических нитей до 4-х слоев. Маркируются стальные тросы как сумма из цифр, указывающих на число проволок в плетении. Например, 1+9+9 говорит о том, что в канате имеется 19 проволок, из них одна размещается в центральной части, 9 свиты в первом слое и 9 во втором.
- Двойной свивки – изготовлены из нескольких прядей, накладываемых в 1–2 слоя вокруг сердечника. Для сердечника используют свитую проволоку, органические или минеральные материалы, которые улучшают прочность стального троса и предотвращают проваливание прядей внутрь изделия. Чаще всего такую продукцию применяют для тросовой работы.
- Тройной свивки – сделаны из нескольких тросов. Как и при двойной свивке, они имеют сердечник, однако изготавливаются из проволоки меньшего сечения и используется там, где необходима повышенная гибкость канатов (как правило, для кабельных работ).
Проволока, расположенная в разных слоях, может иметь точечное, линейное или точечно-линейное касание. Устанавливая, какую нагрузку выдерживает трос диаметром 6 мм или иной толщины, нужно учитывать, что канаты с точечным касанием (ТК) актуальны только при незначительных пульсирующих нагрузках. Изделия с линейным касанием (ЛК) отличаются обширной сферой применения, а с точечно-линеныйм (ТЛК) используются в местах, где ЛК не могут обеспечить рекомендуемый запас прочности.
При изготовлении продукции обычно применяется крестовая свивка. Проволока в ее наружном слое имеет различное направление, что гарантирует более крепкое сплетение и простоту в эксплуатации. По желанию заказчиков заводы-производители могут изготовить и другие разновидности свивки, такие как одностороннюю и комбинированную.
Помимо классификации по конструкции, канаты делятся по степени скручивания и могут быть гибкими или жесткими. Последние характеризуются более высокой прочностью на разрыв, поскольку выпускаются из малого числа металлических нитей большого диаметра. Для сравнения гибкости тех или иных модификаций можно воспользоваться таблицей.
Вид | Конструкция | Коэффициент гибкости |
Однопрядный | 1х19 | 5 |
1х37 | 7 | |
ЛК-О | 6х19+1 | 12 |
ТК | 6х19+1 | 15 |
ТЛК-О | 6х37+1 | 21 |
Тройной свивки | 6х6х7+7 | 27 |
Стальной трос
Используется с момента появления автомобильных и ручных лебедок. Неплохо зарекомендовал себя временем, и до появления синтетических тросов у него не было альтернативы.
Основные преимущества стального троса:
- долговечность, при должном уходе;
- низкая цена по сравнению с синтетическим тросом;
- менее подвержен износу на каменистых, песчаных, и прочих абразивных грунтах;
Недостатки:
- огромный вес;
- сложность в намотке на лебедку, из за образования перегибов и скручивания;
- травмоопасный из за образования заусенцев, обязательно работать в перчатках;
- может нанести серьезные увечья при обрыве и в том числе повредить автомобиль.